Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств в бюджетном учреждении. Инвентаризация в бюджетных учреждениях Инвентаризация в образовательном учреждении документы

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Котовская Л.Г.
Консультант-эксперт
по бухгалтерскому учету

1. Общие положения

Законом Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлены основные задачи бухгалтерского учета, обеспечивающие упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах учреждений и организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Одним из звеньев основных задач бухгалтерского учета является инвентаризация имущества и финансовых обязательств бюджетных учреждений.
Инвентаризация имущества и финансовых обязательств бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с:

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с:

Инвентаризации подлежит все имущество учреждения независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие учреждению, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально-ответственному лицу.

Основными целями инвентаризации являются:

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них и т.д.) определяется руководителем учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. В учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации учреждения;
в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Инвентаризация библиотечных фондов проводится в сроки установленные письмом Министерства финансов Российской Федерации «Об инвентаризации библиотечных фондов» от 4 ноября 1998 г. № 16-00-16-198, а именно:

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА, ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

О.Ю. Василенко
Порядок и правила проведения инвентаризации в бюджетных учреждениях: учебно-методическое пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. - 20 с.

АННОТАЦИЯ

Учебно-методическое пособие является электронной версией книги:
Василенко О.Ю. Василенко О.Ю.Порядок и правила проведения инвентаризации в бюджетных учреждениях: учебно-методическое пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. - 20 с.

Введение
Когда проводить инвентаризацию
Порядок проведения инвентаризации
Инвентаризация нематериальных активов
Инвентаризация основных средств
Инвентаризация финансовых вложений
Инвентаризация материальных запасов
Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов
Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности
Инвентаризация расчетов
Оформление итогов инвентаризации
Используемые и рекомендуемые материалы

Введение

Учет в бюджетных учреждениях как самостоятельный предмет имеет значительное количество отличий от учета в коммерческих организациях. Такие отличия, прежде всего, возникают из тех особенностей, которые имеются в бюджетном учете: все имущество, активы и обязательства бюджетного учреждения являются государственной собственностью, и право на собственность отделено от права распоряжаться этой собственностью.

Поэтому государство с особой тщательностью следит за наличием своего имущества и его состоянием, прибегая к оперативному и последующему контролю бюджетных учреждений посредством контролирующих органов – Территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, контрольно-ревизионных управлений и отделов при министерствах и ведомствах. Таким образом, бюджетные учреждения должны проводить инвентаризацию с особой тщательностью, соблюдая все нормативные требования, так как имущество, активы и обязательства находятся у них в оперативном управлении и являются строго контролируемыми.

Обеспечение достоверности данных бюджетного учета и контроль за имуществом, активами и обязательствами в бюджетных учреждениях – это не только одна из основных задач бухгалтерии бюджетного учреждения. Инвентаризация имущества, активов и обязательств бюджетных учреждений – еще и средство информирования государства об эффективности инвестиций в такие значимые сферы государственного влияния, как здравоохранение, образование, культура, управление, которые выполняют социально-значимые для государства функции – защиту и обеспечение прав населения.

Пособие поможет раскрыть особенности и определить отличия учета и контроля имущества, активов и обязательств в бюджетных учреждениях от учета в коммерческих организациях.

Предназначено для студентов и слушателей экономических факультетов высших учебных заведений при изучении специального курса «Анализ и учет в бюджетных учреждениях».

Прежде чем приступить к составлению годовой отчетности, каждая организация и учреждение обязаны провести инвентаризацию своего имущества. Такая обязанность установлена ст. 12 Федерального Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Как правильно провести годовую инвентаризацию? Какими документами оформить ее результаты? Как отразить выявленные недостачи или излишки имущества в бухгалтерском учете?

Электронная версия книги : .

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

Инвентаризация расчетов с персоналом

Одним из пунктов инвентаризации перед составлением годовой отчетности является ревизия расчетов с персоналом. Однако в нормативных актах нет подробного описания хода проверки. Поэтому давайте разбираться.

В бюджетных учреждениях инвентаризация проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Однако четкого алгоритма проведения инвентаризации расчетов с персоналом там нет. Поэтому каждое учреждение должно устанавливать собственные правила с учетом наличия филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений, порядка выдачи заработной платы (по наличному или безналичному расчету) и других особенностей, характерных для конкретного учреждения.

Инвентаризация расчетов с персоналом проводится в целом по всей организации. Алгоритм ее проведения может состоять из следующих пунктов.

Вначале приказом руководителя учреждения создается ревизионная комиссия. Он же устанавливает количество инвентаризаций в отчетном году, дату их проведения, перечень проверяемого имущества и финансовых обязательств.

Обратите внимание: порядок проведения инвентаризации устанавливается в учетной политике.

Комиссия проводит проверку сумм кредиторской задолженности по заработной плате, подлежащих зачислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникших переплат.

