Жена локи в скандинавской. Локи. Loki: Скандинавский пантеон богов: Мифологическая энциклопедия. Роль Локи в мифологии

Дель Ташлин

И в самом деле, кто же он такой, этот Локи?

Задачка не из легких, а? Даже человека сложно описать так, чтобы не упустить из виду ни одной черты его характера, чтобы тщательно учесть все области его интересов, манеры, привычки, склонности и предпочтения и чтобы никто из его знакомых не почувствовал, что его отношения с ним оставили за бортом. И насколько же сложнее описать многоликого бога, взаимодействующего с людьми самыми разнообразными способами! Но я все-таки попытаюсь, если мы сразу договоримся признать, что Его природу действительно трудно выразить в словах и образах, в ощущениях, догадках, мыслях, стихах и прозе. Договорились?

Тогда для начала скажу о том, кем Локи, скандинавский бог-трикстер, определенно не является, а именно — тем злодеем, под видом которого Его изобразили в небезызвестной серии комиксов и основанных на ней фильмах. Локи — не Том Хиддлстон, хотя если Он является вам в таком образе, не мне об этом судить. Локи — не родной и даже не сводный брат Тора. Отец Локи — не Один и не «Лаувей» (Лаувейей, если что, зовут его мать). Локи не разгуливает в дурацких зелено-золотистых нарядах с антеннами на голове. Локи не командует легионами инопланетян, настроенных захватить мир. И еще Он сам настоятельно просит добавить: что бы там себе ни думал этот ваш Халк, Он — не какой-нибудь «жалкий божок».

Локи — прежде всего потомок йотунов, как в северной мифологии именуются великаны. Его женой или возлюбленной была женщина-волчица Ангрбода, родившая ему троих чудовищных детей: змея Йормунганда, опоясывающего мир своим телом, волка Фенриса, которого Тюр сковал цепью, чтобы тот не пожрал все живое; и Хель, полуживую-полумертвую богиню мертвых, во власть которой была отдана часть Нифльхейма. Дети Локи странны на вид и на самом деле чудовищны, однако всем Им отведены важные роли в скандинавской космологии.

На каком-то этапе своей истории Локи побратался с Одином и поселился среди асов, в Асгарде (обители богов). В Эддах Его причисляют к асам, хотя многие реконструкторы северного язычества и группы, производные от реконструкторских, рассматривают Его как Врага. Отчасти это может объясняться предвзятым изображением богов в сочинениях Снорри, излагавшего скандинавскую мифологию с христианских позиций. Но это вопрос спорный, и вдаваться в него здесь я не стану. Просто знайте, дорогие читатели, что чествовать Локи на общем празднике, не выяснив заранее, как к Нему относятся другие участники, небезопасно: вас могут в два счета выставить вон. Я вас предупредил.

Внешность Локи в источниках не описывается, но большинство духовидцев, которые сталкивались с Ним, утверждают, что он рыжеволос; возможно, это связано со старинными суевериями, согласно которым все рыжие — ведьмы, колдуны, трикстеры и вообще возмутители спокойствия. Обычно Локи изображают высоким, худощавым и несколько андрогинным (одним словом, что-то вроде Дэвида Боуи). Говорят, что Он нередко является в образах различных животных, в том числе волка, паука, лисы, ворона или вороны, лошади и змеи.

В большинстве эддических сюжетов Локи сначала ставит асов в какое-нибудь, скажем так, интересное положение, а затем сам же приходит к ним на выручку. В этом отношении Он выполняет ту же функцию, что и многие другие трикстеры в мифах разных народов: во-первых, без трикстеров боги попросту сидели бы сложа руки и никогда бы не узнали бы вкуса эпических приключений, а во-вторых, без трикстеров некому было бы указать, что король-то голый.

