За три года прекратили существование более тысячи учебных заведений. Филиалы вузов ждет массовое закрытие Закроют ли филиалы вузов

За три года число вузов и их филиалов в России сократилось почти наполовину - на 1097 организаций. Таким образом, фактически завершена «зачистка» высшего образования в России, объявленная предыдущим руководством Минобрнауки. Она предполагала сокращение числа вузов на 40%, а филиалов - на 80%. В экспертном сообществе отмечают, что теперь система оценки качества высшего образования в России должна сосредоточиться на проверках только там, «где риски наиболее высоки». Собеседники “Ъ” не исключают, что этот вопрос может быть поднят в ближайшее время в связи с «возможной сменой кабинета министров».


В распоряжении “Ъ” оказалась ведомственная аналитическая справка, из которой следует, что в 2017 году Федеральная служба по контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзор) приостановила действие лицензии 35 организаций высшего образования. В 68 вузах и их филиалах был запрещен прием абитуриентов. Лишены государственной лицензии на образовательную деятельность 58 вузов. В 125 действие государственной аккредитации было приостановлено (в 70 из них после устранения нарушений лицензия возобновлена). По решению арбитражных судов в 32 организациях было аннулировано действие лицензии (18 из них - в Москве).

Аккредитация подтверждает уровень реализуемых образовательных программ и соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам. Лицензия дает образовательной организации право осуществлять образовательную деятельность.

Таким образом, с 2014 по 2017 год количество вузов и филиалов в России сократилось на 1097 (с 2268 до 1171; данные на январь 2018 года). Сокращение более всего затронуло филиалы государственных и негосударственных вузов: число первых уменьшилось с 908 до 428, вторых - с 422 до 81. Государственные головные вузы за три года также понесли потери, их стало меньше на 83 (с 567 до 484), негосударственных - на 193 (с 371 до 178). С 2014 по 2017 год по итогам проверок возбуждено 2850 дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц образовательных организаций, которые были оштрафованы на общую сумму 48,3 млн руб.

Фактически эти показатели соответствуют планам Минобрнауки, где ранее сообщали о намерении к концу 2016 года «завершить очистку высшего образования от вузов и филиалов, которые не дают качественного образования». Как сообщал “Ъ”, в марте 2015 года работавший тогда министром образования Дмитрий Ливанов заявлял, что концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы предусматривает сокращение количества вузов на 40%, а их филиалов - на 80%. «Речь идет прежде всего о сокращении негосударственных вузов, дающих некачественное образование,- подчеркнул господин Ливанов.- У нас есть примерно 100–150 хороших негосударственных вузов. Им ничего не грозит, наоборот, мы будем им помогать, давая в том числе и доступ к государственным бюджетным местам. Но все, что касается некачественного образования, должно уйти из нашей жизни. И именно вот это означает для нас сокращение сети высших учебных заведений». По словам министра, слабым вузам Минобрнауки «объявило войну».

«Безусловно, решить все проблемы нельзя, но ощутимые подвижки в этой сфере я вижу,- заявил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по образованию Геннадий Онищенко.- Когда закрывают абсолютно надуманные факультеты или вузы, где, по существу, просто покупают липовые дипломы». По мнению депутата, проблема оценки качества образования сейчас особенно актуальна в связи с приходом бизнеса в образование: «Рособрнадзор сделал серьезный шаг в сторону наведения порядка в этой области».

Теперь механизм контрольно-надзорной деятельности в высшем образовании в России должен измениться, считает ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко: «В рамках существующей нормативно-правовой базы в сфере высшего образования Рособрнадзор сделал немало, однако сам по себе механизм вузовской аккредитации устарел, оцениваются формальные требования, которые не могут говорить о качестве образования в целом. В Рособрнадзоре понимают, что требуется кардинальная перестройка системы оценивания». По его словам, новая система оценки качества образования должна соответствовать требованиям работодателей. «Думаю, что этот вопрос должен быть на повестке дня в 2018 году, тем более с учетом возможной смены кабинета министров»,- отметил господин Реморенко.

