Жизненный путь удивительного человека. Интересные факты про Далай Ламу Известные высказывания Далай Ламы

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Ключевой фигурой и олицетворением тибетского буддизма можно по праву считать Далай-ламу. Сотни лет Авалокитешвара – одно из самых почитаемых буддистами божеств – воплощается в лице Ламы, каждый раз перерождается в виде духовного учителя.

Эта статья есть биография Далай Ламы Четырнадцатого – нашего современника, очередного посланника служить во благо мира. Сегодня этот добродушный старичок в больших очках, с искрометным чувством юмора, улыбается, выступая со своими речами в разных частях и уголках света, а его правдивые высказывания во всем мире разбирают на цитаты.

Однако на жизненном пути его были многие перипетии, и мы кратко расскажем всю историю великого человека, поможем узнать, откуда он родом, как ламы поняли, что именно он – избранный, с какими тяготами и лишениями пришлось столкнуться новоиспеченному Учителю и что помогло посеять ростки примирения на нашей планете.

Семья и детство

В 1909 году Далай Лама Тринадцатый побывал в деревушке Такцер в северо-восточном Тибете и, изумленный красотой здешних пейзажей, сказал, что желал бы еще раз побывать здесь. В 1933 году он умер. Но желанию усопшего суждено было осуществиться.

В этих холмистых местах, в деревне, возвышающейся над долиной, жизнь не отличалась богатством. Двадцать живущих здесь семей занимались земледелием – выращивали картофель овес, пшеницу.

Спустя 2 года, 6 июля 1935 году, у одних бедных супругов-крестьян родился сын. Это был их девятый ребенок из шестнадцати, но выжить суждено было только семерым. Так, впоследствии у мальчика было четыре брата и две сестры.

Его назвали Лхамо Тхондул, что в переводе с тибетского означает богиню, которая исполняет мечты. Ребенок с женским именем, повзрослев, относился к такому обстоятельству с юмором.

В этих краях на выбор имени пол ребенка никак не влияет.

Рождение Лхамо никак не предвещало появления в семье великого человека. Два его старших брата были тулку – реинкарнировавшими ламами, а представить, что в простой семье «перерожденцев» будет трое, просто невероятно. Но все же было доброе предзнаменование, когда родился младенец – его отец исцелился от серьезной болезни.

О своих родителях он сейчас вспоминает с теплом. Хотя отец и был довольно вспыльчивым, Далай-Лама 14 помнит их как добрейшей души людей. В одной из своих автобиографичных книг он отдает должное своему простому происхождению, ведь благодаря этому он смог понять жизнь бедных выходцев из Тибета, а значит сострадать им и всеми силами стараться, чтобы избавить их от страданий.

Тем временем специальный отряд во главе с регентом отправился на поиски перерожденного Далай-Ламы. В этом помогали видения старшего ламы и множество знаков. Вскоре поисковая группа вышла к монастырю Кумбум, а затем увидела дом, на крыше которого рос можжевельник – здесь и находился будущий Далай-лама.

Чтобы убедиться, что малыш действительно является перерождением, ему устраивают специальную проверку. В частности, из предложенных вещей он должен безошибочно выбрать вещи своего предшественника.


«Мое! Мое!» – приговаривал трехлетний мальчик, схватывая личные вещи и очки своего предшественника среди ряда других вещей. Он выбрал все необходимые предметы, и у поискового отряда совсем не осталось сомнений. Так малыш стал Далай Ламой Четырнадцатым Тензин Гьяцо.

Его родная деревушка была подконтрольна Китаю, и правительство Тибета вело долгие переговоры с местными властями, чтобы разрешить покинуть границы малой родины. Наконец в июле 1939 года Тензин попрощался с родителями, и длинный караван увез его в Лхасу – столицу Тибетской республики.

Трехмесячное путешествие наконец закончилось, но мальчику было нелегко – его, четырех лет от роду, оторвали от семьи, он очень скучал, как сам пишет в своих воспоминаниях.

22 февраля 1940 года торжественной церемонией Тензина официально воздвигли на престол. Но дальше предстояло учиться почти двадцать лет, чтобы получить статус доктора буддийской философии – геше-лхарамбы. В шесть лет Далай-Лама начал обучение наукам по традиционной системе.

Он кочевал из Портала в Нор-бу Линге – между своими резиденциями, зимней и летней. Учеба тем временем не останавливалась ни на день под чутким руководством двух наставников. Друг друга сменяли уроки по искусству и культуре Тибета, логике, медицине, метафизике, философским наукам и другим дисциплинам.

К двадцати четырем годам Лама достиг высот в учении, что доказал на предварительных экзаменах в трех главных тибетских университетах. В 1959 году главный монастырь столицы принял заключительные экзамены у Далай-Ламы.

Утром, днем и вечером он показывал знания в области разных наук тысячам ученых-монахов, отвечал на вопросы, принимал участие в диспутах, что в итоге принесло ему степень геше-лхарамбы.

Трудности юного Ламы

В 1950 году юному ученику переходят все политические полномочия по управлению страной. Тем временем Тибет переживает не самые лучшие времена – коммунистический Китай наступает на его территории и намерен подчинить себе местный народ. Пятнадцатилетний мальчик стал полноправным правителем шести миллионов человек, которым грозила страшная война.


Собрав всю волю в кулак, Далай-Лама отправил свои делегации на Запад, в Америку и Великобританию, в надежде рассчитывать на их помощь, ведь китайская армия намного превосходила по численности их собственную.

Но призыв о помощи не был услышан. Год спустя Тибет стал частью Китайской Народной Республики.

Будучи противником насилия в любых его проявлениях, все пятидесятые годы Далай-Лама пытался мирно сосуществовать с завоевателями. В 1954 году состоялись переговоры с правящей элитой Китая, во главе которой стоял Мао Цзэдун, но это не привело к видимым результатам.

Солдаты китайской стороны продолжали гонения на тибетскую часть населения, и в итоге это вылилось в массовое восстание последних, которое поддержали тибетцы на многих территориях. Бунт был жестоко подавлен противниками.

17 марта 1959 года, под покровом ночи, Далай-Лама вместе со своими приближенными был вынужден, скрываясь, бежать в Индию. Индийское правительство предоставило ему и тысячам выходцев из Тибета политической убежище в северном городке Дхарамсала, где Учитель живет и по сей день.


Постепенно тибетская культура возродилась на индийской земле: силами Ламы и его сподвижников была воссоздана учебная система, открыты основные институты. Здесь же расположилось все тибетское правительство в изгнании.