В связи с последней ролью сразу вспоминается «Перебранка Локи» — одна из песней Старшей Эдды, в которой Локи занимает центральное место. Иногда утверждают, что христиане приложили руку к этому тексту, чтобы демонизировать Локи и искоренить культ трикстера. Ведь сами христиане изображают своего трикстера (Люцифера/дьявола) на сто процентов злым, тогда как в большинстве других культур к сущностям подобного рода подходят более тонко и неоднозначно (если вас заинтересовала эта тема, почитайте отличную книгу Льюиса Хайда «Трикстер создал этот мир»). Однако это вопрос спорный, так что вернемся к самой «Перебранке Локи». Однажды асы устроили большой пир, но забыли пригласить Локи. Вместо того, чтобы подбросить пирующим золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей» (как поступила одна из его коллег-трикстеров), Локи попросту явился на пир незваным и принялся разоблачать пороки и тайны всех, кто обошел Его вниманием. За этот ужасный, чудовищный проступок (шутка ли, заявить, что и боги могут быть не без греха!) Его подвергли не менее ужасному наказанию: асы превратили одного из сыновей Локи и Его ни в чем не повинной жены Сигюн в свирепого волка, и тот растерзал второго Их сына. Затем самого Локи бросили в подземную пещеру и привязали к камню кишками этого погибшего сына, а над головой у Него подвесили ядовитую змею, чтобы яд с ее клыков капал Ему на лицо до скончания веков. Однако Его преданная жена, ничем — кроме своей любви к мужу — не заслужившая такой участи, разделила с Ним наказание: Сигюн стоит рядом с Локи и держит чашу, собирая в нее капли яда. Мукам Ее нет облегчения; и всякий раз, когда Она отходит, чтобы опорожнить переполнившуюся чашу, жгучий яд каплет Локи на лицо, причиняя страшную боль.

Впрочем, было известно пророчество, согласно которому в конце света Локи поведет против Асгарда корабль мертвецов. Так что не исключено, что асы заточили его в пещере попросту для того, чтобы обезопасить себя от столь грозного противника. Однако и на этот счет существуют разногласия: некоторые исследователи утверждают, что вовсе не Локи, а какому-то другому йотуну предстояло стать рулевым Нагльфара, но вдаваться в эту дискуссию я, опять-таки, не стану: просто знайте, что это — еще один спорный вопрос.

Так или иначе, если вы хотите понять, кто такой Локи, все эти подробности важно знать, потому что разные люди имеют дело с различными слоями его мифологического образа. Одни влюбляются в хитроумного плута, всегда выходящего сухим из воды; другие молятся магу и оборотню, способному подчинять своей воле и живых существ, и неодушевленную материю; третьи пишут книги Локи как любящем супруге Ангрбоды или Сигюн; четвертые постигают муку «Сокрушителя миров» — Локи, обезумевшего от пытки. Но все эти люди поклоняются одному и тому же божеству: как я уже сказал в начале, даже человека сложно втиснуть в рамки одной архетипической модели, взаимодействующей со всем и вся совершенно одинаково, а в случае с богами и прочими сущностями, слишком огромными для нашего смертного сознания, эта задача усложняется многократно.

Как мне кажется, любая вводная интернет-статья о Локи осталась бы неполной без упоминания о Его бесчисленных женах, в последние годы заполонивших блогосферу. Честно говоря, я не понимаю, зачем Ему столь смертных возлюбленных, жен и мужей (да, я не оговорился: Он действительно не ограничивается женщинами) и почему многие из них пишут об отношениях с Ним в ЖЖ, Вордпрессе, Тамблре и прочих блогах, но могу подтвердить, что их и в самом деле много и они не молчат в тряпочку. Может быть, их привлекает образ «плохого мальчика», а может, Он настолько сексуален, что и через границу, отделяющую людей от богов, это ощущается сильнее, чем со многими другими божествами. Так или иначе, смертные супруги у Локи есть, их много и они довольно безапелляционны. Я — не из их числа . Наверное, это прозвучит по-дурацки, но мне постоянно приходится повторять в ответ на вопросы: с Королем Шутов можно установить отношения иного рода — не сексуальные и не супружеские; для Него такие отношения будут ничуть не менее важны, нужны и драгоценны. Он ценит каждого смертного, который помнит о Нем, пересказывает Его историю новым слушателям, оставляет Ему дары на алтаре и совершает возлияния в Его честь, — какую бы форму ни приняли Его отношения с этим смертным. Если у вас установилась с Ним супружеская связь, это не значит, что вы лучше других Его служителей или находитесь на каком-то особом положении. Кроме того, имейте в виду, что форму отношений с вами выбирает Он, а не вы. Разумеется, вы можете предложить Ему в дар свою сексуальную энергию или принести Ему обет верности, если пожелаете, но супружество с богом — это отношения двусторонние, и будет гораздо лучше, если первый шаг в них сделает божество.