Ранее в Рособрнадзоре сообщали, что в России готовится масштабная реформа контрольно-надзорной деятельности, которая коснется в том числе высших учебных заведений. Предполагается, что все университеты попадут в одну из четырех категорий по уровню риска в соответствии с выявленными при проверке нарушениями. В ведомстве рассчитывают, что переход на новую систему поможет «сосредоточиться на проверках там, где риски наиболее высоки». В вузовской среде отмечают, что новая модель проверок «сбережет нервы» вузам с хорошей репутацией и приведет к дальнейшему сокращению общего числа высших учебных заведений в России (см. “Ъ” от 20 июня 2017 года). Ожидалось, что закон, устанавливающий новые правила контрольно-надзорной деятельности, будет принят до конца 2017 года, однако этого до сих пор не произошло.

"Я из-за черных списков даже в отпуск не ушла"
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования Елена Геворкян рассказала корреспонденту "Власти" Сергею Петухову о рисках в российской системе образования.

— Есть ли какие-то гарантии, что вуз, куда поступишь, не закроют?
— Есть две минимальные гарантии: наличие у вуза государственной аккредитации и лицензии на право ведения образовательной деятельности. Если же есть только лицензия и нет аккредитации, значит, вуз может вести образовательную деятельность, но не пользуется льготами, и вас могут, например, забрать в армию. Поэтому, если вы считаете, что вам нужны знания, которые даст вам именно этот вуз, вы должны быть готовы к риску угодить в армию. Но по окончании вы в любом случае не получите государственного диплома. Такие вузы часто гарантируют, что пройдут госаккредитацию в течение периода вашего обучения. Но к этому надо относиться очень настороженно. Гарантировать прохождение никто не может. Это очень длительная и трудоемкая процедура, и решение принимает не чиновник, а аккредитационная коллегия при нашей службе, состоящая из представителей вузов, общественности, объединения работодателей и т. д. Всего там полсотни человек, и как они проголосуют, не знаю даже я.
— Если гарантий нет, то как тогда снизить риск?
— Надо внимательно подойти к заключению договора с вузом. Если вам говорят, что гарантируют прохождение аккредитации, пусть это запишут в договор. По крайней мере у вас будет повод, если этого не случится, подать в суд на невыполнение условий договора. Кроме того, вас обязательно должна насторожить реклама, такие вузы всегда дают очень широкую рекламу и обещают несбыточные вещи. Например, высшее образование за три года. У нас образование бакалавра получают за четыре года, специалиста — за пять лет. Если это вечернее или заочное обучение, срок продлевается еще на год. Короче быть не может. Следующее, что вас должно насторожить,— это низкая стоимость. По нашим расчетам, год обучения на гуманитарных, то есть малозатратных специальностях стоит порядка $1200-1500. Если ниже, надо спросить, откуда остальные деньги. Ведь у вуза могут быть спонсоры. И наконец, не поленитесь поговорить с выпускниками выбранного вами вуза: где они устроились на работу, какие у них сложности после этого возникли с дипломами.
— А как насчет призыва в армию?
— В государственных вузах отсрочка от армии предоставляется просто потому, что вы — студент дневного отделения. В негосударственных — только в том случае, если вы обучаетесь по аккредитованной образовательной программе. Тут надо быть очень внимательным при поступлении. Кроме свидетельства об аккредитации у вуза есть еще приложение к нему. Там записано, по каким учебным программам аккредитован вуз — по всем или нет. Если только по некоторым, вас могут забрать в армию, а студентов с соседних факультетов или даже групп не тронут.
— А студенткам все равно?
— В армию девушек пока не забирают, но если они учатся на заочном отделении, то должны быть готовы к тому, что у них не будет льгот при оплате отпусков на сессию. И наконец, все студенты — и девушки и юноши — должны понимать, что диплом у них будет негосударственный.
— Ну и что?
— Выпускники с такими дипломами часто впервые задумываются над тем, что им дали вместо диплома о высшем образовании, когда собираются на работу за границу. Есть такая процедура — настрификация, то есть признание диплома, полученного в одной стране, годным для другой страны. Но даже если найдется страна, которая будет готова признать диплом неаккредитованного российского вуза, она не сможет это сделать. По международным правилам настрификации предшествует легализация диплома. К нам в Рособразование часто обращаются с просьбой сделать так называемый апостиль, то есть легализовать диплом,— и получают отказ.
— Последний вопрос: может, у вас все-таки есть секретные черные списки вузов?
— Я даже из-за них в отпуск в прошлом году не ушла, все искала эти списки.
— Нашли?
— Нет.