В то время как на родине тибетского буддизма остались лишь крупицы былых храмов, памятников, шедевров литературы, индийский город стал «маленькой Лхасой».

Духовная деятельность

После печальных событий и изгнания тибетцев из родных просторов Далай-лама не бросил попытки защитить свой народ. Он вновь обращался к Западу, и на этот раз дождался руки помощи – до 1965 года было подписано три резолюции ООН, которые обещали тибетцам защиту.

В этот же период была составлена «Хартия тибетцев в изгнании» – проект конституции, которая выступала за демократию и свободу.

Как тогда, в шестидесятые годы прошлого века, так и сейчас Далай-лама высказывается не за полную независимость Тибета от Китая, а за автономию в составе этой страны. Он искренне желает посеять мир во всем мире и даже предлагал создать для этого специальную зону – зону ахимсы, ненасилия, мира, радости и добра.


Такую зону он хотел бы сделать сначала в Тибете, разоружив его, вернув к истокам – гармонии человека и природы, – а затем расширить границы, распространив ареал мирного существования по всей планете.

За такие добрые намерения и реальные действия для воцарения мира на Тибете Далай-лама XIV в 1989 году был удостоен Нобелевской премии.


Впоследствии он не бросил свою духовную миссию, распространял свои идеи по всему миру, в том числе западному, за что заслуженно получил множество наград, список которых даже сложно перечислить.

Многие годы этот великий человек путешествовал по миру, посетил десятки стран на шести континентах, встретился со многими политическими деятелями, представителями научного мира, участвовал в межрелигиозных диалогах, написал более семидесяти книг, автобиографических и философских трактатов, выступал с важными лекциями.


Многие крупнейшие университеты планеты дали ему степень доктора философских наук, а Канада предоставила гражданство.

Тэнзин Гьяцо первым из Далай-лам стал выдающимся деятелем международного масштаба.

Он также многократно был в России : три раза – еще во времена Советского союза, два раза – в переходный период (1991 и 1992 гг.), а затем – трижды в новое время. Он посещал столицу и «исконно буддийские» республики нашей родины.

Несмотря на то, что 82-летний духовный лидер сложил свои политические полномочия еще в 2011 году, он продолжает сеять добродетель и бороться за мир. Его искренняя улыбка, подкрепленная ясным добрым взглядом, дарит миллионам веру в свет, мирное небо и безбедное будущее.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы будем вам благодарны, если вы поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях.

1. Примите во внимание, что большая любовь и большие достижения требуют большого риска. Риск присутствует в каждой замечательной возможности в жизни. Если бы она не была рискованной, то каждый мог бы воспользоваться ею, что сделало бы её обычной, а не "исключительной". Отделите себя от толпы, как тот, кто может не только идти на риск, но и любит так поступать. Такая уверенность в жизни может приносить вам удовлетворение до тех пор, пока вам это не надоест.

2. Когда вы что-то упускаете, не упускайте урок. Если вы теряете то, что вы знали, как такое, что не следовало бы делать, вы будете обречены получить этот урок вновь. Более важен, однако, страх неудачи. Неудача является предшественником успеха. Вряд ли что-то особенное, чего вы хотите достичь, придет без сбоев. Это возвращает нас к правилу риска упомянутому выше.

3. Следуйте трем вечным правилам: Уважайте себя — Доверие играет ключевую роль в успехе и тот, кто уважает себя, тому доверяют другие. Таким образом, если вы не уважаете себя, вы не сможете преуспеть в чём-то большом и не сможете уважать других. Уважайте других — И вас будут уважать взаимно. Любой, кто на взаимной основе не проявляет к вам уважения, сразу даёт вам знать, что он не стоит вашего времени и не уважает себя. Избегайте слабых, ненадёжных, полных ненависти к себе людей. Несите ответственность за все свои действия — Только вы ответственны за свои чувства, действия, успех и т.д. Вы имеете полный контроль над своей жизнью, так что не пытайтесь винить других людей за свои ошибки или несчастья.

4. Помните, что неполучение того, что вы хотите, иногда является невероятной удачей . Не всё, что вы хотите, обязательно будет хорошим для вас в долгосрочной перспективе. Если что-то не срабатывает для вас в течение продолжительного времени так, что кажется, будто вмешалась судьба, подумайте над тем, чтобы отпустить это совсем или возвратиться к этому в иное время. Пути Вселенной неисповедимы и этому следует доверять. Только убедитесь, что вы не выдаёте свои собственные ошибки за подсказки Вселенной.

5. Изучайте правила, чтобы знать, как их правильно нарушать. Правила для того и предназначены, чтобы их нарушать. Большинство из них вводятся в действие архаичными, коррумпированными институтами, стремящимися лишь порабощать и поддерживать свою собственную власть. Когда дело доходит до нарушения установленных ими правил, делайте это правильно во избежание наказания. Но в первую очередь, убедитесь, что вы в самом деле нарушаете правила. Если бы авторитеты никогда не оспаривалась, мы могли бы стать застойной цивилизацией.

6. Не позволяйте маленькому разногласию разрушить большую дружбу. Очевидно, что дружба важнее, чем один небольшой спор, но очень немногие люди, в действительности, применяют это правило на практике. Им также придётся следовать правилу № 7 для того, чтобы по-настоящему следовать этому правилу.

7. Когда вы поняли, что сделали ошибку, предпримите немедленные шаги для её исправления. И не позволяйте вашей гордости стать на пути совершения этих шагов. Принесите извинения, принимая на себя полную ответственность. Это будет говорить о вашей личности больше, чем действие, которое с самого начала привело к совершению ошибки.

8. Каждый день проводите какое-то время наедине с собой. Независимо от того, чем вы занимаетесь, выделяйте не менее 30 минут в день, чтобы провести их в одиночестве в спокойном месте. Это даст вам по крайней мере, полчаса для анализа того, что происходит в вашей жизни, для исследования самого/ой себя и выяснения того, что вы хотите. Используете ли вы для этого молитву, медитацию, йогу или гольф, этот ритуал обязателен.

9. Распахните объятия изменениям, но не отвергайте при этом своих ценностей. Этот мир постоянно меняется. Если вы не открыты для перемен, то вы будете жить очень несчастной жизнью. Вы сами тоже будете изменяться, но это не означает, что ваши ценности должны быть отброшены. Приветствуйте новые места, новые лица и новую любовь, но никогда не изменяйте сердцевинной части самого себя, разве что у вас появятся веские основания полагать, что ваше верование в них с самого начала было ошибочным.