В бюджетном учете начисление заработной платы и принятие денежных обязательств по оплате труда происходит одновременно, поэтому важно проверить даты учета обязательств. На данном этапе осуществляется проверка:

Уплаченных сумм;

Сумм депонентов;

Переплат работникам;

Задолженностей с истекшим сроком исковой давности;

Задолженностей и переплат перед бюджетом и внебюджетными фондами.

После этого ревизионная комиссия проводит документальную проверку обоснованности расчетов. К первичным учетным документам для ведения учета расчетов с персоналом по оплате труда относятся:

Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 0504421);

Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (ф. 0504425);

Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501);

Расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401);

Платежная ведомость (ф. 0504403).

Проверяются также локальные нормативные акты:

Положение о внутреннем финансовом контроле в учреждении;

Положение о расчетах с подотчетными лицами или Положение о командировках;

Положение о документообороте.

Системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:

а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) государственных гарантий по оплате труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных и казенных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных и казенных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета;

з) мнения представительного органа работников. › |

В случае выявленных отклонений, ошибок в документах, отсутствии документов эти данные фиксируются в акте.

Болезнь сотрудника (листок нетрудоспособности);

Получение вычета на ребенка (справка ЗАГС о рождении ребенка, свидетельство о рождении ребенка, заявление, справка с места работы второго родителя или копия его трудовой книжки, если он не работает);

Отпуск работника (приказ об отпуске);

Взыскание алиментов (исполнительные листы);

Иные документы.

В рамках инвентаризации проверяется порядок начисления дополнительных выплат сотрудникам: премии, доплаты к должностным окладам, надбавки за квалификационный разряд или классный чин, доплаты за работу в ночное время и выходные дни, материальная помощь, вознаграждения по итогам работы за год, другие аналогичные расходы. Премии должны быть связаны с производственными достижениями, вознаграждения должны выплачиваться по итогам работы и иметь поощрительный характер, а не быть связаны с праздничными мероприятиями или относиться к профессиональным праздникам.

Документы, связанные с командированием работников, и выплаты по компенсации расходов, связанных с переездом, также подлежат ревизии. К таким выплатам относятся подъемные при переезде на новое место службы, например, в посольство или представительство РФ за рубежом, в районы Крайнего Севера и приравненные к ним, суточные при командировании, компенсации, связанные с санаторно-курортным лечением.

В то же время проверяются различные виды компенсаций: компенсации при сокращении штата или численности, компенсации стоимости форменной одежды, обуви, приобретение проездных документов, компенсации, связанные с наймом жилья, и иные пособия сотрудникам.

Все выявленные нарушения комиссия фиксирует в акте проверки.

На основании акта целесообразно разработать план корректировочных мероприятий.

Если в ходе инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных, то есть обнаружены расхождения между показателями бухучета и данными инвентаризационных описей, их следует отразить в сличительных ведомостях. Такая задача обычно возлагается на работников бухгалтерии.

Инвентаризация обязательств это

Бухгалтер на основании инвентаризационных описей составляет сличительную ведомость в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается ответственному лицу (лицам).

В целом инвентаризация расчетов с персоналом должна коснуться всех видов выплат персоналу, всех видов начислений, а также отраслевых особенностей, особенностей расположения учреждения, организации работы, вопросов командирования сотрудников, наличия особых видов выплат. › |

Исходя из судебной практики и большого количества судебных решений, государственным (муниципальным) учреждениям следует сделать один важный вывод: всегда лучше предотвратить нарушение, чем впоследствии ошибки в учете или документах будут выявлены проверяющими органами и дело дойдет до суда.

Кроме того, не всегда учреждения выигрывают споры в суде.

Например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 сентября 2010 г. № А33-2398/2010 суд занял позицию налогового органа, а не работодателя, поскольку налогоплательщик не подтвердил обоснованность включения спорных затрат в состав расходов в целях исчисления НДФЛ.

При решении вопроса о возможности принятия расходов в целях исчисления налога на доходы физических лиц необходимо исходить из реальности этих расходов, произведенных для приобретения товаров (работ, услуг), а также их документального подтверждения.

В свою очередь документальное подтверждение отсутствовало. Однако при проведении своевременной инвентаризации данных рисков можно было бы избежать, например, при утрате документов подготовить дубликаты, запросить у работников учреждения документы, подтверждающие материальную выгоду.

Также инвентаризация может выявить случаи, когда налоги начислены, но не уплачены в бюджет. Подобная ситуация может сложиться, например, если у учреждения отсутствуют денежные средства из-за халатности бухгалтера или по другим причинам. Такой случай рассматривается в постановлении ФАС Центрального округа от 1 июля 2011 г. № А36-1374/2010, в котором налоговый орган в суде доказал факт нарушения законодательства о налогах и сборах, выразившийся в неперечислении в бюджет сумм удержанного НДФЛ.

