Времени правления женщины фараона хатшепсут. Женщина-фараон хатшепсут. Величайшие тайны Хатшепсут

В истории Древнего Египта самой могущественной считается XVIII династия. Её правление относится к периоду Нового царства (1550-1070 гг. до н. э.). Этот временной интервал включает в себя также XIX и XX династии, но именно при первой из этих трёх династий произошли расцвет и могущество древней цивилизации, возникшей на берегах Нила. Почему же именно XVIII династия стала главенствующей? Этим она обязана выдающимся фараонам, правившим страной в тот далёкий период.

Не последнее место среди них занимала женщина-фараон Хатшепсут. Её правление продолжалось 22 года с 1490 по 1468 гг. до н. э. Она была дочерью фараона Тутмоса I и царицы Яхмос. В юном возрасте стала верховной жрицей бога Амона. Вышла замуж за своего родного брата Тутмоса II, который стал править Египтом после смерти отца Тутмоса I. Но новый правитель оказался абсолютно безвольным человеком. Он умер на 4-м году правления, передав власть своему 12-летнему сыну Тутмосу III.

Голова Хатшепсут в Каирском музее, женщина-фараон изображена с накладной бородой

В наши дни трудно понять родственные переплетения и дворцовые приоритеты того далёко времени. Надо лишь знать, что Хатшепсут считалась главной царской женой, а Тутмос III родился от наложницы Исиды. То есть главная царская жена приходилась ему мачехой. Вначале она стала регентом при венценосном ребёнке, а через полгода при поддержке жрецов бога Амона была провозглашена фараоном.

Помимо жрецов эту женщину поддержала вся египетская знать. А вот что касается законного наследника, то его не уничтожили физически, а отправили на постоянное место жительства в жреческий храм. Там мальчику дали хорошее образование и подготовили к восшествию на престол после смерти мачехи. Отсюда получается, что переворот был чисто символическим. Ребёнку не сделали ничего плохого, лишь вежливо попросили отойти в сторону и ждать своего часа.

На стене внутри Красного святилища справа изображена священная ладья бога Амона-Ра, крайний слева стоит Тутанхамон III, а далее Хатшепсут. Она приветствует своего сакрального отца

Чем же прославилась женщина-фараон Хатшепсут за 22 года своего правления? Она зарекомендовала себя блестящим военачальником, расширила торговые связи Египта, поставив коммерцию на широкую ногу, и стала инициатором создания величественных архитектурных памятников. Государство при ней заметно разбогатело, что создало базу для будущей успешной завоевательной политики.

В то далёкое время очень большое внимание уделялось внешности. Фараон должен был выглядеть по-царски и соответствовать своему высокому статусу. На голову владыки возлагали корону, и обязательным атрибутом считалась накладная борода. Поэтому царица, несмотря на свой слабый пол, ходила с накладной бородой. С этим священным атрибутом царской власти правительница была запечатлена на многих изображениях.

Эту египетскую царицу называют не только женщиной-фараоном, но и женщиной-воительницей, так как она лично возглавила два военных похода в Нубию. Неизвестно, участвовала ли она в боях, но, скорее всего, только руководила своим войском. В эти походы она брала пасынка Тутмоса, чтобы приучить его к военному делу. Помимо Нубии грозная правительница занималась военными вопросами на Синайском полуострове и на юге Палестины. На скале в районе Второго порога Нила имеется древняя надпись, восхваляющая царицу и военный поход, который она лично возглавляла.

Алебастровый сосуд для благовоний, принадлежащий царице. На его стенках начертаны её имя и титулы. Этому сосуду 3,5 тыс. лет

Большое внимание Хатшепсут уделяла торговле с другими странами. При ней были налажены торговые отношения с таким государством как Пунт. Находилось оно на южном побережье Красного моря и представляло собой в то время сильную державу. Египтяне везли в Пунт бусы, браслеты, металлическое оружие и меняли всё это на самый ценный товар – ароматическую смолу, полученную из миррового дерева. Использовали такую смолу в Египте в храмовых обрядах, мумификации и изготовлении парфюмерии.

Египетские женщины втирали в кожу ароматное масло мирры и молодели на глазах. У самой царицы был именной парфюм, точно так же как у современных знаменитостей. До наших дней сохранился маленький алебастровый сосуд. На его стенках начертаны имя и титулы женщины-фараона, а внутри остались благовония, которыми та пользовалась 3,5 тыс. лет назад.

Успешные военные походы и поставленная на широкую ногу коммерческая деятельность заметно усилили государство. А когда народ сыт и богат, то можно заняться архитектурой. Этот вид деятельности при царице Хатшепсут был чрезвычайно продуктивным. Её по праву называют фараоном-строителем. Вначале она восстановила все памятники, разрушенные завоевателями гиксосами, а затем занялась возведением новых величественным сооружений.