Так или иначе, имейте в виду, дорогие читатели, что среди нас, локианцев, полным-полно таких, кто поклоняется Ему, не состоя с Ним в супружеских отношениях. Некоторые считают себя Его детьми (иногда — чудовищными), некоторые — жрецами и служителями, некоторые — Его личными сказителями и поэтами, а некоторые просто чествуют Его в ряду многих других богов. Локи нуждается во всех в равной мере и принимает служение в любых формах, хотя, по моему опыту, особенно приятно Ему поклонение со стороны трансгендеров, гомосексуалов и прочим носителей нетрадиционной сексуальной ориентации и/или гендерной идентичности. Возможно, эти сведения вам пригодятся.

Локи

Локи (др.-нор. Loki, также Loki Laufeyjar sonr — Локи, сын Лаувей) — божество (предположительно бог огня, так же упоминается в качестве бога хитрости и обмана и т. п. качеств) в германо-скандинавской мифологии, происходит из рода , но асы разрешили ему жить с ними в за его необыкновенный ум и хитрость. Другие имена Локи — Лодур, Лофт.

Существует мнение, что Локи не является настоящим богом, так как принадлежит к роду ётунов. До того, как великаны начали войну с , Локи прожил три года в у великанши . За это время она родила ему трёх детей: дочь — наполовину красную, наполовину синюю (богиня царства мертвых), гигантского змея и чудовищного волка . Также у него есть двое детей от Сигюн: Нари и Вали (в др. вариантах: Нари и Нарви, Вали и Царви). Кроме того, в говорится, что Локи породил всех ведьм, съев полусгоревшее сердце злой женщины и таким образом зачав.

Черты Локи характерны для трикстеров: двуличность, изворотливость, хитрость, коварство. Часто Локи считают лживым, но это не совсем так: понятия «ложь» и «истина» для Локи просто отсутствуют. Он причинил много бед другим асам, в частности, привел к гибели бога . С другой стороны, асы часто прибегали к его услугам в тех случаях, когда надо было проявить хитрость. Локи обладал способностью менять свою внешность. Так, он в образе прекрасной кобылы сманил коня по имени Свадильфари у ётуна-каменщика, строившего , чем избавил асов от необходимости отдавать последнему в жены богиню . При этом Локи забеременел, после чего выносил и родил восьминогого жеребёнка , на котором впоследствии ездил . Благодаря Локи Асы получили такие сокровища, как молот Мьёлльнир, копьё Одина Гунгнир, корабль Скидбладнир, кольцо Драупнир и вепря Гуллинбурсти.

После гибели Бальдра Локи явился на пир богов, где устроил свою , которая описывается в отдельной песне . Смертельно оскорбив по очереди всех асов, включая Одина, Локи попытался скрыться от их мести. Разгневанные кознями Локи, асы поймали его и двух его детей, Нари превратили в волка и он разодрал брата на части. Кишками Вали связали Локи и приковали к скале, к трём камням. Скади, мстя за своего отца, повесила над его головой змею, яд которой непрерывно капает на лицо Локи. Но верная жена бога Сигюн держит над ним чашу, в которую и собирается яд. Когда чаша переполняется, Сигюн идет опорожнить её, а в это время яд капает на лицо Локи, и он бьётся в мучениях, именно это является причиной землетрясений.

Скандинавской мифологии вот уже многие столетия. Его сделали персонажем множества книг, музыкальных произведений, кинофильмов и даже компьютерных игр. Вместе с тем характеристика этого божества имеет немало спорных трактовок среди исследователей и мифологов. Основные данные о Локи содержатся в таких произведениях, как «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда», написанных исландским писателем Снорри Стурлусоном в XI веке в виде учебников по скальдической поэзии.

Сущность и происхождение

Локи - скандинавский обмана и хитрости. Снорри также дал божества: он красив, невысокого роста, худощав, а его волосы имеют огненно-рыжий цвет. Его отличительными особенностями являются острый ум, коварство, изворотливость, хитрость и двуличность, а также умение изменять облик. Благодаря этим качествам асы разрешили ётуну жить в Асгаре. У этого бога также есть несколько других имен: Лодур, Лофт и Хведрунг.

Касательно происхождения Локи считается, что его отцом был ётун Фарбаути, а матерью - Лаувей (другое имя - Наль). Хотя, по версии некоторых других исследователей, Локи существовал еще до Одина, потому как его отцом являлся великан Имир, воздух Кари и вода Хлер - братьями, а богиня Ран - сестрой. И лишь позже бог огня и обмана вошел в триаду демиургов вместе с Одином и Хениром. Несмотря на то что в современной трактовке скандинавской мифологии в разных источниках указывается, что Тор и Локи - антиподы, у того же Снорри Стурлусона Один является побратимом бога обмана, но при этом его противоположностью. А вот бог-громовержец лишь периодически составлял хитрому божеству компанию в тех или иных ситуациях.