При проведении инвентаризации не следует включать в инвентаризационную комиссию заинтересованных лиц.

Инвентаризация может проводиться раз в год, однако целесообразно ее проводить чаще, например, два раза в год с целью минимизации ошибок.

Кроме того, до проведения инвентаризации рекомендуется составить план мероприятий по инвентаризации. Это необходимо для того, чтобы инвентаризация не была формальной и поверхностной, а была проведена всесторонняя оценка активов и пассивов, были проанализированы все документы, а также расчеты с персоналом.

В задачи инвентаризационной комиссии входит не только проверка бухгалтерского учета, но и проверка своевременности уплаты заработной платы, расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами, а также кадровое делопроизводство.

Безусловно, при проведении инвентаризации комиссии облегчит работу наличие спецпрограмм по ведению бухгалтерского и кадрового учета, в том числе для анализа расчетов с бюджетом, расчета различных видов стажей на основании данных трудовой книжки, расчета дней компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении сотрудника.

Важно запомнить

Не стоит относиться формально к инвентаризации расчетов с персоналом. Это может привести к доначислению налогов, спорам с персоналом, наличию дебиторской и кредиторской задолженности в учете и документационным ошибкам.

Шестакова Екатерина Владимировна, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», к. ю. н.

Service Temporarily Unavailable

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ — ДОКУМЕНТЫ И УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

Бюджетные учреждения, как и коммерческие фирмы, обязаны инвентаризировать свои активы и обязательства. Причем с точки зрения закона все инвентаризации можно условно разделить на добровольные и обязательные. Об инвентаризации в бюджетном учреждении, документальном оформлении и учете ее результатов мы и поговорим в настоящем материале.

Бюджетные учреждения, деятельность которых регулирует Гражданский кодексРоссийской Федерации и Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", обязаны вести бухгалтерский учет, на что указывают положения статьи 6 Федерального Закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 402-ФЗ).
Инвентаризация активов и обязательств бюджетного учреждения является одним из важнейших элементов такого учета. Ведь именно при ее проведении выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (статья 11Закона N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ разделяет инвентаризации на два вида — на обязательные и добровольные. Добровольные инвентаризации являются элементом учетной политики бюджетного учреждения, так как случаи, сроки и порядок их проведения, а также перечень объектов, подлежащих ревизии, определяются учреждением самостоятельно. Причем добровольные инвентаризации могут быть плановыми и внеплановыми, первые проводятся в соответствии с утвержденным руководством учреждения графиком, а вторые, организуемые в целях дополнительного контроля над сохранностью имущества, — внезапно.
Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами и здесь все регламентировано. Например, инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них должна производиться в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 г. N 731 "Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности".
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 — 2019 г. утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2017 г. N 170н. Согласно программе, предстоит разработать и утвердить более двух десятков новых стандартов, а также внести изменения в действующие нормативные правовые акты.
До утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ, в частности:
— Приказ Минфина России от 01.12.2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее — Инструкция N 157н);
— Приказ Минфина России от 16.12.2010 г.

Особенностью проведения годовой инвентаризации в этом году является необходимость соблюдения требований федеральных стандартов учета, введенных с 1 января 2018 года. При этом работы инвентаризационным комиссиям учреждений госсектора заметно прибавится, но опыта инвентаризации введенных стандартами новых объектов учета еще ни у кого нет.

Нормативная база

Еще в прошлом году Методические указания, утвержденные Минфином России от 13.06.1995 № 49, были основным нормативным документом, в котором раскрывались общие правила проведения инвентаризации, особенности инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств, а также порядок составления сличительных ведомостей и оформления результатов инвентаризации. Но уже с этого года при проведении инвентаризации учреждениям госсектора, кроме Методических указаний № 49, нужно опираться на требования Федерального стандарта учета «Концептуальные основы», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2017 № 256н. Согласно пункту 2 этого стандарта именно он теперь определяет основные требования к инвентаризации активов и обязательств , осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений госсектора. А раздел VIII стандарта (пункты 79-82) содержат как раз эти основные требования к инвентаризации активов и обязательств.
Отметим, что содержание раздела VIII стандарта «Концептуальные основы» повторяет основные положения инструкций по бухгалтерской и бюджетной отчетности, Инструкции № 157н. Тем не менее при формировании учетной политики, а также локальных актов о проведении инвентаризации в 2018 году целесообразно ссылаться именно на стандарт «Концептуальные основы». Но этот стандарт вовсе не отменяет использование Методических указаний № 49 в учреждениях госсектора, положения которых по-прежнему можно применять при проведении инвентаризации.