Поминальный храм в долине Дейр эль-Бахри. Вырубили это заупокойное святилище прямо в скалах

Наиболее активно строительство велось в Фивах – современный Луксор, 700 км на юг от Каира. Этот город считался центром политической поддержки правительницы. В нём было возведено много архитектурных творений, но самым выдающимся стал поминальный храм в долине Дейр эль-Бахри, возведённый на 3-х скальных террасах. Вырубили это заупокойное святилище прямо в скалах, а на все работы ушло 9 лет. В храме находится множество скульптур и изображений, посвящённых женщине-фараону Хатшепсут.

В древности этот храм называли Священным из священных. Зрительно он как бы выступает из подножья горы, подчёркивая тем самым свою архитектурную необычность. А место для данного сооружения было выбрано чрезвычайно удачно. Рядом находился храм бога Амона-Ра, поэтому никто не трогал даров и не нарушал покой заупокойного святилища. Внутри на стенах были нанесены изображения, демонстрирующие право на трон Хатшепсут. Можно сказать, что это архитектурное творение являлось орудием пропаганды.

Скульптуры в поминальном храме

При мудрой повелительнице в самом центре Карнакского храма (храмовый комплекс, посвящённый богу Амону, расстраивался со времён Среднего царства) было возведено Красное святилище из чёрного и красного гранита для ладьи бога Амона. Были также установлены 2 пары огромных гранитных обелисков. Их вершины покрывал электрум – сплав серебра с золотом. По понятиям того времени это был эзотерический громоотвод. Он ловил первые лучи Солнца и направлял энергию светила прямо в центр Карнакского храма. Оттуда она должна была нести счастье всему Египту.

В наши дни остался один обелиск из красного гранита. Его высота достигает 30 метров, и он считается самым высоким в Египте. Были построены и другие архитектурные сооружения по всей стране, что указывает на размах строительных работ во время правления женщины-фараона Хатшепсут.

При царице обелисков было четыре, в наши дни остался один. Его высота составляет 30 метров

Умерла великая египетская царица в 1468 году до н. э. Похоронили её в Долине царей, но вплоть до 2007 года было неизвестно, где находится мумия этой выдающейся женщины. Нашли её абсолютно случайно в Египетском музее в Каире, где она лежала несколько десятилетий и считалась мумией кормилицы царицы, а не её самой. Истину помог установить анализ ДНК.

Его провели 26 июня 2007 года. Образцом послужила ДНК бабушки великой царицы. В результате этого мумия была идентифицирована как женщина-фараон Хатшепсут. Так были найдены останки правительницы Древнего Египта, которая в своей деятельности не только не уступала мужчинам, но и во многом превосходила их.


В истории Египта была только одна правительница, обладавшая абсолютной властью, одна из немногих женщин, правившая единолично. Тем самым она нарушала многовековую традицию престолонаследия, так как был в живых и наследник мужского пола – Тутмос III, ее пасынок. Но царица Хатшепсут стала фараоном вопреки всем традициям, и египтяне долго скрывали этот факт. Как и некоторые обстоятельства жизни Хатшепсут, которые приходилось держать в тайне.





Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I, после смерти которого она вышла замуж за своего сводного брата, рожденного от простолюдинки, – Тутмоса II. Когда археологи исследовали мумию Тутмоса II, они пришли к выводу, что он страдал редкой формой кожного заболевания, которое, по всей видимости, стало причиной его скоропостижной смерти.





После смерти Тутмоса II право наследовать престол получил его сын от побочной жены Тутмос III, но он был слишком мал, и Хатшепсут выполняла при нем обязанности регента. Однако такая роль царицу не устраивала – она хотела добиться всей полноты власти. После того, как ее пасынок достиг совершеннолетия, ей пришлось подавить несколько восстаний. Для укрепления своего положения она использовала те же приемы, что и другие египетские фараоны: при ней было построено множество скульптур и барельефов, прославляющих божественную природу царской власти. При этом Хатшепсут изображали в традиционном мужском облачении правителей, со всеми атрибутами царской власти. На всех скульптурных портретах ее лицо украшает царский головной убор и накладная борода.



В истории Египта было несколько женщин-правительниц, но ни одна из них не добивалась такой полноты власти. К тому же во времена ее царствования Египет процветал. Все свои усилия Хатшепсут направила на возрождение страны после продолжительных воен. В течение 7 месяцев по ее приказанию в храмовом комплексе Амона-Ра в Карнаке высекли два 30-метровых обелиска из цельного куска гранита. На одном из них были начертаны такие слова: «Мое сердце волнуется о том, что народ скажет про оставленные мной творения через много лет».