Характеристика

Очень разносторонне хитрое божество раскрывает мифология. Бог Локи обладал множеством нужных качеств, за которые асы терпели его выходки и на многое закрывали глаза. Во многих ситуациях он выручал других богов, но в большей части таких случаев они попадали в переделку именно благодаря Локи, который спасал свою шкуру или видел какую-либо выгоду. Коварный бог помогал то асам, то великанам и долгое время их всех это устраивало, тем более что в начале своего появления в Асгарде Локи был хорошим, насколько это возможно для бога обмана, он помогал богам множество раз. Вместе с Одином он участвовал в сотворении мира, вместе с другими демиургами вдохнул жизнь в деревянные прообразы людей. Он помогал богам получить или вернуть множество сокровищ. Однако позже, становясь все злее и обретая более демоническую сущность, бог Локи заслужил ненависть асов, которых постоянно ссорил между собой и стал воплощением всех бед, вплоть до Рагнарёка. Это божество стало аналогом Люцифера в скандинавской мифологии.

Личная выгода

В приключении вместе с Одином и Херниром, описанном в «Младшей Эдде», бог Локи ударил Тиацци, обернувшегося орлом и пытавшегося забрать лучшие куски пищи, приготовленной асами, но прилип к великану, который унес его в свое логово. Тиацци пообещал отпустить Локи в обмен на Идунн и ее и тот, благодаря своей хитрости и коварству, привел богиню к великану. Но асы без яблок начали стареть и заставили Локи вернуть Идунн. Обернувшись соколом, виновник смог вернуть богиню в Асгард, а прилетевшего за ней Тиации-орла убили другие боги. Этот случай как нельзя лучше демонстрирует, что Локи в большинстве своем совершал любые поступки, только исходя из своей выгоды или угрозы его жизни.

Приключения с Тором

Но все же были у коварного бога и такие деяния, которые можно назвать бескорыстными. Только благодаря его уму, изворотливости и хитрости бог-громовержец смог вернуть свой легендарный молот Мьелльнир. Тор и Локи отправились в логово ётуна Трюма, который похитил легендарное оружие, под видом его невесты и ее служанки. Хитрец уговорил великана продемонстрировать своей невесте великий молот, а когда Трюм показал Мьелльнир, Тор сумел выхватить рукоять и победить похитителя.

Но были у этих двух богов и такие приключения, в которых Локи подставлял своего спутника. Чтобы спасти свою жизнь, урожденный ётун привел Тора прямо в логово великана Гейррёда, громовержец смог спастись только благодаря доброй Грид.

Наследие

Как и у многих божеств самых разных пантеонов, у Локи также своеобразное наследие. Считается, что изначально он не был злым, являясь духом жизни. Вместе с женой Глут (сияние) бог огня Локи считался символом домашнего очага. От первого брака у него родилось двое детей - Энмира и Эйза. Однако чем дальше, тем более Локи озлоблялся и демонизировался. Второй его женой стала великанша Ангрбода, их тайный брак в Железном лесу Ётунхейма был запрещен Одином, который еще больше обозлился, когда узнал о рождении троих детей-чудовищ: красно-синей Хель, жуткого волка Фенрира и огромного змея Ёрмунганда. Один бросил Хель в Нифльхейм, где она стала Ёрмунганда отправил на дно морское, где он стал Мировым змеем, а вот Фенрира изначально забрал в Асгард, где пытался посадить на цепь, но ни одна не смогла удержать могучего волка, и в итоге его низвергли в подземное царство.

Бог Локи породил также и легендарного восьминого жеребца Одина Слейпнира. Используя свою способность, он обернулся кобылой, чтобы отвлечь коня Свадильфари, благодаря которому ётун-каменщик обещал асам построить Асгард в рекордные сроки, а боги не хотели ему платить по счетам. Третьей и последней женой Локи была Сигюн, родившая ему двоих сыновей: Вали и Нарви (или Али и Нари).

Гнев богов

На пиру у Эгира (морского великана) бог Локи нелицеприятно обличил асов в их недостатках и признался в убийстве Бальдра, сына Одина. Для богов это стало последней капелей. Они схватили злодея и обоих его сыновей, обратили Вали в волка, который растерзал своего брата, и кишками Нарви привязали Локи к трем камням, а над его головой подвесили змею, яд которой должен был капать на лицо провинившегося божества и приносить ему адские муки. Сигюн держала чашу, в которую собирала яд, чтобы он не попал на лицо мужа. Но когда та переполнялась и нужно было ее опорожнить, капли попадали на лицо Локи, и от его мучений сотрясалась сама земля. И так до самого Рагнарёка, во время которого бог Локи сражался против асов.