Описи и ведомости

Инвентаризационные описи различных объектов учета, ведомость по расхождениям результатов инвентаризации и другие унифицированные формы первичных документов, используемых при проведении инвентаризации, утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Вместе с этими формами данным приказом утверждены и Методические указания по их применению. Однако в настоящее время эти формы не отражают изменений, связанных с применением федеральных стандартов учета.
Напомним, что Минфин России согласно своего приказу от 28.02.2018 № 36н планировал в июле этого года внести изменения в Приказ № 52н, но этого не произошло. Можно предположить, что Минфин собирался внести изменения и в инвентаризационные формы с целью приведения их в соответствие с требованиями вступивших в 2018 году стандартов учета.
Годовая инвентаризация в учреждениях проводится, как правило, в сентябре-ноябре. Очевидно, что Минфин уже не успеет внести изменения в инвентаризационные формы до наступления осени. Следовательно, в этом году учреждениям придется применять формы «старого образца». А, если Минфин и издаст соответствующий приказ, то все изменения вступят в силу уже с 2019 года.
Отметим, что в ноябре прошлого года Минфин издал приказ от 17.11.2017 № 194н, котором утвердил Инвентаризационную опись (сличительную ведомость) по объектам нефинансовых активов (форма 0504087) и Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092). Однако согласно пункту 2 данного приказа применение этих форм ограничено, и применять их позднее 1 января 2018 года нет оснований.
Тем не менее, вполне вероятно, что Минфин России в течение осени даст разъяснения или рекомендации по применению унифицированных форм при проведении инвентаризации в этом году.

Новые объекты

Связи с внесением весной в Инструкцию № 157н и другие инструкции по учету изменений, в этом году государственным и муниципальным учреждениям при проведении инвентаризации необходимо будет устанавливать наличие или отсутствие новых объектов учета. Но, пожалуй, самым важным при этом станет выявление фактов обесценения активов.
Напомним, что согласно пункту 6 Федерального стандарта учета «Обесценение активов» (утв. приказом Минфина от 21.12.2016 № 259н) выявление признаков обесценения актива осуществляется субъектом учета в рамках инвентаризации активов и обязательств, проводимой им в целях обеспечения достоверности данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следовательно, перед началом инвентаризации потребуется:

  • разработать рекомендации инвентаризационным комиссиям по выявлению активов с признаками обесценения;
  • подготовить соответствующие формы учетных документов, в которых будет фиксироваться решения инвентаризационных комиссий по обесценению активов;
  • внести соответствующие уточнения в учетную политику по порядку отражения обесценения активов с учетом особенностей деятельности учреждения.

И это далеко не весь перечень мероприятий, которые потребуется осуществить до начала инвентаризации. Все это потребует времени и сил. Кроме того, очевидно, что наделение инвентаризационных комиссий новыми полномочиями, скорей всего, несколько замедлит их работу. Следовательно, потребуется удлинение сроков проведения инвентаризации. И если в прошлые годы инвентаризация, как правило, начиналась с октября, то в этом году целесообразно начать ее уже в сентябре.
Кроме того, инвентаризация новых объектов учета, установление результатов обесценение скажется не только на сроках подведения итогов инвентаризации, но и потребует дополнительного времени для отражения результатов инвентаризации в учете. Ведь бухгалтерам так же потребуется время на анализ полученных результатов инвентаризации и освоение новых учетных записей, а также последующее отражение их в отчетности.

Обратите внимание! В соответствии с пунктом 10 Стандарта «Обесценение активов» в случае выявления любого из признаков обесценения актива, которые ранее не являлись основанием для признания его обесценения, принимается решение о необходимости определения справедливой стоимости актива. Очевидно, что такое решение должно приниматься комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Одновременно с решением об определении справедливой стоимости данная комиссия оценивает необходимость корректировки оставшегося срока полезного использования актива.
Другими словами, если раньше результатом инвентаризации было в основном выявление излишков и недостач, то теперь такие результаты будут основанием для принятия пока непривычных и непростых решений.

Признание убытка

Согласно пункту 15 Стандарта «Обесценение активов» убыток от обесценения актива признается в бухгалтерском учете, когда его остаточная стоимость на годовую отчетную дату превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на выбытие такого актива. После того, как убыток от обесценения актива признан на годовую отчетную дату, то он единовременно отражается в составе расходов отчетного периода.
То есть убыток от обесценения и его признание теперь будет одним из итогов инвентаризации!
Однако применение указанных положений Стандарта «Обесценение активов» порождает непростую ситуацию:
с одной стороны - убыток от обесценения актива единовременно признается в составе расходов отчетного периода . То есть в конце года одним махом расходы за отчетный период будут увеличены на сумму убытков от обесценения. Другими словами, расходы учреждения по итогам года увеличатся как бы «из воздуха»;
с другой - возникает вопрос с покрытием таких убытков. Как будут покрываться эти расходы, что будет источником финансирования?
Например, в прошлом году постановлением правительства от 13.09.2017 № 1101 в порядок формирования госзадания были внесены изменения. Теперь в госзадании должна быть учтена годовая сумма плановой (расчетной) амортизации по особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ), используемому в процессе оказания госуслуг. То есть амортизация основных средств финансируется, а убыток от обесценения пока нет. Хотя сам убыток согласно Стандарту «Обесценение активов» Минфин России уже предлагает отражать в учете.
Разрешение этой ситуации, вероятно, должно найти в нормативных актах Правительства России и Минфина. Можно предположить, что в порядок формирования госзадания Правительством будут внесены изменения, которые должны учитывать положения федеральных стандартов учета. Возможно, что и убыток от обесценения каким-то образом будет учтен в субсидии на госзадание.