Символом ее правления стал террасный храм Миллионов лет на берегу Нила в Фивах, так искусно встроенный в окружающий ландшафт, будто бы он на самом деле является продолжением скалы. Ее достижением также называют экспедицию в страну Пунт (Сомали), после 400-летнего перерыва. Спустя 3 года корабли вернулись в Египет с золотом, благовониями, шкурами редких животных и слоновой костью. В конечном итоге она была признана законной царицей Египта и оставалась ею в течение почти 20 лет.





Свидетельства о ее царствовании не появлялись до XIX в. – полновластное правление женщины было феноменом в истории Египта, тщательно скрывавшимся на протяжении столетий. К тому же ее пасынок Тутмос III уничтожил все памятники, созданные в период ее царствования – либо в отместку, либо с целью ликвидировать официальные свидетельства царского титула Хатшепсут, чтобы все считали, что трон перешел непосредственно от отца к нему.





Тайной оставались и ее отношения с главным советником, зодчим храма в Долине царей, наставником дочери царицы Сенмутом. По одной из версий, он был не только наставником, но и ее настоящим отцом. Со вступлением Хатшепсут на трон Сенмут стал обладателем 93-х титулов и самым близким доверенным лицом правительницы. Некоторые исследователи полагают, что эта связь была лишь предметом домыслов и сплетен: «Хатшепсут слишком хорошо понимала шаткость своего положения, чтобы стать связанным с ним физически», – говорит Келлер. Если бы их связь стала общеизвестной, военный переворот был бы неизбежен.

Царица Хатшепсут в облике сфинкса. Музей Метрополитен | Фото: liveinternet.ru


А погребальный храм Хатшепсут и сегодня входит в топ-

В истории Древнего Египта царица Хатшепсут занимает исключительное место. Она смогла встать во главе могущественного государства и управлять им более 20 лет. Однако самым поразительным фактом было то, что царица короновалась как законный фараон, игнорируя многовековую египетскую религиозную традицию престолонаследия при наличии наследника мужского пола — Тутмоса III, ее племянника и пасынка.

Хатшепсут не была первой и единственной женщиной фараоном в истории существования Египта, которым по традиции правили мужчины. Задолго до Хатшепсут Египтом правили только две женщины: Нейтикерт в конце VI династии и Нефрусебек в конце ХII-й (1). Тем не менее, в отличие от Хатшепсут эти царицы — представительницы угасающих династий царствовали совсем недолго. Хатшепсут же получила власть над процветающей державой, международный авторитет которой был утвержден военными походами в Азию и Нубию при ближайших предшественниках царицы- Аменхотепе! (1551- 1524гг. до н.э.) и Тутмосе! (1524-1518гг. до н. э.).

Любая попытка выступить против традиционной концепции царской власти могла кончиться трагически даже для такой честолюбивой и политически ловкой женщины, какой, по всей видимости, являлась Хатшепсут.

Ее отец, Тутмос I, отличался большой воинственностью, его успешные военные походы в Нубию и Азию свидетельствовали о стремлении расширить границы Египта и создать своеобразную промежуточную зону между Египтом и враждебным царством Митанни на северо-востоке. После Тутмоса I почти все фараоны XVIII-XIX династий старались продвинуть границу своих владений до реки Евфрат, на берегах которого он воздвиг памятную стелу. Помимо осуществления грабительских целей, походы фараонов начала Нового царства должны были обеспечить безопасность Египта от вторжений с севера. Однако несмотря на ативизировавшуюся захватническую политику египтян, этот период истории Древнего Египта был относительно мирным, если сравнивать его с временами фараонов Тутмоса III и Аменхотепа II, которые царствовали непосредственно после Хатшепсут в рамках одной династии. Следствием успешных походов стало расширенное храмовое строительство в столице Фивах (Уасет). Внимание победоносных фараонов в первую очередь сосредоточивалось на главном святилище города Карнакском храме (Ипет — Сут), посвященном царю богов Амону — покровителю фараонов, правивших в Фивах, и созданной ими державы. Разумеется, крупное строительство было бы невозможным без экономического подъема Египта, вызванного притоком добычи от покоренных народов. Тутмос I направлял свои главные силы на возвеличение храма Амона в Карнаке, что соответствовало политике фараонов, стремившихся придать Фивам черты необычного, победоносного города, в котором присутствует могущественное божество.

Когда Тутмос I умер, власть перешла к Тутмосу II (1518 -1504гг. до н.э.). От брака с царицей Яхмес у Тутмоса было две дочери — Хатшепсут и рано умершая Нефрубити. От второй жены Мутнофрет он имел также трех сыновей, одним из которых был Тутмос II, который и стал наследником. Тутмоса женили на Хатшепсут (2).