Дмитрий Волков - интернет-предприниматель и инвестор, в конце 1990-х он вместе с партнёрами основал компанию Social Discovery Ventures (SDVentures). Она разрабатывает и получает роялти за использование своих технологий и интеллектуальной собственности. Для меценатской деятельности Волков создал фонд SDV Arts & Science Foundation, который поддерживает проекты в области современного технологического искусства и философии. Волков серьёзно занимается философией, в июне он защитил докторскую диссертацию на тему «Свобода воли». Недавно он стал соорганизатором первой встречи ведущих российских учёных с буддийскими монахами. В ходе этой встречи Волков встретился с далай-ламой. «Секрету» он рассказал об этой встрече и о том, как философия помогает современной науке.

Знакомство с далай-ламой

Вестибюль на третьем этаже гостиницы «Тадж» в Дели заполнен людьми: пожилые монахи в кашаях шафранового цвета, секретари и помощники в деловых костюмах, бородатый индиец-охранник в голубом тюрбане. Я ожидаю аудиенции c Его Святейшеством далай-ламой XIV, духовным лидером тибетского буддизма, лауреатом Нобелевской премии и бывшим главой Тибетского правительства. Встреча назначена на 8:30 утра - время, когда заканчивается его многочасовая ежедневная медитация. Далай-лама никогда не опаздывает, а иногда появляется на встречах раньше - вопреки протоколу. Поэтому и я пришёл пораньше, чтобы ещё раз обдумать разговор: о чём важно спросить? Что я успею рассказать? «Его Святейшество ждёт», - раздаётся голос моего проводника Тэло Тулку Ринпоче, доверенного лица далай-ламы и главного координатора этой встречи. С ним мы познакомились полгода назад в монастыре Дрепунг на симпозиуме, посвящённом сознанию. Тогда же я впервые встретился с самим далай-ламой и договорился увидеться ещё раз.

Последние 15 лет я не только управляю бизнесом, но и занимаюсь философией, и эти занятия стали второй профессией. Философия приучает к критическому мышлению, заставляет сомневаться в общепринятых стандартах и «истинах» - это очень полезно для инновационного и технологического бизнеса. Чтобы создавать новое, нужно сомневаться, что старое - лучшее из возможного.

Больше всего меня интересует аналитическая философия и её центральная проблема - соотношение сознания и мозга. Это попытка прояснить, как мысль и ощущение «Я» появляется из нейронных процессов, происходящих в нашей голове. О проблеме сознания размышлял ещё Декарт (помните знаменитое: «Я мыслю, следовательно, я существую»), но он, к сожалению, не знал, как работает мозг. Теперь учёные и философы, вооружённые МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и другими средствами сканирования, знают гораздо больше, и появилась надежда, что проблему сознания можно решить.

О проблеме сознания я написал диплом, когда получал второе высшее образование, потом - кандидатскую диссертацию, а недавно - докторскую. Ответы на свои вопросы я всегда искал в западной науке и никогда - в восточной философской мысли. Поэтому участие в конференции в буддийском монастыре было для меня несколько неординарным событием.

Симпозиум, на который я приехал полгода назад, - ежегодное событие. Оно длится около недели и собирает несколько тысяч гостей: монахов, учёных, преподавателей, школьных учителей и других людей. Его организовывают буддийские монахи, изучающие древние тексты и духовные практики, и учёные из американского Университета Эмори (Emory College of Arts and Science). В 1998 году этот университет и тибетские монахи создали учебную программу Emory-Tibet Partnership, которая позволяет студентам пожить в монастыре и лучше понять тибетскую культуру, а монахам, которые хотят получать современные знания, - учиться и получать степени в университете. Программу основал бывший тибетский монах Лобсанг Тензин Неги. Он стал геше (буддийская монашеская учёная степень) в своём монастыре, а потом продолжил обучение в Университете Эмори и стал доктором философии в 1998 году. В университете он занимается, например, изучением эффектов медитации вместе с нейрофизиологами и другими учёными.

На симпозиуме всегда присутствует далай-лама. В прошлом году он, в частности, слушал выступление нейробиолога Кристофа Коха, одного из самых известных учёных, изучающих проблему сознания. Его Святейшество и Кох познакомились в 2013 году, и, как писал сам Кох в своих книгах, эта встреча перевернула его представления о медитации и заставила внимательно изучать эту практику.

В этом году американские учёные рассказывали о том, как работает психика и как её работа изменяется в условиях медитации с точки зрения науки, о том, как мозг обрабатывает информацию, а буддисты - о том, как те же самые явления рассматриваются в буддийской традиции. После докладов шла короткая полемика, далай-лама давал свои комментарии и принимал вопросы из зала.

Я был впечатлён интересом слушателей, а ещё больше - компетентными комментариями далай-ламы к научным докладам. Он говорил и о строении мозга, и о квантовой физике, и о Большом взрыве, и о важных трендах в современной науке с большим пониманием: «Буддийская философская традиция основывается на логике, если мы опираемся на логику, у нас не должно быть противоречий с современными естественными науками». Это было неожиданно и очень приятно слышать от религиозного лидера - и резонировало с моими собственными представлениями о философии.

«Ваше Святейшество, это российские философы. Они приехали в Дрепунг на конференцию в качестве наблюдателей» - после одной из сессий представили меня и доктора философских наук Викторию Лысенко. Далай-лама немедленно отреагировал: «Российские? Очень приятно, что они приехали в гости. Я бы хотел, чтобы они присоединились к нашему обеду». Это вызвало некоторый переполох в окружении, так как места за обедом были расписаны. Но нас всё-таки усадили. Вот тогда, за этим обедом, мы и запланировали следующую встречу, диалог между российскими философами и учёными в Дели и личную аудиенцию. «Было бы интересно услышать мнение российских учёных на обсуждавшиеся здесь вопросы. И сравнить наши точки зрения», - говорил на обеде далай-лама.

Вторая встреча

Итак, со знакомства с далай-ламой на саммите прошло полгода, и мы действительно организовали встречу буддийских монахов с российскими учёными в Дели. Вместе со мной приехали Татьяна Черниговская, филолог и нейролингвист, психолог Юрий Александров, нейробиолог Константин Анохин и другие учёные. Я шёл по коридору к номеру далай-ламы и вспоминал нашу предыдущую встречу. Узнает ли он меня? О чём захочет поговорить? Дверь открыл помощник. Он проводил меня к столу, во главе которого сидел далай-лама.