Бог Локи, хитрейший лгун, бог озорства и обмана, самый очаровательный из всех богов в скандинавской мифологии. Он хитер и коварен, ему было присуще редчайшее для мифологического персонажа качество - изменение характера. Когда-то, на заре времен он помогал в сотворении мира и бессчетное число раз помогал другим богам. Позже его проказы стали более злорадными, например когда он отрезал волосы богине Сив. А потом злоба окончательно овладела им, что проявилось, например, в убийстве Бальдра, которое Локи сам и подстроил.

Локи был женат трижды. Его первую жену звали Глют, и она родила ему двоих детей - Эйнмюриа и Эйза; все три имени связаны с огнем и его теплом, потому что Локи считался также и богом домашнего очага, спокойствия и отдыха, вот почему крестьяне почитали его как величайшего из богов. Дети от его второго брака были менее симпатичными. Великанша Ангброда родила Локи троих детей. Первая дочь -Хель, богиня смерти; один сын - Ёрмунганд, Мировой Змей, а другой - Фенрир, ужасный волк, угрожавший самому существованию богов. Третьей женой Локи была прекрасная Сигюн. Ее детей звали Нарви и Вали.

Дети Локи и Ангрбод: Хель, Ёрмунганд и Фенрир

О скандинавском боге Локи сложено гораздо больше историй, нежели о других богах. Он мог быть добрым, помогал многим, развлекал их. Однажды великанша Скади поднялась в Асгард, чтобы отомстить за убийство своего отца Тиасси. Локи стал отвлекать ее, рассказывая разные скабрезные истории, и Скади сменила гнев на милость.

Иногда же Локи был чрезвычайно жесток. Однажды, прогуливаясь вместе с Одином и Хёниром по берегу реки, Локи заметил выдру, которая собиралась съесть лосося. Бог швырнул в нее камнем и убил. Но то была не простая выдра, а Оттер, один из сыновей короля троллей Хрейдмара. Так началась печально известная история о золоте Андвари и разорении семьи Хрейдмара.

Как известно, детьми Локи и великанши Ангрбоды были Хель, Ёрмунганд и Фенрир. Это был запрещенный богами брак, в пещере, но они росли так быстро, что Один узнал об их существовании. Он приказал Локи уничтожить их, пока они не выросли настолько, чтобы стать угрозой для всего мира. Один низверг Хель в Нифльхейм, и в этом мрачном царстве она стала богиней смерти. Змея Ёрмунганда он бросил в глубокое море, итак появился Мировой Змей, который, лежа среди моря, опоясал морское дно и кусает себя за хвост.

Третий сын Локи и великанши Ангрбоды волк Фенрир. Один его привел в для того, чтобы воспитать в нем доброту. Но Фенрир быстро увеличивался в размерах, и одновременно в нем росла свирепость. Тогда боги решили изготовить крепчайшую цепь и связать его так, чтобы он больше не смог угрожать им. После того как Фенрир разорвал две цепи, гномы соткали тончайшие путы - Глейпнир. Фенрир разрешил испытать на себе ее прочность, но только при условии, что кто-то из богов вложит ему в пасть свою руку в качестве гарантии, что никакое волшебство не будет использовано против него. Никто из богов не отважился. Тюр же вложил правую руку в пасть волку и тут же лишился ее. Потом волка посадили в подземное царство, где он дико выл. Чтобы заставить его замолчать, асы просунули ему в пасть меч: рукоять уперлась под язык, а острие - в нёбо, и кровь огромной рекой потекла из его глотки.

Боги скандинавских мифов пленяют Локи

Проказы Локи становились все более и более злобными. С его любовью ко лжи и чужим секретам он постоянно ссорил богов друг с другом. Одну из самых отвратительных выходок он совершил, отрезав великолепные золотые волосы Сив. В результате этого и его последующего пари с Брокком и Синдри Локи страдал от боли, потому что ему сшили губы.