ФОТО: ЮРИЙ МАРТЬЯНОВ

Ректоры об олимпиадах, ЕГЭ и вступительных экзаменах
Виктор Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова
Результаты ЕГЭ при поступлении в МГУ засчитываться не будут. Это решение ученого совета университета. Без экзаменов могут быть зачислены победители и призеры пятого этапа Всероссийской олимпиады. Они зачисляются на определенную специальность, согласно классификатору соответствия предметов, рекомендованному Министерством образования и науки. Он есть у нас на сайте (www.msu.ru.— "Власть" ).
Будет легче на экзаменах победителям и призерам окружных и региональных олимпиад, то есть четвертого (проводится в семи федеральных округах) и третьего (проводится в субъектах) этапов Всероссийской олимпиады. При поступлении в МГУ их победа на олимпиаде будет засчитываться как высший балл на экзамене по соответствующему предмету. Поясню на примере: занявшему третье место на московской городской олимпиаде автоматически ставится высший балл по этому предмету на вступительном экзамене. Остальные испытания абитуриент должен будет пройти. Если школьник победил или стал призером двух или даже трех олимпиад, и все они соответствовали экзаменам на какой-то факультет, они засчитываются как вступительные. И может случиться, что по результатам олимпиад молодой человек уже поступил. Приравнены к третьему этапу еще две олимпиады: "Ломоносов" и национальный проект "Покори Воробьевы горы". Но победители этих олимпиад уже определены, и теперь можно говорить только об участии в этих олимпиадах на будущий год.

ФОТО: ЮРИЙ МАРТЬЯНОВ

Ярослав Кузьминов, ректор Государственного университета — Высшей школы экономики
Существенная новация этого года — абитуриент может подавать заявления одновременно на несколько факультетов. Причем достаточно сдать экзамены один раз. В этом году Москва присоединилась к эксперименту по проведению ЕГЭ, поэтому прием на половину наших факультетов регулируется несколько иными правилами: факультеты, которые вошли в состав эксперимента (экономико-менеджериального профиля), экзамен по русскому языку будут засчитывать только как результат ЕГЭ. Единственная альтернатива для этих факультетов — в качестве экзамена могут быть зачтены результаты проводившейся в ВШЭ в мае 2005 года межпредметной олимпиады. Победители этой олимпиады будут зачислены вне конкурса, ее призерам будут засчитываться результаты по одному или нескольким предметам (по их выбору). С результатами олимпиады связан и еще один момент: при поступлении в ГУ-ВШЭ существует возможность засчитывать результаты различных туров всероссийских предметных олимпиад. Победители четвертого и пятого, финального тура предметных олимпиад могут без экзаменов поступить на ряд наших факультетов. То же относится и к победителям московской городской и московской областной олимпиады. А вот победители региональных олимпиад по некоторым предметам (например, по математике, экономике, иностранному языку и др.), получившие высший балл по соответствующему предмету, могут не сдавать этот предмет в июле, а просто участвовать в конкурсе.

ФОТО: ДМИТРИЙ ЛЕКАЙ

Игорь Федоров, ректор МГТУ им. Баумана
Конкурс проводится раздельно по каждому из факультетов и формам обучения (бюджетная или платная). То есть уже при подаче документов каждому абитуриенту надо сразу определить свою будущую специальность и форму обучения. При приеме на бюджетные места засчитываются: результаты вступительных экзаменов; результаты собеседования для медалистов и лиц, окончивших с отличием средние профессиональные учебные заведения; результаты тестирования лауреатов конкурса всероссийской молодежной программы "Шаг в будущее", итоговой конференции программы "Шаг в будущее. Москва", итоговой конференции российской молодежной программы "Космонавтика"; результаты победителей окружного этапа Московской региональной олимпиады МГТУ им. Баумана по математике и физике; результаты ЕГЭ, соответствующие положительным оценкам при пересчете в систему оценок МГТУ. В этом году есть возможность сдавать вступительные испытания в смешанной форме. Если абитуриент сдал, например, русский язык по ЕГЭ, то у нас он может сдавать только физику и математику. Но подавать документы с результатами Единого госэкзамена можно не на все специальности. На платную форму обучения засчитываются: результаты соответствующих вступительных экзаменов; результаты платного тестирования, проведенного в МГТУ им. Баумана; перечисленные выше результаты вступительных испытаний на бюджетную форму обучения.