«Дмитрий - один из организаторов диалога, который начинается в ближайшее время. В нём примут участие видные российские нейрофизиологи, нейроученые, когнитивные психологи, генетики, буддологи и философы», - объявил помощник. Далай-лама доброжелательно засмеялся: «Это очень хорошо! Я в 1970-х был в Советском Союзе и пытался общаться с советскими учёными. Советская наука была очень прогрессивной, но, когда я заговорил с учёными о сознании, они сказали, что это религия. Вы теперь так не считаете?» Сознание действительно было непопулярной темой в советской науке. Впрочем, не только в советской.

Долгое время западные учёные исследовали человека с позиции постороннего наблюдателя - измеряли внешние проявления и эффекты. Сознание так не изучишь, специфика сознания в том, что его содержание доступно нам в первую очередь от первого лица. Впрочем, сейчас наступил переворот и учёные перестали бояться внутреннего мира. Это связано с расцветом нейрофизиологии и прогрессом когнитивных наук. Они открыли возможность исследовать работу мозга, а вместе с этим и разные психические процессы. Появилась возможность объяснять многое из того, что раньше казалось чудесными свойствами мозга. Российские учёные в этом значительно преуспели, и об этом я рассказал далай-ламе.

Он одобрительно кивнул: «Меня очень интересует наука. Когда я был ребёнком, я разбирал и собирал обратно игрушки, чтобы понять их устройство. Потом пришёл интерес к науке. Наука согласуется с учением Будды, ведь Будда утверждал, что не нужно верить учителю просто потому, что он учитель. Учение нужно анализировать и самостоятельно проверять его истинность». - «А какие науки вы считаете сейчас наиболее важными?» Далай-лама стал перечислять: «Физика, в особенности квантовая физика, космология, нейрофизиология. Эти науки расширяют наши представления о мире, о наиболее важных его составляющих». Выбор звучал достаточно последовательно, ведь именно в этих дисциплинах важная роль отводится сознанию и существуют теории, которые потенциально могут согласовываться с буддийской картиной мира.

Скоро мы нашли ещё одну точку пересечения, теперь уже между буддийской мыслью и аналитической философией - представление о тождестве личности.

Философская проблема тождества личности - это поиск того, что объединяет личность на протяжении жизни: в младенчестве, детстве, юности, зрелости и старости. Обычно люди этой проблемы не замечают. Они просто по умолчанию допускают, что «Я» продолжает существовать с рождения до самой смерти. А если это не так? Если ваше «Я» умирает каждый раз, когда вы засыпаете? И когда ваше тело просыпается, в нём рождается кто-то другой с вашими воспоминаниями? Вы считаете, что существовали в детстве и будете существовать в старости. Но почему? На каком основании вы считаете, что человек, который будет получать вашу пенсию, это будете вы сами? Ваше тело полностью изменяется, все ваши ценности, приоритеты, моральные качества могут измениться, вы можете потерять память. Что, кроме имени и даты рождения, будет объединять вас сейчас и спустя, скажем, 30 лет? Я спросил об этом у далай-ламы: «В Московском центре исследования сознания мы сейчас много работаем над проблемой тождества "Я". Все клетки человеческого тела много раз меняются на протяжении жизни, полностью изменяется психика. Что позволяет говорить о сохранении личности?»

Далай Лама улыбнулся, сложил руки на животе. Очевидно, эта тема ему тоже была близка: «Об этом индийские мыслители размышляют более 3000 лет, особенно в связи с реинкарнацией. В Индии сложилось убеждение о том, что люди перерождаются в другом теле, поэтому тело как основание для тождества личности нужно отрицать. По мнению сторонников небуддийской традиции, перерождается атман, духовное начало. Это духовное начало является вечным, единым и неизменным. Но в буддизме существование атмана отрицается. Привязанность к вечному неизменному собственному "Я", по мнению Будды, является источником страдания. Поэтому от этой идеи стоит отказаться.

В буддийском учении "Я" сравнивается с колесницей. Колесница состоит из разных частей, каждая из которых не является колесницей. Но по их сочетанию и функциональности объект целиком может быть колесницей. Таким же образом дело обстоит и с личностью. У неё есть разные части: психические и физические процессы. Их совокупность и составляет одну личность. Но даже для нейронауки поиск такой неизменной сущности "Я" являлся бы ошибкой. Само предположение того, что личность можно обнаружить где-то внутри мозга, - ошибочно и может привести к долгим бессмысленным поискам».

Я закивал. В этом вопросе наши точки зрения почти совпадали, а буддийская метафора как нельзя лучше иллюстрировала идеи, выработанные аналитической философией о том, что личность - это сложная составная сущность, которая состоит из частей, протяжённых как в пространстве, так и во времени. Пространственными частями являются органы тела. А временными - детство, зрелось и старость.

Мы ещё какое-то время говорили об этом, сопоставляя и сравнивая западные и буддийские философские позиции, и, когда время аудиенции стало подходить к концу и нам обоим нужно было идти в зал, где начиналась конференция, я спросил: «Чего вы ждёте от будущей встречи с российскими философами и учёными?» - «Россия - огромная страна с богатыми научными традициями. Мне очень жаль, что активное сотрудничество с российскими учёными пока не велось. На Западе уже существует множество исследований о том, как медитативные буддийские практики влияют на психику. Хотелось бы, чтобы аналогичные исследования проводились и российскими учёными. Были бы очень полезны исследования в области эмпатии, её природы и механизмов. Это особенно важно сейчас, в момент обострения множества конфликтов».

Я не мог не согласиться. Эмпатия и сострадание - основа буддийской философии и, по моему мнению, одна из самых актуальных тем для науки. Изучив и научившись использовать механизмы сострадания и эмпатии, мы можем сделать мир лучше и безопасней. Наука сможет прояснить для буддистов объективные основания некоторых их убеждений, а буддисты - обогатить науку этическими и моральными представлениями.

С этими мыслями я, покинув номер далай-ламы, шёл в конференц-зал. Через несколько минут начался первый диалог российских учёных с буддийскими монахами.

😉 Здравствуйте, мой дорогой читатель! В статье Далай-лама XIV: биография, интересные факты, цитаты» - краткая история жизни главного духовного наставника последователей тибетского буддизма.

Семь лет в Тибете

Фильм «Семь лет в Тибете» (1997) о дружбе, любви, о юности Далай-ламы XIV и исторических событиях нескольких стран.