Хатшепсут к тому времени было от 15 до 20 лет. Нельзя утверждать с уверенностью, была ли она замужем за Тутмосом II до смерти отца. Во всяком случае, теперь она являлась «великой царской супругой». Царствование Тутмоса II практически покрыто мраком неизвестности; согласно одним данным он правил 3 года, согласно другим 14 лет (!). Известно, что он пытался вести завоевательную политику, как на юге, так и на севере. Слабый здоровьем, Тутмос II умер, оставив после себя у власти малолетнего сына Тутмоса III от побочной жены Исет и опытную царицу Хатшепсут, которая была, по всей видимости, старше своего мужа. Так как Тутмос III был слишком мал, чтобы управлять самостоятельно, Хатшепсут возложила на себя обязанности регента, возможно с самого начала желая присвоить себе всю полноту власти. Среди египтологов существует множество мнений и интерпретаций, когда и как Хатшепсут удалось достичь своей цели. Произошло ли это естественно или в результате придворной борьбы? Была ли это узурпация или же соправление тетки и племянника? Неизвестно даже более или менее точно, сколько лет было Хатшепсут и Тутмосу III, когда последний оказался под опекой тетки-мачехи. Выяснение этого вопроса дополнительно осложняется и по причине относительности дат египетской хронологии, которые весьма условны по отношению к современному летоисчислению, не говоря уже о том, что из-за скудости источников порой даже неизвестно, сколько лет правил тот или иной фараон. Что касается дат правления, принятых автором, то они взяты из монографии П. Клейтона (3) и представляются довольно убедительными, хотя существуют и другие хронологические варианты.

По мнению польского египтолога Я. Карковского, Тутмосу III было не больше 2 лет после смерти Тутмоса II, Хатшепсут же не более 15 лет. «Поэтому управление страной должны были взять высшие чиновники и, возможно, мать Хатшепсут царица Яхмес. Причина признания политической роли Хатшепсут современниками было фактом признания того, что после смерти ее мужа она была старшей представительницей царского рода. Вокруг нее еще в детстве, когда Тутмос I был еще жив, образовался придворный штат. Во время регентства Хатшепсут исполнилось 20 лет. По египетским источникам невозможно твердо установить, сколь активным было участие Хатшепсут в управлении государством. Довольно затруднительно и ответить на вопрос, кто был творцом идеи провозгласить Хатшепсут фараоном. Во всяком случае, многое указывает на то, что это произошло на 7-й год правления Тутмоса III, когда Хатшепсут уже достигла зрелого возраста. Вероятно также, что она принимала активное участие в этом решении» (4).

Так или иначе, согласно наиболее распространенной среди ученых версии, первые два года после смерти отца Тутмос III правил от своего имени (разумеется, если не считать регентства Хатшепсут). На памятниках той поры Хатшепсут изображалась позади фигуры Тутмоса III под титулами царицы и великой царской супруги. На блоках из Карнака Хатшепсут появляется в изображениях религиозных церемоний, исполнять которые мог только фараон.

Об этом периоде придворный архитектор Инени писал: «Сын его (Тутмоса II) стал на месте его в качестве царя Обеих Земель (5). Стал он властвовать на престоле зачавшего его. Сестра его, супруга бога (6) Хатшепсут осуществляла заботу о стране. Обе Земли (жили) по замыслам ее, работали для нее, Египет — в усердии великом! Семя бога полезное (то есть Хатшепсут), вышедшее из него! Носовой канат Юга, причальный кол южан, кормовой канат этой превосходной земли Северной. Владычица приказаний, превосходная замыслами своими; та, согласно речи которой постоянно (пребывают) довольными Оба Берега (то есть Египет)» (7).

Однако вскоре все переменилось, когда Хатшепсут обрела поддержку влиятельных вельмож при дворе. Она полностью сосредоточила в своих руках управление страной, оставив своему племяннику лишь второстепенные функции. Этот политический шаг не сопровождался никакими потрясениями: ни враждой противоборствующих партий, ни гражданской войной. Тем не менее, совершить такой шаг Хатшепсут могла только при поддержке преданных и, без сомнения, заинтересованных сановников, самыми значительными из которых были Хапусенеб и Сенмут. Надо полагать, царица довольно резко изменила свое окружение, оставив старых вельмож — военных Тутмоса I. Возможно, Хатшепсут стремилась изменить прежнюю экспансионистскую политику фараонов. По крайней мере, за время ее царствования Египет не вел захватнических войн. Еще на 2-й год правления Тутмоса III оракул бога Амона предрек Хатшепсут власть (правда, без указания того, когда это случится). Так или иначе, истинные причины этого решения, к сожалению, неясны. Тем более странным представляется тот факты, что фараоном в полной мере она стала только через пять лет, то есть на 7-й год царствования Тутмоса III и своего регентства.