Заключение

Участие в инвентаризационных мероприятиях всегда требовало от бухгалтера терпения, собранности и четкого понимании конечных результатов. Однако в этом году бухгалтеру все это потребуется в десять раз больше, так как от полученных итогов инвентаризации, скорей всего, будет зависеть финансовое состояние учреждения.

Будьте бдительны!

Активы и обязательства автономных учреждений подлежат инвентаризации (ст. 11 Закона о бухгалтерском учете ). Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств устанавливается самим автономным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом положений законодательства РФ (п. 6, 20 Инструкции № 157н ).

Рассмотрим некоторые вопросы, возникающие у бухгалтеров в ходе проведения инвентаризации.

Какими нормативными правовыми актами РФ может воспользоваться автономное учреждение при разработке порядка проведения инвентаризации, а также при ее проведении?

В настоящее время автономные учреждения вправе руководствоваться Методическими указаниями по проведению инвентаризации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания № 49), в части, не противоречащей положениям Закона о бухгалтерском учете (Письмо Минфина РФ от 27.11.2015 № 02-06-10/69491).

Но в то же время на сайте Минфина размещен проект его приказа «О внесении изменений в Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49». Данным проектом предусматривается исключить положение, согласно которому учреждения государственного сектора могли применять положения Методических указаний № 49.

Таким образом, если данный приказ с названными изменениями утвердят в 2017 году и введут его действие с этого года, автономным учреждениям остается руководствоваться при проведении инвентаризации в 2017 году только собственным положением, установленным им в рамках формирования учетной политики.

Обратите внимание:

С 2018 года будет применяться Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – Стандарт № 256н). В частности, основные требования к инвентаризации активов и обязательств прописаны в ч. VIII данного документа.

Обязательно ли проводить инвентаризацию перед составлением годовой отчетности?

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете).

В частности, п. 20 Инструкции № 157н определено, что проведение инвентаризации обязательно:

  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно п. 1.5 Методических указаний № 49 проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.

Таким образом, проведение инвентаризации перед составлением годовой отчетности обязательно, а вот ее сроки, состав и другие особенности проведения учреждение вправе установить самостоятельно.

К сведению:

Часть VIII Стандарта № 256н об особенностях проведения инвентаризации повторяет положения п. 20 Инструкции № 157н.

Какие формы бланков предусмотрены для проведения инвентаризации и оформления ее результатов автономными учреждениями?

Для проведения инвентаризации в автономных учреждениях применяются следующие формы бланков, утвержденные Приказом № 52н :

Номер формы

Наименование формы

Акт о результатах инвентаризации

Инвентаризационная опись ценных бумаг

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств

Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам)

Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах

Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов

Инвентаризационная опись наличных денежных средств

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации

В приложении 5 к Приказу № 52н приведены методические указания по заполнению перечисленных документов.

Обратите внимание:

Согласно п. 20 Инструкции № 157н результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация.

При проведении годовой инвентаризации ее результаты отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Можно ли формировать и заполнять инвентаризационные описи с помощью компьютера?

Приказом № 52н установлено, что регистры бухучета составляются:

  1. в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью;
  2. и (или) на бумажном носителе в случае:
  • отсутствия возможности их формирования и хранения в виде электронных документов;
  • если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе.

Пункт 2.9 Методических указаний № 49 также допускает заполнение инвентаризационных описей и с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, и вручную.

Надо ли проводить инвентаризацию при смене материально ответственного лица только на период отсутствия работника учреждения, например, несколько месяцев?

По мнению Минфина, проведение инвентаризации при смене материально ответственного лица на период временного отсутствия одного из работников можно не осуществлять в случае заключения учреждением письменных договоров с материально ответственными лицами о коллективной (бригадной) материальной ответственности за вверенное им имущество (Письмо от 02.06.2017 № 02-06-10/34524).

Специалисты финансового ведомства, отвечая на данный вопрос, рассуждали следующим образом. Инструкцией № 157н предусмотрено, что при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел) проведение инвентаризации обязательно.

Случаи полной материальной ответственности работников, порядок заключения письменных договоров о полной материальной ответственности работников, порядок взыскания причиненного ущерба, коллективная (бригадная) материальная ответственность за причинение ущерба и другие положения о материальной ответственности установлены ТК РФ.