Фильм снят по автобиографической книге Генриха Харрера – знаменитого австрийского альпиниста (актер Брэд Питт), которого судьба привела в Тибет в годы Второй мировой войны. Генрих становится учителем, а затем другом юного Далай-ламы.

Если вы еще не посмотрели этот фильм, настоятельно рекомендую! Есть над чем подумать. О смысле жизни, например. О добре и зле, о войне и мире, о бережном отношении к природе и животным, о сострадании и, наконец, о философии буддизма.

Интересный факт: после выхода фильма на мировой экран, правительство Китая запретило актеру Брэду Питту когда-либо посещать их страну.

После просмотра фильма мне захотелось узнать еще больше о Тибете и удивительном человеке — Далай-ламе XIV. Благодарю жизнь, что я живу в одно время с великими людьми, у которых многому учусь. Одним из них является Далай-лама XIV.

Основа буддизма

Что такое буддизм? Если ответить коротко, это религия, распространенная в Китае, Японии, Индокитае и других странах Востока. В основе буддизма, почти как и во всех мировых религиях, лежат ценности:

  • любовь;
  • сострадание;
  • прощение;

Все это является источником радости счастливой жизни.

Биография Далай-ламы XIV

Летом 1935 года в бедной крестьянской семье родился мальчик. Его назвали Лхамо Тхондуп. Каким образом этот малыш стал Далай-ламой? Все не так просто, друзья!

Титул Далай-ламы носят первосвященники ламаистской церкви в Тибете. Незадолго до своей смерти каждый Дала-лама составляет послание, в котором говорится, где следует искать его новое воплощение.

Перед тем, как приступить к розыскам будущего главы тибетской церкви, высшие ламы обращаются к астрологам, которые и определяют место и время следующего воплощения.

Почти всегда будущий Далай-лама воплощается в ребенке, которого узнают по многим приметам: необычным событиям при рождении, странному поведению в младенчестве, родимым пятнам определенной формы. Таким образом был опознан нынешний Далай-лама.

До середины XX века резиденцией Далай-ламы являлся дворец Потала в городе Лхасу, где начинался длительный процесс обучения и воспитания будущего ламы. Только пройдя этот нелегкий путь, он получал всю полноту власти и его признавали главой древнейшей из мировых религий.

Дворец Потала очень древний. В 637 г. царь Тибета построил здесь первое здание для своих медитаций. А дворец в современном виде начали строить с 1645 по 1694 гг. Дворец состоит из Белого и Красного дворцов. В Белом — жилые площади, Красный — для молитв и религиозных ритуалов.

Вернемся к нашей истории. Ребенок изучал сложнейший церемониал, тибетский язык, литературу, буддийскую философию, догматику, основы медицины и другие науки, после чего получал право называться ламой.

Мальчик в возрасте трех лет стал рядовым послушником в монастыре. На первом экзамене он должен был продекламировать наизусть 125 листов священных текстов! В пять лет он взошел на трон.

Лхамо Тхондуп, признанный Далай-ламой, получил новое имя — Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо.

Далай-лама XIV

Все шло своим путем, но в 1950 г. китайские войска оккупировали Тибет. Местные жители попытались вести борьбу с оккупантами, но Его Святейшество призвал тибетцев добиваться своей независимости мирным путем.

Тибетское правительство в изгнании

Тибетцы в 1959 г. попытались поднять восстание, которое было жестоко подавлено китайскими войсками. После этих событий Далай-лама XIV покинул Тибет и переехал в Индию. Его Святейшество живёт в Дхарамсале, где находится Тибетское правительство в изгнании.

Тэнцзин Гьямцхо ведет религиозную и пропагандистскую деятельность, не прекращая бороться за освобождение Тибета мирным путем. За заслуги в деле укрепления мира он был удостоен Нобелевской премии. Биография Далай-ламы XIV продолжается.

Цитаты Далай-ламы XIV

«Нет нужды в храмах, нет нужды в сложной философии. Мой мозг и мое сердце являются моими храмами; моя философия - это доброта».

«Я не отмечаю . Мне кажется, что это пустая трата времени. Для меня этот день ничем не отличается от других. В некотором роде каждый день - день рождения. Вы просыпаетесь утром, все свежо и ново, и главное, чтобы этот новый день принес вам что-то важное».

«Помните, что не всегда то, что вы хотите, действительно вам нужно».

«Люди были созданы для того, чтобы их любили, а вещи были созданы для того, чтобы ими пользовались. Мир в хаосе, потому что все наоборот».

«Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори ему, что ты знаешь, как правильно жить».

«Если проблему решить можно - не стоит о ней беспокоиться. Если проблему решить нельзя - беспокоиться бесполезно».

Далай-лама XIV: биография (видео)

😉 Если вы считаете статью «Далай-лама XIV: биография, факты, цитаты» интересной, поделитесь в соц. сетях.


Цель жизни
За всем нашим опытом, сознательно или бессознательно, стоит один великий вопрос
- какова цель жизни? Я обдумывал этот вопрос, и хотел бы поделиться своими
мыслями в надежде, что они принесут непосредственную, практическую пользу всем,
кто их прочитает.
Я считаю, что цель жизни - быть счастливым. С момента рождения каждое
человеческое существо хочет счастья и не хочет страдания. Ни социальные условия,
ни образование, ни идеология не могут на это повлиять. Из самой основы нашего
существа мы просто желаем удовлетворённости. Я не знаю, есть ли у вселенной с её
бесчисленными галактиками, звёздами и планетами более глубокий смысл, но по
меньшей мере ясно, что мы, люди, живущие на этой Земле, сталкиваемся с задачей
сделать свою жизнь счастливой. А потому важно выяснить, как же достичь большего
счастья.." Как достичь счастья
Для начала стоит разделить все виды счастья и страдания на две главные
категории: умственные и физические. Из них умственные оказывают на большинство
из нас наиболее значительное влияние. Если мы не тяжелобольны или не лишены
самого необходимого, то наше физическое состояние играет в жизни второстепенную
роль. Если тело в довольстве, мы его практически не замечаем. Ум, однако,
регистрирует всякое событие, вне зависимости от того, насколько оно невелико.
Потому мы должны уделить наши самые серьёзные усилия достижению умственного
мира.
Из своего ограниченного опыта я выяснил, что самая высшая степень внутреннего
спокойствия происходит от развития любви и сострадания.
Чем больше мы заботимся о счастье других, тем больше становится чувство нашего
собственного благосостояния. Воспитание тёплых, добросердечных чувств к другим
автоматически даёт уму облегчение. Это помогает устранить любые страхи и боязнь
за свою безопасность и придаёт силу для борьбы с любыми препятствиями, с
которыми мы можем встретиться. Вот первейший источник успеха в жизни.
Пока мы живём в этом мире, мы обязательно будем встречаться с проблемами. И если
при их появлении мы потеряем надежду и впадём в уныние, то лишь уменьшим нашу
способность встречать трудности в лицо. Если же, напротив, мы будем постоянно
помнить, что не только нам, но каждому приходится терпеть страдания, этот более
реалистичный взгляд на жизнь увеличит нашу решимость и способность преодолевать
неприятности. С таким отношением каждое новое препятствие будет рассматриваться
нами, как ценная возможность для совершенствования нашего ума!
Таким образом, мы должны постепенно стремиться стать более сострадательными, то
есть развить и истинное сочувствие к страданиям других, и волю к тому, чтобы
устранить их боль. В результате вырастет наша внутренняя сила и безмятежность.