Чтобы подтвердить свое новое положение, Хатшепсут приказывает изображать себя в облике царя-мужчины со всеми инсигниями власти фараонов. Древняя царская титулатура переделывалась с учетом пола властительницы. По религиозной традиции правящий фараон отождествлялся с богом Хором, но Хатшепсут часто именовалась Хором женского пола (!), что явно противоречило египетским представлениям о фараоне. В скульптуре и на рельефах периода самовластного правления Хатшепсут фигурирует в мужском одеянии, и ее облик передан в соответствии с каноном изображения мужского тела, за исключением немногих дошедших до нас ранних статуй царицы.

Истинную внешность Хатшепсут установить нелегко. Обычно фараон считался вечно молодым и сильным и, исходя из этого, египетские художники создавали довольно условный, символический портрет владыки, поэтому судить о действительных особенностях характера изображаемой личности очень затруднительно. Однако можно попытаться воссоздать портрет Хатшепсут: изящный, суживающийся к маленькому подбородку овал лица, отличительные для египтянки миндалевидные глаза, тонкий выступающий нос, узкие слегка улыбающиеся губы и длинные черные волосы. Впрочем, не следует забывать, что скульптуры воплощали Ка (8)царицы, а не являлись реалистическим портретом римского типа.

Когда же Хатшепсут стала фараоном, жрецы Амона создали пропагандистский текст об избрании Хатшепсут в наследницы еще Тутмосом I, и легенду о ее божественном происхождении от царицы Яхмес и царя богов Амона, принявшего облик фараона Тутмоса I.

«Как во время регентства, так и после коронации Хатшепсут подчеркивает свое особое почтение к богам, в особенности к главному богу Амону. Ее правление отмечено расцветом теологической мысли, это нашло отражение в построенных ею храмах и капеллах. Одновременно ясно выражено стремление создать нечто

новое, ранее неизвестное, что полностью дало о себе знать в великолепном храме Дейр-эль-Бахри» (9). Этот храм, расположенный на западном берегу Нила, царица начала строить на 8-й год правления, вскоре после своей коронации. Посвященное заупокойному культу царицы, это святилище должно было демонстрировать ее могущество и величие. Новый храм должен был, вероятно, поразить воображение современников. В первую очередь он посвящался Амону и Ка царицы. Кроме святилища Амона в храме поклонялись Ра, Хатор, Анубису и обожествленному Тутмосу I. Украшенный колоннадами портиков террасный храм органично вписался в окружающий скальный ландшафт западного берега Нила. Помимо изящных полихромных рельефов, в храме было 200 статуй, 22 сфинкса, 40 осирических статуй, изображавших царицу сидящей или коленопреклоненной, около 120 сфинксов украшали дворы и дорогу (10). Создателем этого чуда египетского зодчества считается Сенмут, талантливый архитектор и крупный сановник. Он же являлся одним из организаторов знаменитой экспедиции египтян в полулегендарную страну Пунт, предположительно находящуюся на территории современного Сомали на берегу Аденского залива, с которой они с древних времен поддерживали торговые отношения. По всей видимости, Хатшепсут расценивала морскую экспедицию в Пунт как одно из самых значительных событий своего правления, достойное увековечивания. История этой торговой (а точнее, военно-торговой) экспедиции запечатлена в серии рельефных сцен в так называемом портике Пунта в Дейр-эль-Бахри. Это основной источник, повествующий о путешествии в Пунт при Хатшепсут. Хотя египтяне снаряжали экспедиции в эту страну и раньше, в эпоху Древнего и Среднего царств, экспедиция, отправленная Хатшепсут, была намного масштабнее и она была первой с начала Нового царства после длительного перерыва отношений с Пунтом, наступившего в конце Среднего царства вслед за смутным временем и захватом Египта гиксосами.

Целью путешествия в «страну бога» было установление торговых отношений и приобретение экзотических товаров: патер, шкур редких животных, страусовых, перьев, слоновой кости, золота, ценных сортов древесины и самих живых деревьев, пересаженных в корзины, и, в особенности, благовоний для храмовых ритуалов. Это знаменательное событие произошло на 9 году царствования Тутмоса III, на деле же — — на второй год правления Хатшепсут — фараона, то есть в то время, когда строился храм в Дейр-эль-Бахри. От участников экспедиции требовалось привезти в Фивы живые сорта благовонных деревьев для того, чтобы насадить их на искусственных террасах и во дворе храма и, таким образом, «устроить Пунт внутри храма». «Хотя египтяне и прибыли в страну Пунт в сопровождении военных отрядов, однако Пунт не был завоеван египетскими войсками. Хатшепсут отправила в Пунт своего «царского посла» совершенно также, как египетские фараоны отправляли своих послов в независимые государства» (11). Усилия руководителей экспедиции были вознаграждены золотом, Хатшепсут сама принимала дары Пунта, взвешивая золото и мирру: «Лучшая мирра была на всех ее членах, ее благоухание (было) благоуханием бога. …Ее кожа была как бы позлащена светлым золотом, сияя, как (то) делают звезды, внутри (храмового) праздничного двора перед лицом всей земли».