Вскоре Локи отказался от мелких злодейств и им овладела мстительная страсть уничтожения. Он начал с Бальдра, а затемявился к богам на прощальный ужин и оскорблял их в самых едких выражениях. Боги посчитали, что с них довольно, и решили связать злодея. Локи мог изменять облик, и превратился в рыбу. Богам скандинавских мифов: , и Квасиру все же удалось поймать его. Они привели его в глубокую пещеру, заставили сына Локи Вали превратиться в волка и разорвать горло своему брату Нарви. Асы вынули его кишки и привязали Локи к трем огромным камням. Путы превратились в железо. Великанша Скади взяла ядовитую змею и повесила над головой Локи, чтобы яд капал ему на лицо до скончания дней. Каждая капля яда причиняла низвергнутому богу невыносимую боль. Во время великой битвы в час богам придется весьма пожалеть, что они так жестоко обошлись с Локи.

Просмотры 11 418

С опозданием... Пару слов о Боге нашем - Локи.

Совершенно забыла, что у папы вчера был день рождения.
Собсна, стыдно очень, но папа у меня самый лучший, он поймет.

И в честь сего знаменательного события - немного о Локи.

В современном северном язычестве реконструкторского толка Локи - проблемное божество. Те, кто кладет в основу своих реконструкций англосаксонские источники, худо-бедно избегают проблем, связанных с Локи, потому что в этих источниках он не упоминается. Остальным приходится труднее, и среди них можно выделить три совершенно различных подхода к этому богу:

1) Локи - худший из злодеев и великий преступник против человечества и богов Асгарда. Его не следует чтить. Не стоит даже упоминать о нем (тем более - во время священных обрядов);

2) К Локи следует относиться с опаской, но и с определенным уважением, чтобы не навлечь на себя его гнев или недовольство Одина, поскольку Локи - побратим Одина, и воздавать почести только одному кому-либо из них, обходя вниманием другого, было бы невежливо. Схожим образом с ним обращаются и те, кто просто не понимает, как подходить к этому богу, и предпочитает держаться середины между крайностями;

3) Локи заслуживает искренней любви и почтения. Те немногие, что действительно чтят и любят Локи (а не просто пользуются его именем как оправданием для собственных неблаговидных поступков), любят его по-настоящему и всем сердцем, хотя с готовностью признают, что работать с ним трудно: он никому не дает долго стоять на одном месте и постоянно подталкивает своих последователей к развитию и росту.

Кроме того, Локи едва ли не опережает всех остальных скандинавских богов по количеству упоминаний в мифологических сюжетах. Слишком уж велик был соблазн сочинить еще одну приключенческую историю с этим находчивым, отважным и хитроумным трикстером в главной роли, - и многие не могли устоять перед этим искушением даже после того, как Скандинавия стала христианской. В одном знаменитом сюжете Трюм, верховный король Йотунхейма, похищает молот Тора, и Локи убеждает Тора отправиться к йотунам в женском платье, под видом Фрейи, богини любви, чтобы выручить волшебное оружие. В другой истории Локи сам попадает в плен к великану Тьяцци, и тот заставляет его помочь в похищении богини Идунн и ее молодильных яблок; но впоследствии Локи спасает Идунн и возвращает ее асам. Еще один сюжет повествует о том, как Локи превратился в кобылу и сманил жеребца Свадильфари, тем самым избавив асов от необходимости платить хозяину Свадильфари за строительство стен Асгарда. Все эти истории о том, как Локи спасает асов из безвыходного положения, вы найдете в других главах - я не буду пересказывать их здесь еще раз. Но то, что без них не обходится ни один сборник пересказов скандинавских саг (включая и эту книгу), уже само по себе примечательно.

В еще более выгодном свете Локи предстает в фарерской балладе «Lokkatattur» («Сказка о Локи»). Здесь некий великан побеждает крестьянина в состязании и требует, чтобы тот в уплату за проигрыш отдал ему своего сына. Отчаявшийся отец взывает к Одину, а затем - к Хёниру, умоляя их спрятать мальчика. Один превращает мальчика в колос пшеницы на поле, а Хёнир - в перо одного из лебедей в огромной стае, но кровожадный великан оба раза с легкостью его находит. Наконец, на сцену выходит Локи. Он велит крестьянину построить лодочный сарай и забрать его окна железными решетками, а сам вместе с мальчиком отправляется на рыбалку. Поймав палтуса, он превращает мальчика в икринку и прячет в животе рыбы, а затем отпускает рыбу в море. Когда великан приходит искать мальчика, Локи отправляется на рыбалку вместе с ним. Великан выуживает палтуса, разрезает ему живот и начинает пересчитывать икринки. Мальчик в обличье одной из икринок, испугавшись, откатывается в сторону; Локи незаметно подбирает его, пока великан занят счетом, относит его на берег и возвращает ему человеческий облик. Мальчик бежит и прячется в сарае; великан, спохватившись, гонится за ним, но застревает головой в решетке. Локи благополучно убивает великана, изрубив его на куски, и приводит мальчика домой. Крестьянин и его жена обнимают и благодарят спасителя.