Наша потребность в любви
В конце концов, любовь и сострадание приносят величайшее счастье просто потому,
что наша природа лелеет их превыше всего прочего. Потребность в любви лежит в
самой основе человеческого существования. Она происходит от нашей глубокой
взаимной зависимости с другими существами. Какой бы сильной и умелой ни была
индивидуальность, она не выживет в одиночку. Какими бы энергичными и
независимыми мы ни чувствовали себя в периоды нашего процветания, всё же когда
мы больны, слишком стары или слишком молоды, нам приходится полагаться на
поддержку других.
Конечно, взаимозависимость - это фундаментальный закон природы. Не только высшие
формы жизни, но и многие из мельчайших насекомых являются общественными
существами, которые без всякой религии, законодательства или образования
выживают благодаря взаимному сотрудничеству, основанному на врождённом признании
своей взаимной связи. Все явления, от планеты, которую мы населяем, до
окружающих нас океанов, облаков, лесов, и цветов, возникают зависимо от тонких
энергетических основ. Без их должного взаимодействия, все бы они распались и
растворились.
И поскольку наше человеческое существование столь зависит от помощи других, наша
потребность в любви лежит в самой основе нашего существования. Потому мы
нуждаемся в настоящем чувстве ответственности и искреннем участии в благополучии
других.
Следует рассмотреть, что же на самом деле представляем собой мы - человеческие
существа. Мы не похожи на машины. Если бы мы были просто механическими
устройствами, то машины могли бы облегчить все наши страдания и удовлетворить
все наши нужды. Однако, поскольку мы не просто материальные существа, было бы
ошибкой относить все наши надежды на счастье лишь к внешнему развитию. Вместо
этого, чтобы выяснить, что же нам требуется, мы должны рассмотреть наши истоки и
нашу природу.
Оставляя в стороне сложный вопрос о создании и эволюции нашей вселенной, мы
можем по меньшей мере согласиться, что каждый из нас является порождением наших
собственных родителей. Обычно наше зачатие происходит не просто из-за
сексуального желания, но в результате решения родителей завести ребёнка. Такие
решения основываются на чувстве ответственности и альтруизме - на их
сострадательном обязательстве заботиться о ребёнке, пока он не сможет
позаботиться о себе сам. Так, с самого момента нашего зачатия, любовь родителей
оказывается непосредственно включённой в наше порождение.
Более того, на ранних стадиях нашего роста мы полностью зависим от заботы
матери. По мнению некоторых учёных, умственное состояние беременной женщины,
спокойное или возбуждённое, непосредственно сказывается на развитии ещё
нерождённого ребёнка.
Выражение любви также очень важно и с момента рождения. Поскольку самое первое,
что мы делаем - это сосём молоко из груди матери, мы естественно чувствуем
близость к ней, а она, чтобы кормить нас, должна чувствовать к нам любовь,
поскольку если она переживает гнев или обиду, её молоко свободно не потечёт.
Затем, до трёх или четырёхлетнего возраста, наступает критический период
развития мозга, в течение которого любящее физическое соприкосновение бывает
важнейшим фактором нормального роста ребёнка. Если ребёнка не любят, не ласкают,
не обнимают и не держат на руках, его развитие нарушается и его мозг не
достигает должной зрелости.
Поскольку ребёнок не может выжить без заботы других, любовь оказывается для него
самым важным фактором. Счастливое детство, избавление от детских страхов и
здоровое развитие уверенности в себе самым прямым образом зависят от любви.
В наши дни многие дети растут в домах, где нет счастья. Они не получают должной
любви, а в последующей жизни они редко любят родителей и нередко им оказывается
трудно полюбить других. Это очень грустно.
Когда дети подрастают и идут в школу, их потребность в поддержке должны
удовлетворять учителя. Если учитель не только даёт академическое образование, но
и принимает ответственность за подготовку учеников к жизни, они будут испытывать
к нему доверие и уважение, а то, чему он их учил, оставит неизгладимый отпечаток
в их умах. С другой стороны, вещи, преподававшиеся тем учителем, который не
изъявлял настоящего участия в благосостоянии учеников, будут восприниматься как
временные и не задержатся в уме надолго.
Точно так же, если больного лечит врач, проявляющий к нему тёплые человеческие
чувства, то больной почувствует себя легче, и желание врача проявить наилучшую
заботу будет само по себе целительным, вне зависимости от его профессионального
умения. Если же врачу недостаёт человеческих чувств и он демонстрирует
недружественное отношение, нетерпение или пренебрежение, то больному не будет
покоя, даже если даже врач обладает высокой квалификацией, правильно определил
болезнь и прописал верные лекарства. Чувства пациентов неизбежно влияют на
качество и устойчивость выздоровления.
Когда мы участвуем в обычном повседневном разговоре, то если кто-то говорит с
тёплыми человеческими чувствами, то нам приятно его слушать, и мы откликаемся
соответственно - весь разговор становится интересным, вне зависимости от того,
насколько важна его тема. С другой стороны, если человек говорит холодно или
резко, то нас это тяготит, и мы стараемся поскорее закончить общение. При всех
событиях - от самых незначительных до наиболее важных - наша любовь и наше
уважение к другим жизненно важны для нашего счастья.
Недавно в Америке я встретился с группой учёных, которые сказали, что уровень
умственных расстройств в их стране очень высок - около 12% всего населения. В
результате нашей дискуссии выяснилось, что главная причина депрессий - не
недостаток материальных благ, а то, что люди лишены любви со стороны других.
Так что, как вы можете видеть из всего написанного мною выше, мне представляется
ясным одно: сознаём мы это или нет, с самого рождения потребность в человеческой
любви у нас в крови. Даже если любовь исходит от животного, или со стороны того,
кого мы обычно считаем врагом, и взрослые, и дети чувствуют к ней естественное
притяжение.
Я считаю, что никто не рождается свободным от потребности в любви. И это
показывает, что людей нельзя считать чисто физическими существами, несмотря на
то, что некоторые современные школы мысли стремятся применять такой подход.
Никакой материальный предмет, каким бы красивым и ценным он ни был, не заставит
нас почувствовать, что мы любимы, ибо наше глубинная тождественность и истинный
характер лежат в субъектной природе ума.