Храм в Дейр-эль-Бахри, этот «египетский Парфенон», ставший архитектурным символом правления Хатшепсут не являлся единственным объектом ее строительной деятельности, которая развернулась в различных городах страны: Фивах, Гермополе, Гермонтисе, Эль-Кусе, Эль- Кабе, Арманте, Медамуде, Ком-Омбо, Эле-фантине, Спеос-Артемидосе. Последнему из перечисленных мест Хатшепсут придавала, по-видимому, особое значение, посвятив этот скальный храм близ Бени Хасана богине- львице Пахет. По религиозным представлениям эта богиня отражала нападения духов пустыни. Во внимании Хатшепсут к областным святилищам Ю. Я. Перепелкин усматривал стремление царицы дружить с храмовой знатью, с местной знатью вообще. «Местные князья издавна состояли распорядителями жрецов в своих городах, а нередко и верховными жрецами местных божеств» (12).

Смерть Хатшепсут представляется довольно внезапной. По египетском летоисчислению, она умерла между 20 и 22-м годами правления Тутмоса III. Продолжая традицию своих предшественников, Хатшепсут отправляла экспедиции за добычей бирюзы на Синай, в район современного Серабит эль-Хадима. Стела от 20-го года правления Тутмоса III, установленная в храме Хатор на Синае, содержит имя Хатшепсут- значит, тогда она еще была жива. Однако на 21-й год упоминаний о Хатшепсут уже нет, нет их и на 22-м году, когда Тутмос III отправлял экспедицию один; видимо, к этому времени он стал править без Хатшепсут. «Вне всякого сомнения, Хатшепсут умерла, однако, нам неизвестно ни одного документа, где это бы упоминалось» (13). Традиционно считается, что Тутмос III яростно ненавидел свою тетку, слишком долго державшую его на втором плане, и после ее смерти принялся поспешно стирать память о ней, что в частности, выражалось в уничтожении ее изображений и имен. Например, советский египтолог М. Э. Матье писала, что «Тутмос III истребил все скульптуры Дейр- эль-Бахри так тщательно, что до раскопок никто даже не думал об их существовании. Снимая и разбивая на куски десятки чудесных статуй ненавистной ему мачехи-тетки, Тутмос III считал, что он не только стирал с лица земли и из памяти своего народа воспоминание о ней, но даже уничтожал загробное существование ее души» (14). Предпринятая Тутмосом III коренная перестройка Карнакского храма преследовала, видимо, именно эту цель. Перепелкин тоже разделяет эту практически общепринятую точку зрения (15). Старые приближенные Хатшепсут оказались в поле пристального наблюдения Тутмоса III, гробницы некоторых из них, умерших к тому времени, оказались разгромленными. Именно так выглядят действия Тутмоса III после смерти царицы. Эти «репрессии» некоторые отечественные и зарубежные египтологи расценивают как следствие личной ненависти Тутмоса к Хатшепсут и резкого поворота политики, возобновление курса на продолжение завоеваний, которых не было при ней.

Впрочем остается вопрос, почему Тутмос III не только не уничтожил все изображения Хатшепсут, но и не разрушил вообще ее поминальный храм в Дейр-эль-Бахри? Могут напомнить, что храм в Дейр-эль-Бахри был посвящен не одной Хатшепсут, но и другим божествам и, в первую очередь, Амону- богу самого могущественного жречества, с которым Тутмос III не мог не считаться. Но в этом случае, почему фараоны (и Тутмос III в том числе) без колебаний переделывали и разрушали целый анфилады и залы в центральном святилище этого бога в Карнаке? Именно этого следовало ожидать от преследующего память Хатшепсут Тутмоса, каким он и выглядит в некоторых исследованиях.