Материальная ответственность работника возникает с момента подписания договора о полной материальной ответственности и распространяется на все время работы с вверенным работнику имуществом, если иное не предусмотрено указанным договором.

При этом индивидуальные договоры о полной материальной ответственности, а также договоры о коллективной (бригадной) материальной ответственности заключаются только с работниками определенных категорий, указанных в Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденном Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85.

При возложении материальной ответственности на время отсутствия материально ответственного лица на иного работника необходимо производить инвентаризацию материальных ценностей, проводимую на дату приемки-передачи дел.

Возможно ли проведение инвентаризации имущества путем видео-, фотофиксации в режиме реального времени с присутствием членов комиссии?

Данная ситуация была рассмотрена Минфином в Письме от 23.12.2016 № 02-07-10/77499, в котором приведены следующие разъяснения. По мнению финансового ведомства, проведение инвентаризации имущества путем видео-, фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения упомянутого имущества не препятствует достижению установленных в Методических указаниях № 49 целей инвентаризации и может быть предусмотрена учетной политикой субъекта учета.

В частности, соблюдаются условия проведения инвентаризации имущества по его местонахождению (п. 1.3 Методических указаний № 49) с возможностью визуального осмотра объекта всеми членами комиссии, установленного п. 2.3 Методических указаний № 49.

При этом, несмотря на объемы работ, а также объемы экономии бюджетных средств от проведения инвентаризации имущества путем видео-, фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения упомянутого имущества, Минфин считает необходимым осуществлять (с определенной периодичностью) выездные проверки по месту нахождения имущества в полном составе комиссии.

Должен ли бухгалтер входить в состав инвентаризационной комиссии?

Сотрудники Минфина рассмотрели вопрос о включении бухгалтера учреждения в состав комиссии по проведению инвентаризации финансовых активов и обязательств, нефинансовых активов и выразили следующее мнение.

Участие работников бухгалтерской службы в инвентаризационной комиссии, наделенной полномочиями по инвентаризации финансовых активов и обязательств, является обязательным. Участие бухгалтерской службы в работе комиссии по инвентаризации нефинансовых активов должно обеспечивать предоставление информации, необходимой для проведения инвентаризации (Письмо Минфина РФ от 27.11.2014 № 02-06-10/60461).

Как отразить выявленные в ходе инвентаризации излишки нефинансовых активов?

Неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, принимаются к учету по их текущей оценочной стоимости, установленной на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 31 Инструкции № 157н). Под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции № 157н).

Согласно Инструкции № 183н излишки нефинансовых активов, выявленные при проведении инвентаризации, необходимо отразить в учете следующими записями:

При оформлении операций по приемке (передаче) имущества, относящегося к объектам нефинансовых активов, применяется акт о приеме-передаче (ф. 0504101). Таким образом, комиссии по поступлению и выбытию активов необходимо оформить поступление неучтенных объектов нефинансовых активов этим актом.

Обратите внимание:

Доходы в виде стоимости излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации, признаются внереализационными доходами в целях обложения налогом на прибыль (п. 20 ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 07.08.2013 № 03-03-05/31863).

Пример 1.

Автономным учреждением в результате инвентаризации выявлен неучтенный хозяйственный инвентарь, приобретенный за счет субсидии, полученной на выполнение госзадания. Комиссией по поступлению и выбытию активов текущая оценочная стоимость инвентаря определена в сумме 2 800 руб. Инвентарь не отнесен к особо ценному движимому имуществу. Находящиеся в эксплуатации учреждения объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, учитываются согласно учетной политике на забалансовом счете 21 по балансовой стоимости.

В бухгалтерском учете данная ситуация будет отражена следующими записями:

Как отразить в бухгалтерском учете возмещение ущерба виновными лицами в натуральной форме и за счет удержаний из заработной платы?

Напомним, что для учета расчетов по суммам выявленных недостач денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причинного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами, предназначен счет 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н, п. 110 Инструкции № 183н).

При определении размера ущерба, причиненного недостачами, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.

Инструкцией № 183н предусмотрены следующие бухгалтерские записи для отражения операций по недостачам:

Выявлена недостача нефинансовых активов

0 209 71 000 – 0 209 74 000

Выявлена недостача денежных средств

0 201 34 000, 0 201 21 000, 0 201 27 000

Выявлена недостача денежных документов

Поступление средств от виновных лиц в возмещение причиненного учреждению ущерба

0 201 11 000, 0 201 34 000, 0 201 21 000

Возмещение ущерба виновными лицами в натуральной форме

0 209 71 000 – 0 209 74 000, 0 209 82 000

Возмещение ущерба виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний

* В разрезе аналитических счетов.

Пример 2.