Развитие сострадания
Некоторые из моих друзей говорили мне, что хотя любовь и сострадание - это всё
хорошо и замечательно, однако это не очень актуально. Наш мир, говорят они, не
такое место, где подобные верования обладают большой силой и влиянием. Они
заявляют, что гнев и ненависть настолько в человеческой природе, что
человечество всегда будет управляться ими. Я не согласен.
Мы, люди, существуем в нынешней форме около ста тысяч лет. Я уверен, что если бы
в течение всего этого времени человеческий ум управлялся в первую очередь гневом
и ненавистью, наше население уменьшилось бы. Но несмотря на все наши войны,
сейчас наше население больше, чем когда-либо. Это ясно указывает мне, что любовь
и сострадание в мире преобладают. И вот почему неприятные события оказываются
"новостями" - сострадательная деятельность настолько является частью нашей
повседневной жизни, что мы принимаем её как нечто само собой разумеющееся и
потому почти не замечаем.
Пока что я обсудил главным образом ментальные достоинства сострадания, но оно
вносит благой вклад и в физическое здоровье. Судя по моему личному опыту, между
умственной устойчивостью и физическим здоровьем есть прямая связь. Гнев и
возбуждение, без сомнения, делают нас более подверженными заболеванию. С другой
стороны, если ум спокоен и занят положительными мыслями, тело нелегко поддаётся
болезни.
Но конечно же, так же верно, что у всех нас есть врождённый эгоцентризм, который
препятствует нам любить других. А поскольку мы желаем истинного счастья, которое
достигается лишь спокойствием ума, и поскольку этот мир достигается лишь
сострадательным отношением, то как же развить сострадание? Очевидно, что просто
думать о том, как замечательно сострадание, недостаточно. Мы должны применить к
его развитию согласованные усилия и использовать все события нашей повседневной
жизни, чтобы преобразить наши мысли и наше поведение.
Прежде всего, нужно внести ясность относительно того, что мы подразумеваем под
состраданием. Многие формы сострадательных чувств бывают смешаны с желанием и
привязанностью. Например, любовь, которую испытывают родители к ребёнку,
зачастую сильно связана с их собственными эмоциональными потребностями, и не
является вполне сострадательной. Опять же, в браке, любовь между мужем и женой,
особенно в начале, когда супруги ещё не очень хорошо знают глубинный характер
друг друга, основывается во многом скорее на привязанности, чем на истинной
любви. Наше желание может быть столь сильным, что человек, к которому мы
привязаны, может казаться нам очень хорошим, тогда как фактически в нём может
быть много отрицательного. В добавок к этому, у нас есть склонность
преувеличивать небольшие положительные черты. Затем, когда отношение одного из
партнёров меняется, другой часто испытывает разочарование, и его отношение
меняется тоже. Это указывает на то, что их любовь была мотивирована больше
личными потребностями, чем подлинной заботой о другой индивидуальности.
Истинное сострадание - это не просто эмоциональный отклик, но твёрдое
обязательство, основанное на разуме. Потому истинно сострадательное отношение к
другим не меняется, когда они плохо себя ведут.
Конечно, развить этот вид сострадания вовсе нелегко! Для начала давайте
рассмотрим следующие факты:
Красивы люди или отталкивающи, дружелюбны или враждебны, в конце концов всё
равно они человеческие существа, такие же, как и вы. Подобно вам, они желают
счастья и не хотят страдания. Более того, у них есть такое же право преодолевать
страдание и быть счастливыми, как и у вас самих. Теперь, когда вы признаёте, что
все существа равны в своём желании счастья и в своём праве на него, вы
автоматически почувствуете симпатию и близость к ним. Через знакомство вашего
ума с этим чувством универсального альтруизма вы разовьёте чувство
ответственности за других - стремление действенно помогать им преодолеть свои
проблемы. Оно не является избирательным и равно приложимо ко всем. Коль скоро
они - человеческие существа, переживающие удовольствие и боль, как и вы сами,
нет никакой логической основы для того, чтобы делать какие-то различия между
ними и переменять к ним своё отношение, если они плохо себя ведут.
Позвольте мне подчеркнуть, что развить такое сострадание, уделив этому время и
терпение, вполне в наших силах. Конечно, наш эгоцентризм, характерная
привязанность к чувству отдельного, самосущего "я", является основной помехой
нашему состраданию. На самом деле истинное сострадание можно пережить лишь
тогда, когда это цепляние за "я" будет полностью устранено. Но это не значит,
что мы не можем начать сейчас, и что для нас невозможен прогресс.

Как начать
Начинать нужно с устранения самых великих препятствий состраданию - ненависти и
гнева. Как все мы знаем, это чрезвычайно сильные чувства, и они могут захватить
весь наш ум. Тем не менее, их можно поставить под контроль. Если же они
неконтролируемы, то эти отрицательные эмоции заразят нас, причём без всякого
дополнительного усилия с их стороны, и затруднят наш поиск счастья любящего ума.