Итак, перед нами снова старый добрый триумвират - Один, Хёнир и Локи; и снова именно Локи - единственный, кто может спасти всех в час крайней нужды. Он торжествует там, где даже Один терпит поражение.

Но самая значимая (и самая неоднозначная) из всех историй с участием Локи - история гибели Бальдра. Бальдру, прекрасному солнечному богу, сыну Одина и Фригг, начинают сниться сны, предвещающие скорую смерть. Это и не удивительно, учитывая, что золотые боги - боги жертвенные: так, Фрейр, золотой бог ванов, каждый год умирает в ритуале жертвоприношения и возрождается вновь. Но Бальдра страшит уготованная ему судьба, и любящая мать решает защитить его. Она обходит весь мир и берет с каждого камня, металла, растения и животного клятву, что те никогда не причинят Бальдру вреда. Лишь одну молодую веточку омелы она пропускает - слишком уж та мала и безобидна. После этого боги начинают развлекаться: все выходят на поле и принимаются метать в Бальдра копья и стрелы, а тот остается цел и невредим.

Но тут приходит Локи с дротиком, изготовленным из той самой веточки омелы, и убеждает Хёда, слепого брата Бальдра, принять участие в общей забаве, обещая направить его руку. Хёд послушно мечет дротик в Бальдра, и светлый бог падает замертво. Потрясенные асы рыдают и погружаются в траур; вдова Бальдра, Нанна, умирает от горя. Асы строят для них огромную погребальную ладью, но она оказывается такой тяжелой, что даже Тору не под силу сдвинуть ее с места. Внезапно появляется таинственная великанша по имени Хюррокин; насмехаясь над асами, она легко сталкивает ладью в море и исчезает. По утверждениям некоторых духовидцев, под именем Хюррокин скрывалась сама Ангрбода, жена Локи, пришедшая позаботиться о том, чтобы тело Бальдра надлежащим образом предали огню и волнам.

Локи между тем бежал из Асгарда, но в конце концов снова предстал перед богами, собравшимися на пиру, и бросил вызов всем и каждому. Он обвинил асов в лицемерии и трусости, перечислив, как все они лгали, преступали клятвы и вообще не соответствовали собственным стандартам («Допустим, я тоже все это делаю, - подразумевалось при этом, - но я, по крайней мере, не вру»). Кроме того, он открыто признал себя убийцей Бальдра. Разъяренные (непонятно, чем именно в первую очередь, - убийством ли Бальдра или тем, что на свет всплыли все их грешки) асы накинулись на него, как свора псов. Локи бежал в и спрятался в дальнем уголке Мидгарда, у водопада близ фьорда Франангр. Там он построил себе хижину и прорубил окна во всех четырех стенах, чтобы видеть издалека всех, кто к нему приближается. Когда асы отыскали его убежище, он превратился в лосося и нырнул в ручей под водопадом. Но Тор перегородил ручей сетью с тяжелыми камнями (чтобы никто не проплыл под нею), поймал Локи и вытащил его на берег. После недолгой борьбы Локи вернулся в свое обычное обличье.

Тор и еще несколько асов стали просить Одина, чтобы тот позволил им убить Локи или убил его сам. Но Один, к немалому их удивлению, не пожелал казнить убийцу сына. В разгар этих споров на асов напали двое сыновей Локи от Сигюн - Нарви и Вали, младший из которых был почти еще совсем ребенком, а старший - едва вышел из отрочества. Они попытались защитить отца и отбить его у Тора, но Один превратил Вали в волка и натравил его на Нарви. Вали загрыз собственного брата; не слушая криков Сигюн, асы вырвали из тела Нарви кишки, связали ими Локи, зачаровав мертвую плоть так, чтобы она сделалась крепче любого металла, и бросили поверженного йотуна в глубокую пещеру.

Великанша Скади, все еще не простившая Локи, что он когда-то разбил ее сердце, подвесила у него над головой змею, из пасти которой постоянно каплет яд. Верная Сигюн осталась рядом с мужем. Она держит над ним чашу, собирая в нее яд, но время от времени ей приходится отойти, чтобы опорожнить чашу, и тогда Локи кричит и корчится от боли, а вместе с ним содрогается вся земля. Когда случались землетрясения, говорили, что это Локи бьется в своих оковах.