Если воинственный Тутмос, действительно питал ненависть к тетке-мачехе, если он и хотел придать забвению имя Хатшепсут, то реально осуществил это лишь по прошествии значительного срока после ее смерти и очень выборочно. Скорее всего, фараон убирал памятники Хатшепсут не по личным мотивам, а руководствовался политико-религиозными соображениями, поскольку неестественное существование женщины- фараона противоречило мировоззрению древних египтян и не соответствовало идее космического миропорядка, где все занимало надлежащее место. Примечательно, что имена и изображения Хатшепсут в рамках иконографии царицы (а не фараона!) остались нетронутыми. Французский египтолог К. Жак считает, что «ненависть Тутмоса III существует в воображении некоторых египтологов. Скалывание, изглаживание, уничтожение изображений связано с преследованием неких магических целей, которые не могут быть пока удовлетворительно объяснены» (16). И действительно, ряд надписей и рельефных сцен сбиты в такой странной манере, что их контуры остались отчетливо видны; эти действия Жак приписывает уже Рамсесу II (1279-1212 гг. до н. э.). Пожалуй более приемлемо мнение Карковского, который пишет, «что действия по уничтожению имен и статуй Хатшепсут, а также других ее изображений, начались в конце правления Тутмоса III, спустя многие годы после смерти царицы. Это было продуманное политическое решение, а не следствие слепой ненависти фараона, вызванной тем подчиненным положением, которое он занимал в правление Хатшепсут. Причиной уничтожения изображений и надписей было желание устранить прецедент, который усложнил бы порядок наследования престола, при котором женщина могла бы стать фараоном. Тем более, что на глазах Тутмоса III подрастали наследники трона и он не хотел повторять ситуации, сложившейся после смерти Тутмоса I и Тутмоса II, не оставивших после себя взрослых сыновей. Следовало исключить повод для передачи власти царице или царевне. Таким образом, власть фараона, достигнутая Хатшепсут, была всего лишь эпизодом и не привела к тому, что женщины имели право бороться за власть над Египтом» (17).

Сохранились две гробницы, приготовленные Хатшепсут заранее. Первая (WA D) была высечена в Вади Сиккет Така эль-Зейд, когда Хатшепсут оставалась в роли царицы и регентши, но эта гробница так и не была использована, хотя в ней и обнаружили саркофаг из кварцита. Вторая усыпальница, предназначенная уже для Хатшепсут-фараона, расположена в Долине Царей (kv 20) — традиционном месте захоронения фараонов эпохи Нового царства, начиная с Тутмоса I (18). Однако и там мумии Хатшепсут найдено не было. Отождествление же тела великой Хатшепсут с безымянной женской мумией из гробницы кормилицы царицы представляется спорным.

Большаков В. А.

  1. Последней женщиной — фараоном, жившей и правившей в конце XIX династии, то есть примерно спустя 200 лет после Хатшепсут, была царица Таусерт. Ее правление было таким же недолгим, как и цариц до Хатшепсут.
  2. Geheimnisvolle Konigin atschepsut. Agyptishe Kunst des 15. Jahrhundert v. Chr. Warschau. 1997, S. 20.
  3. CLAYTON P. Chronicle of the Pharaohs. Lnd. 1994.
  4. Geheimnisvolle, S. 22-24
  5. Верхнего и Нижнего Египта
  6. Этот титул имели некоторые женщины из царского дома времени XVIII династии. Впервые из цариц его носила Яхмес-Нефертари. По-видимому, он передавался по наследству.Хатшепсут тоже имела этот титул, притом она сохранила его даже тогда, когда стала регентшей при Тутмосе III. Но, ставши фараоном, она была вынуждена передать его своей дочери от Тутмоса II Нефруре, поскольку этот титул был несовместим с ее новым положением. Понимание титула «Супруга бога» дискуссионно. Долгое время египтологи полагали, что под этим титулом следует понимать царицу-наследницу, на которой должен был жениться фараон для подкрепления своих прав на трон. Также считалось, что этот титул носила царица — земная жена бога Амона, к которой он являлся, чтобы сделать ее матерью будущего фараона.
  7. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М. 1963, с. 91.
  8. Как одно из сложных понятий-элементов, составляющих, по представлениям египтян человеческую сущность. Общепринято это слово переводить как «двойник», хотя существуют несколько иные интерпретации Ка. Ка- это жизненная сила, «второе я» человека, рождавшееся вместе с ним, но не умиравшее после его смерти. Ка не зависел от человека, но определял его судьбу. Ка умершего нуждалось в пище и воде, чтобы продолжать свое существование, скульптуры и рельефные изображения являлись вместилищем Ка.
  9. Geheimnisvolle, S. 24.
  10. МАТЬЕ М. Э. Искусство Древнего Египта. М.-Л. 1961, с. 232. 237.
  11. АВДИЕВ В. И. Военная история Древнего Египта. Т. II. М. 1959, с. 52.
  12. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. II. М. 1988, с. 428, 431.
  13. JACQ Chr. Les Egyptiennes. P. 1996, p. 92.
  14. МАТЬЕ М. Э. Ук. соч., с. 249-250.
  15. История Древнего Востока.., с. 434.
  16. JACQ Chr. Op. cit., p. 94.
  17. Geheimnisvolle, S. 27.
  18. О раскопках в гробницах Тутмоса I и Хатшепсут см. The Complete Valley of the Kings. Lnd. 1996, pp. 91-95.