ФОТО: ЮРИЙ МАРТЬЯНОВ

Владимир Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов
50% вступительных экзаменов проводятся в форме ЕГЭ. Список специальностей, по которым приемные экзамены принимаются в форме ЕГЭ, ежегодно утверждается ректором. С нынешним их перечнем можно ознакомиться на сайте университета (www.rudn.ru.— "Власть" ). Но сохранена и обычная форма вступительных экзаменов на другие 50% специальностей.
Мы принимаем абитуриентов как на бюджетную, так и на коммерческую основу обучения. Тем, кто решил учиться за деньги, достаточно не получить при поступлении неудовлетворительной оценки, показав минимальный уровень знаний. Отсев "контрактников" идет в процессе обучения.
В этом году без вступительных экзаменов в РУДН на все специальности университета поступят все обратившиеся к нам победители и призеры всероссийских олимпиад. Кроме того, вне конкурса на целевые места мы планируем принять победителей областных олимпиад — это решение ученый совет РУДН принял еще в прошлом году. Отдельно проводится целевой прием из автономий РФ. По его результатам зачисляют студентов из субъектов федерации. Таких в прошлом году у нас было около двухсот человек. Золотые и серебряные медалисты, как и в остальных вузах, имеют право на сдачу одного экзамена. Если он будет сдан на "отлично", абитуриент становится студентом.

Как скачет конкурс
Предсказать конкурс на ту или иную специальность со временем все труднее, что прекрасно демонстрирует пример МГУ*.

факультет 2000 2001 2002 2003 2004
биоинженерии и биоинформатики - - 10,6 11,7 8,0
биологический 4,5 4,6 5,4 7,0 4,6
вычислительной математики и кибернетики 7,2 7,3 7,3 7,3 6,0
географический 6,8 5,5 5,0 5,2 3,8
геологический 4,9 5,0 5,3 5,1 2,3
государственного управления 12,7 13,3 14,5 7,5 8,5
журналистики 2,6 2,9 3,0 3,3 4,1
иностранных языков 13,1 12,3 17,5 8,3 16,6
Институт стран Азии и Африки 4,2 4,0 4,1 3,7 5,1
исторический 5,2 4,6 4,1 4,6 4,8
механико-математический 7,4 6,9 9,8 9,3 8,0
мировой политики - - - 7,7 26,0
наук о материалах 14,4 11,6 13,5 11,0 2,8
почвоведения 6,4 7,7 4,9 5,0 2,3
психологии 7,9 5,1 4,8 4,6 4,8
социологический 3,7 2,8 3,1 3,8 9,5
физический 6,4 5,8 6,0 5,8 3,4
филологический 4,4 3,5 4,1 4,5 6,0
философский 2,9 3,5 3,7 4,2 5,3
фундаментальной медицины 5,6 6,3 6,1 10,9 9,03
химический 3,2 3,6 3,3 4,2 2,6
экономический 5,2 5,4 7,0 6,5 6,8
юридический 4,9 4,2 4,6 3,1 3,8
*Бюджетная форма обучения, человек на место.

Которые нарушают права людей на качественное образование».

Этому заявлению предшест­вовали и их филиалами. Например, в станице Вёшенская Ростовской обл. за последние пять лет открылись представительства четырёх вузов, три из которых поселились в одном здании - местной библиотеке им. Шолохова. Как выяснилось, некоторые «головные» вузы о существовании «филиалов» даже не подозревали. Похожая ситуация сложилась в Свердловской обл. А один частный университет Иркутска преподавал программу, полностью «списанную» у Высшей школы экономики (ВШЭ), и немало на этом зарабатывал.