Современные приверженцы Локи пока не пришли к общему мнению о том, что происходит с ним сейчас. Одни говорят, что он до сих пор заточен в подземной пещере; другие утверждают, что он вырвался на свободу, а третьи - что большей частью он освободился, но в каком-то смысле по-прежнему скован. Поскольку Локи иногда противоречит сам себе, полагаться на его собственные слова по этому поводу трудно.

Почти во всех культурах этических систем было две - идеальная и практическая. И дохристианская Северная Европа - не исключение. Существовал воинский этический кодекс, в котором важнейшее значение придавалось чести и честности; и без него очень быстро распался бы весь жизненный уклад… но поскольку мир, в котором жили древние скандинавы, был суров и зачастую жесток, людям иногда приходилось поступать бесчестно, просто чтобы выжить.


Коварство Локи чаще всего направлено против врагов Асгарда. Локи хитростью вынуждает Трюма вернуть Тору его молот; он возвращает асам Идунн, похищенную великаном Тьяцци; он раз за разом помогает обитателям Асгарда справляться с ужасными напастями. И за это его если и не любят, то, по крайней мере, терпят. Снова и снова он спасает богов - но само его присутствие напоминает богам о том, что они-то ведут себя не по-божески. Глядя на свой пустой рукав, Тюр всякий раз невольно вспоминает, как он предал Фенрира, сына Локи; садясь верхом на Слейпнира, Один не может просто так отмахнуться от воспоминаний о том, как он со своими сородичами обманул великана, построившего стены Асгарда. Благодаря Локи асы получили многие из ценнейших своих сокровищ, но чтобы добыть их, ему нередко приходилось поступаться честью.

Обращение к Локи (равно как и подражание ему в собственной жизни) - дело серьезное. Локи - это божество, к которому взывают лишь тогда, когда исчерпались все прочие средства. И на помощь его зовут не тогда, когда под угрозой оказалась жизнь индивида, но тогда, когда на карту поставлено существование всего племени. Он - олицетворенный инстинкт выживания, куда более древний, чем любые культурные нормы. Если бы Асгард остался без стен, он стал бы легкой добычей для великанов… а если бы асы исполнили условия договора, то тем самым обесчестили бы Фрейю, фактически принудив ее стать жертвой насилия. В дошедших до нас сказаниях Локи предстает отнюдь не богом хаоса (что бы там ни говорили некоторые «северные дискордианцы»), а, напротив, богом порядка - но такого порядка, который необходимо сохранить любой ценой. Он не столько аморален, сколько внеморален; в терминах ницшеанства он - это Воля к Власти, устремленная только к победе и не обременяющая себя умозрительными категориями добра и зла.

По количеству приверженцев он далеко опережает всех прочих рёкков (йотунов, имеющих божественный статус, т. н. теневых богов), и, вдобавок, за последнее десятилетие численность локианцев резко возросла (не только среди строгих последователей Северной традиции, но и в мире в целом). Локи готов общаться с кем угодно, вне зависимости от национальной, расовой и религиозной принадлежности.

_________________________
День Локи - 11-й день Литемоната, Месяца Литы (11 июня)
Цвет: красный
Стихия: Огонь
Алтарь: На красном покрове расположите три красные свечи, камень с вырезанной на нем руной Ос, статуэтку кобылы, статуэтку птицы, два маленьких круглых камешка и цепь.
Подношения: проанализируйте ситуации, в которых вы манипулируете другими людьми - пусть даже правдивыми способами или ради их же собственного блага. Не щадите себя.
Пища в течение дня: горячая, пряная, острая пища.

:::Призывание Локи:::

О сын Лаувейи, лукавец
из дальних северных стран,
о дитя великанов
и дух утонченной игры,
то намеком, то лестью
внушающий замысел тайный,
о лжец,
изрекающий правду, когда ее некому слышать!
Призываем тебя, о двуликий,
о ты, чья душа пламенеет огнем негасимым!
Будь судьей нашим душам,
о Локи, дух Правды и Лжи!

Есть четыре фразы, которые позволяют связаться с Локи напрямую - как и с любым другим божеством. Вот они: «Пожалуйста!», «Спасибо!», «Ой, прости!» - и самая главная: «Я тебя люблю!» (с)

error: Content is protected !!