В автономном учреждении по результатам инвентаризации выявлена недостача художественной литературы в количестве 4 шт. на общую сумму по данным бухучета 7 000 руб., комиссией размер ущерба определен в этом же размере. Недостающие издания учитываются в составе библиотечного фонда, приобретены за счет субсидии, полученной на выполнение госзадания, и не относятся к особо ценному имуществу. Виновное лицо возмещает ущерб следующим образом: в натуральном виде – 2 книги на общую сумму 3 000 руб., через удержание из зарплаты на основании письменного заявления – 4 книги на сумму 4 000 руб.

В учете автономному учреждению необходимо сделать следующие записи:

Сумма, руб.

Начислена задолженность виновного в недостаче лица

Приняты к учету книги, поступившие в порядке возмещения ущерба от виновного лица

Уменьшение задолженности виновного лица перед учреждением

Удержана из зарплаты виновного лица оставшаяся часть суммы ущерба

Уменьшена задолженность виновного лица перед учреждением

* * *

В заключение напомним, что инвентаризации подлежат все имущество автономного учреждения (независимо от его местонахождения) и все виды финансовых обязательств.

Основные цели инвентаризации – выявление фактического наличия имущества, сопоставление его фактического наличия с данными бухгалтерского учета, а также проверка полноты отражения в учете обязательств.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

Особенности проведения инвентаризации автономное учреждение вправе установить самостоятельно внутренним нормативным актом.


Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

О. Заболонкова , эксперт журнала

«Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 11 ноябрь, 2017 год.

В конце 2017 года в нормативно-правовые акты, регулирующие порядок проведения инвентаризации в учреждениях госсектора, были внесены ряд изменений. Основные из них рассмотрим в данной статье.

Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок проведения инвентаризации
При проведении инвентаризации государственные учреждения руководствуются:

  • Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н);
  • Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее – Закон № 402-ФЗ);
  • приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ № 52н);
  • Методическими указаниями, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее – Указания № 49).

Стоит отметить, что Минфин России планирует внести изменения в Указания № 49 . В результате данных изменений Указания № 49 больше не будут применяться для учреждений госсектора. Однако данный факт не повлияет на порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в учете, поскольку порядок проведения инвентаризации устанавливается учетной политикой учреждения.

Изменения в Инструкции № 157н

В то же время, учреждения вправе самостоятельно разработать форму первичного учетного документа и регистра бухгалтерского учета для отражения результатов инвентаризации или дополнить унифицированные. Главным условием в таком случае является наличие обязательных реквизитов первичного документа (регистра), установленных п. 7 Инструкции № 157н и п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ .

Так, для отражения результатов инвентаризации могут применяться:

  • Инвентаризационные описи (ф.ф. 0504081-0405089, 0504091);
  • Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092);
  • Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении может быть как плановой - в соответствии с требованиями законодательства, так и инициированной - по решению руководства либо на основе критериев, определенных в локальных нормативах учреждения. В чем заключается специфика данной процедуры, а также оформления ее результатов, расскажем далее.

3. Оформление расписок материально ответственными лицами (далее — МОЛ).

Как правило, данные расписки включены в структуру унифицированных инвентаризационных описей, задействование которых предполагается на следующем этапе. Но если это не так — данные расписки могут составляться в свободной форме.

4. Заполнение унифицированных инвентаризационных описей, иных документов — например, сличительных ведомостей по итогам изучения документов бухучета, отражающих наличие у учреждения финансовых обязательств.

В данном случае речь идет о заполнении как минимум:

  • описи по форме 0504083 (опись задолженностей по займам), утвержденной в Приложении № 1 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н;
  • описи по форме 0504089, также утвержденной приказом № 52н (опись расчетов с покупателями, поставщиками).

Можно отметить, что в структуре обеих форм присутствуют формулировки, с юридической точки зрения аналогичные тем, что могут приводиться в расписках МОЛ.

Если учреждение бюджетное или автономное, то оно должно, как мы отметили в начале статьи, также заполнять форму 0503769 по приказу № 33н по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.

Кроме того, могут составляться иные описи, предусмотренные локальным нормативом учреждения, который регламентирует инвентаризацию.

5. Заполнение отчетных документов:

  • всеми учреждениями — акта сверки взаиморасчетов с контрагентами, перед которыми у учреждения есть финансовые обязательства (по унифицированной форме ИНВ-17);
  • бюджетными и автономными учреждениями — cведений о проведении инвентаризаций в виде Таблицы № 6 по приказу № 33н.

Рассмотрим более подробно работу с указанными формами.

Инвентаризация финансовых обязательств: заполнение форм ИНВ-22 и ИНВ-23

Итак, первый этап инвентаризации финансовых обязательств учреждения — составление приказа о проведении соответствующей инвентаризации по унифицированной форме ИНВ-22 . В данном случае в документе принципиально важно отразить:

  • перечни конкретных обязательств, которые подлежат инвентаризации;
  • причину проведения инвентаризации (она может отражать специфику хозяйственных операций с пассивами — например, если кредитор направил учреждению исковое требование с завышенными цифрами, и это стало причиной инициирования инвентаризации обязательств).