Вузовские чистки

Но, судя по всему, закрытие коснётся не только откровенно мошеннических организаций, которые незаконно работали под брендом известных учебных заведений. Ими должны заняться правоохранительные органы. Оптимизация же пройдёт гораздо шире. И она уже началась. «О каких вузах может идти речь? Во-первых, об аттестации филиальной сети, - поясняет Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ . - У нас на тысячу вузов приходится около 3000 филиалов. В среднем по 11 филиалов у гуманитарных вузов и по 3-4 у технических. Во-вторых, о вузах, которые . Нужны тщательные проверки на соответствие вуза аттестату. Отобрать лицензию у вуза сложно. Сначала нужно ответить на вопрос: а студентам куда деваться, тем более если они уже оплатили обучение? Вопрос требует проработки».

Тем не менее, по некоторым данным, из тысячи вузов власти планируют через несколько лет оставить около трети, выкорчёвывая, как выразился один из высших чиновников, вузы-«поганки». Однако не все эксперты согласны, что слабые вузы нужно только закрывать.

«Сама идея закрытия вузов неправильная, - считает Марк Агранович, исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования . - Надо закрывать не вузы, а программы. В одном вузе могут быть две хорошие программы, а 15 - дрянь. Скажем, в областном вузе сохранилась старая школа преподавания литейного дела. Её нужно сохранить. Что значит «плохая программа»? Это значит, что п . Не жалко тогда их и выставить, если они имеют наглость преподавать то, в чём не разбираются. Если студент приходит в вуз, а его обманывают, то такому вузу не место в системе высшего образования. Если в вузе из всех программ останется только одна хорошая, то его можно присоединить к более крупному. Нужно создавать системы внешней оценки качества вместо сегодняшней формальной аккредитации вузов».

Откуда «левые»

Возникают и другие вопросы. Если сейчас, по данным специалистов, высшим образованием охвачено 80-90% населения, то не получится ли, что из-за уменьшения числа вузов снизится доступность выс­шего образования, особенно для детей из регионов? И как результат - понизится общий интеллектуальный уровень населения.

«Почему «левые» вузы востребованы? - задаётся вопросом Кирилл Митрофанов, руководитель Центра независимой оценки качества образования ФИРО . - Самый простой ответ: продаются «корочки». Идёт снижение ценности высшего образования и дипломов. Человек с дипломом ничем не отличается от человека без него. Второй момент: мальчики идут в любой вуз, чтобы избежать прелестей организации под названием «армия», а девочки - вслед за ними, на поиски мужа. Ведь там образованная девушка имеет больше шансов выйти замуж за образованнного мужчину. Но даже у псевдовысшего образования есть позитивные аспекты. Например, почему многие бизнесмены даже продавцами в «ларёк» охотнее берут девушек с выс­шим образованием, чем ? Потому что у них более высокий культурный уровень, они разговаривают по-другому. Кстати, исторически высшее женское образование появилось для того, чтобы женщина могла грамотно общаться в семье - с прислугой (ставить цели гувернанткам, экономкам), детьми. Можно просто уничтожить слабые вузы, а можно заняться . Мы начинаем догонять по общему образованию европейские страны. В Европе учатся 12-14 лет, у нас - 9-10. Так пусть наши дети добирают недостающее за счёт 3 лет бакалавриата. А дальше уже по желанию - магистратура, а лучше не одна. И вообще, пока не сформулирована цель («Для чего это делается?», а не «Почему?»), сокращение вузов напоминает «зачистку».

Очевидно, что должна быть нацелена на повышение качества, а не на сокращение количества. Один из главных аргументов властей - якобы так много вузов иметь экономически неоправданно. Их больше, чем студентов. Ведь 5-6 лет назад у нас было 1,5 млн выпуск­ников школ, в прошлом году - 730 тыс.

Но не получится ли как с ? В 90-е, когда рождаемость в стране упала на рекордно низкий уровень, детские сады массово закрывались, помещения продавались, сдавались в аренду. А сегодня начался обратный процесс: за 2007-2011 гг. рождаемость выросла почти на 20%, мест в садах катастрофически не хватает, в результате строят новые, пытаются вернуть и отремонтировать старые. Но ведь эти малыши через 10-15 лет пойдут в вузы. Опять будем начинать выстраивать необходимое количество институтов заново?

error: Content is protected !!