Так что для начала будет полезно исследовать, имеет ли гнев какую-либо ценность.
Конечно, когда мы обескуражены какой-нибудь затруднительной ситуацией, кажется,
что гнев нам помогает, придавая больше энергии, решительности и уверенности в
себе.
Однако, при этом мы должны тщательно исследовать наше умственное состояние. Хотя
верно, что гнев даёт дополнительную энергию, если мы исследуем природу этой
энергии, то обнаружим, что она слепа - мы не можем быть уверены, положительными
или отрицательными будут её результаты. Причина этого в том, что гнев
перекрывает лучшую часть нашего ума - его разумную способность. Так что энергия
гнева почти всегда ненадёжна. Он может стать причиной огромного количества
разрушительного поведения, несущего лишь несчастье. Более того, если гнев
увеличится до крайности, человек становится подобен сумасшедшему, и ведёт себя
так, что причиняет себе столько же вреда, сколько и другим.
Однако, для преодоления трудных ситуаций можно развить столь же мощную, но
значительно более управляемую энергию. Эта энергия происходит не только от
сострадания, но и от разума и терпения. Они - самые сильные противоядия от
гнева. К сожалению, многие люди ошибочно считают эти свойства признаками
слабости. Я уверен, что верно обратное - это верные признаки внутренней силы и
стойкости. Сострадание - нежное, мирное и мягкое по природе, но оно также очень
могущенственно. А вот те, кто легко теряет терпение, как раз неустойчивы и не
находятся в безопасности. Так что по мне вспышки гнева - прямые признаки
слабости.
Так что, когда проблема только появляется, постарайтесь сохранять кротость и
искреннее отношение, и будьте уверены, что результат будет хорошим. Конечно,
другие могут попытаться воспользоваться вами, и если ваша невовлечённость только
вдохновляет их на несправедливую агрессию, займите твёрдую позицию. Однако,
делаться это должно с состраданием, и если вам необходимо высказать свои взгляды
и принять сильные контрмеры, делайте это без гнева и злонамеренности.
Вы должны осознать, что если даже кажется, что ваши противники наносят вам
ущерб, их разрушительная деятельность навредит лишь им самим. Чтобы пресечь своё
эгоистичное побуждение расквитаться, вы должны призвать своё желание
практиковать сострадание и взять на себя ответственность за то, чтобы помочь
другому человеку не ввергнуться в страдание из-за его поступков.
А поскольку меры, которые вы примете, будут выбраны спокойно, они окажутся более
эффективными, точными и сильными. Месть же, основанная на слепой энергии гнева,
редко достигает цели.

Друзья и враги
Я должен снова подчеркнуть, что просто думать о пользе сострадания, разума и
терпения недостаточно для того, чтобы их развить. Мы должны подождать, когда
возникнут трудности, а затем пытаться практиковать эти достоинства. Кто же
создаст нам такие возможности? Не друзья, конечно, но наши враги. Именно они
причиняют нам большинство неприятностей. Так что если мы вправду хотим учиться,
то мы должны считать врагов нашими лучшими учителями!
Для человека, развивающего сострадание и любовь, принципиально важна практика
терпимости, а для этого совершенно необходим противник. Так что мы должны быть
благодарны врагам, ибо именно они могут нам лучше всего помочь в достижении
спокойствия ума! Кроме того, и в личной, и в общественной жизни бывает, что при
перемене обстоятельств враги становятся друзьями.
Так что гнев и ненависть вредны всегда, и если мы не тренируем свои умы и не
работаем над сокращением их негативной силы, они будут продолжать беспокоить нас
и сводить на нет наши попытки развить спокойствие ума. Гнев и ненависть - вот
наши настоящие враги. Вот кого мы должны победить, а не тех временных "врагов",
которые сменяют друг друга на протяжении всей нашей жизни.
Конечно, то, что все мы хотим иметь друзей, это правильно и естественно. Я часто
шучу, что если бы вы действительно хотели быть эгоистом, вам бы пришлось стать
альтруистом! Вам пришлось бы заботиться о других, проявлять интерес в их
благосостоянии, помогать им, служить им, создавая всё больше друзей и всё больше
улыбок. В результате, когда вам самим понадобится помощь, вы найдёте множество
помощников! Если же вы, напротив, пренебрегаете счастьем других, то в конце
концов сами окажетесь неудачником. Разве можно создать дружбу ссорами и гневом,
ревностью и соперничеством? Я так не думаю. Лишь любовь даёт нам настоящих и
близких друзей.
В сегодняшнем материалистическом обществе, если у вас есть деньги и власть, вам
кажется, что у вас много друзей. Но это не ваши друзья - это друзья ваших денег.
Когда вы потеряете своё богатство и влияние, то обнаружите, что этих людей и
след простыл.
Беда в том, что когда вещи мира текут к нам, мы становимся уверены, что можем
справляться и сами, и не нуждаемся в друзьях, но когда наше положение и здоровье
ухудшаются, мы быстро понимаем, как были неправы. В этот момент мы узнаём, кто
действительно может помочь, а кто совершенно бесполезен. Так что, чтобы
подготовиться к этому моменту и завести настоящих друзей, которые помогут нам в
беде, мы сами должны воспитывать в себе альтруизм!
Хотя люди иногда смеются, когда я это говорю, сам я всегда хочу иметь больше
друзей. Я люблю улыбки. Поэтому у меня есть задача - узнать, как завести больше
друзей и как получить больше улыбок, особенно улыбок искренних. Ведь есть много
видов улыбок - улыбки саркастические, искусственные, дипломатические. И многие
улыбки не дают чувства удовлетворения, а иногда даже вызывают подозрения и страх
- разве не так? Но искренняя улыбка даёт чувство свежести, и думаю, она
свойственна лишь человеческим существам. И если это те улыбки, каких мы хотим,
то мы сами должны создавать причины для их появления.

Сострадание и мир
В заключение я хотел бы кратко изложить мои мысли, выходящие за пределы темы
этой краткой статьи и сделать более широкое утверждение: индивидуальное счастье
может сделать действенный и глубокий вклад в общее усовершенствование всего
человеческого сообщества.
Поскольку все мы разделяем одинаковую потребность в любви, то ко всем, кого мы
встречаем при любых обстоятельствах, можно испытывать те же чувства, что мы
испытываем к брату или к сестре. Не имеет значения, насколько нам в новинку
лицо, или насколько отличаются их одежда и поведение - нет такой разницы между
нами и другими людьми, которая имела бы значение. Глупо цепляться за внешние
различия, ведь в основе наша природа - одна и та же.
В конечном счёте человечество едино, и эта маленькая планета - наш единственный
дом. Если мы хотим защитить этот наш дом, каждому из нас нужно живое чувство
вселенского альтруизма. Лишь оно сможет устранить эгоистические мотивы,
заставляющие людей обманывать друг друга и причинять друг другу вред. Если у вас
искреннее и открытое сердце, то вы естественно чувствуете уверенность и
достоинство, и вам не нужно бояться других.
Я считаю, что на каждом уровне общества - семейном, племенном, национальном и
международном - сострадание является ключом к более счастливому и успешному
миру. Нам не нужно становиться религиозными, не нужно нам и верить в идеологию.
Всё, что необходимо каждому из нас - это развить хорошие человеческие качества.
Я стараюсь относиться к каждому встречному, как к старому другу. Это даёт мне
подлинное ощущение счастья. Это и есть практика сострадания.

error: Content is protected !!