В остальном документ заполняется так же, как и в случае с инвентаризацией любого другого пассива или же актива. Нужно корректно отразить данные о составе комиссии, обеспечить заверку документа руководителем.

Ознакомиться подробнее со спецификой заполнения формы ИНВ-22 вы можете в статье:

Сведения о приказе о проведении инвентаризации должны быть отражены в журнале, который составляется на основе другой унифицированной формы — ИНВ-23 . В данном источнике также важно отразить перечень конкретных обязательств, которые проверяются в рамках инвентаризации. В остальном заполнение соответствующей формы осуществляется по общим правилам.

Узнать больше об особенностях заполнения формы ИНВ-23 вы можете в статье:

Инвентаризация финансовых обязательств: описи

Рассматриваемый документ применяется в целях отражения итогов инвентаризации о долгах учреждения перед контрагентами в соответствии с учетными сведениями. Форма 0504083 позволяет отразить, в частности:

  • величину долга — в целом, по основной части, процентам;
  • величину неуплаченных процентов, штрафных санкций, пеней;
  • подтвержденные и неподтвержденные суммы долгов;
  • просроченную задолженность.

Рассматриваемый документ должен быть подписан главой комиссии по инвентаризации и всеми ее представителями.

Следующий важный документ при инвентаризации финансовых обязательств учреждения — опись расчетов с контрагентами по форме 0504089. В нем фиксируются:

  • сведения о долгах учреждения (обусловленных, в частности, обязательствами по гражданско-правовым договорам);
  • сведения о контрагентах;
  • суммы задолженностей, классифицируемые по различным основаниям;
  • подтвержденные и неподтвержденные долги;
  • суммы с истекшим сроком исковой давности.

Аналогично рассматриваемый документ подписывается главой комиссии и ее членами.

Сведения о задолженности бюджетного и автономного учреждений

Бюджетные и автономные учреждения заполняют на соответствующем этапе инвентаризации сведения о задолженности учреждения по форме 0503769. В данном документе фиксируются:

  • данные о дебиторской и кредиторской задолженности;
  • данные о просроченных задолженностях;
  • аналитические сведения о движении обоих типов задолженностей.

Можно отметить, что рассматриваемая форма задействуется в рамках инвентаризации финансовых обязательств, прежде всего в целях удостоверения корректности освоения учреждением бюджетных средств. В случае если в форме 0503769 будут отражены не предусмотренные контрактом долги или их размер превысит тот, что предусмотрен контрактом, у распорядителя бюджетных средств обязательно возникнут вопросы к руководству учреждения.

Акт сверки с контрагентами

Заполняется соответствующий акт на основе тех сведений, которые отражены в описях по задолженностям, рассмотренным выше.

Главная цель его составления — получить подтверждение текущего состояния задолженности от контрагента.

Кроме того, акт полезен с точки зрения:

  • выявления ошибок в учете финансовых обязательств учреждения;
  • отражения отсутствия разногласий по задолженностям со стороны контрагента;

Обязательно составление соответствующего документа в 2 экземплярах при условии подписания обоих компетентными представителями учреждения, а также представителями контрагента.

Подписанный акт может быть основанием для инициирования взыскания долга с обязанной стороны в суде.

Ознакомиться с порядком заполнения формы ИНВ-17 вы можете в статье:

Сведения об инвентаризациях по таблице № 6

Бюджетные и автономные учреждения составляют еще один отчетный документ — таблицу № 6 по приказу № 33н. В ней отражаются сведения о результатах проведенных в рамках отчетного периода инвентаризаций обязательств учреждения.

В графах 1-4 Таблицы № 6 отражаются причины инициирования инвентаризации, дата ее проведения, а также реквизиты приказа о ее проведении.

В графах 5 и 6 фиксируются расхождения результатов инвентаризации со сведениями бухучета.

В графе 7 указывается перечень мер, которые приняты учреждениями в целях устранения обнаруженных расхождений.

Таблица № 6 предоставляется распорядителю бюджетных средств 1 раз в год.

Итоги

Финансовые обязательства бюджетного учреждения перед заемщиками и контрагентами отражаются в документах бухгалтерского учета и периодически подлежат проверке в рамках инвентаризации. Для удостоверения различных типов финансовых обязательств применяются унифицированные формы, утвержденные приказами Минфина России № 33н (в его юрисдикции — бюджетные и автономные учреждения) и № 52н (в его юрисдикции — все госучреждения, в т. ч. казенные). Конечная цель проведения инвентаризации соответствующих обязательств — предоставление распорядителю сведений, отражающих факты корректного получения и расходования средств бюджетным учреждением.

Ознакомиться с иными сведениями об инвентаризации обязательств вы можете в статьях:

error: Content is protected !!