Регент при взрослом фараоне. Летом позапрошлого года мир облетела сенсационная новость: найдена мумия Хатшепсут, первой женщины в истории, которую можно назвать знаменитой. Поиск ее был разгадкой величайшей тайны, смесью захватывающего приключения в духе Индианы Джонса и криминальной драмы. В Древнем Египте царская власть передавалась достаточно оригинальным способом: наследование шло по женской линии – но при этом фараонами были мужчины. То есть царем становился зять фараона, муж царевны – дочери главной царской жены (также в свою очередь носительницы царской крови). Именно поэтому сыновья фараонов вынуждены были жениться на своих сестрах – чтобы унаследовать престол. Через женитьбу фараоном мог стать также сановник или полководец. Так власть передавалась через дочерей – но при этом минуя дочерей, поскольку традиция и религия утверждали, что женщины править не могут. Потому совершенно уникальна история Хатшепсут – женщины, ставшей фараоном. Дедом Хатшепсут, вероятно (в истории Нового царства до сих пор много белых пятен, и потому сложно что-либо утверждать наверняка), был основатель XVIII династии Яхмос I, изгнавший из Египта грозных гиксосов, за два века до этого захвативших север долины Нила. У сына Яхмоса Аменхотепа I сыновей не было, и потому следующим фараоном стал некий военачальник Тутмос, женившийся на царевне Яхмос, вероятно, дочери Яхмоса I. От этого брака у Тутмоса родилась дочь Хатшепсут, а от второй жены, царицы Мутнофрет (возможно, также царской дочери) – наследник Тутмос II.

Cложно понять, как Хатшепсут умудрялась двадцать лет не допускать до власти взрослого пасынка, у которого перед мачехой было неоспоримое с точки зрения древних египтян преимущество – пол.
Заключив брак со своей сестрой Хатшепсут, Тутмос II получил право на престол. А та, казалось, повторяла судьбу матери – у царственной пары родилась лишь дочь, тогда как вторая жена фараона Исида родила наследника. Но далее эта история, до сих пор вполне традиционная, быть таковой перестает. Долгое время считалось: когда Тутмос II покинул этот мир (от проблем с сердцем, как установил тысячи лет спустя компьютерный томограф), его наследник Тутмос III был еще совсем юн. И потому царица Хатшепсут по традиции стала регентшей при ребенке. Однако сегодня из древних надписей известно: еще при жизни отца Тутмос III уже был жрецом Амона-Ра в Карнакском храме в Фивах. То есть, когда фараон умер, наследник вряд ли был ребенком. Однако его мачеха каким-то загадочным образом сумела стать регентом при, вероятно, молодом, но уже вовсе не малолетнем царе. Её величество царь. Это было лишь начало – далее традиции стали рушиться как карточный домик. Первое время Хатшепсут ещё правила от имени пасынка – но уже скоро на рельефах начинают изображать, как регентша выполняет сугубо царские функции: подносит дары богам, заказывает обелиски из красного гранита. А через несколько лет фараоном она становится и официально. Тутмос III был низведен до статуса соправителя и до реальной власти, похоже, допущен не был. Полноправной хозяйкой Египта Хатшепсут была ни много ни мало 21 год. Что заставило египтянку отказаться от традиционной роли регента? Кризис? Воля Амона-Ра? Жажда власти? Понять ее мотивы сегодня сложно. Но не менее сложно понять, как Хатшепсут умудрялась двадцать лет не допускать до власти взрослого пасынка, у которого перед мачехой было неоспоримое с точки зрения древних египтян преимущество – пол. Кажется маловероятным, что Хатшепсут силой узурпировала престол. Хотя Тутмос III не принимал участия в государственных делах, именно его «бросали» на урегулирование военных конфликтов. А уж вряд ли царица рискнула бы поставить во главе армии того, у кого отобрала власть против воли. Эту ситуацию можно было бы объяснить слабостью и пассивностью соперника – так нет же! После смерти мачехи Тутмос III проявил себя на редкость деятельным правителем, он активно возводил памятники и воевал так успешно, что впоследствии был прозван древнеегипетским Наполеоном. За 19 лет Тутмос III провел 17 военных кампаний, в том числе разбил ханаанцев при Мегиддо, на территории нынешнего Израиля – операция, которую до сих пор изучают в военных академиях! Так что, вероятнее всего, между пасынком и мачехой царили мир и согласие – но остается только гадать, каким образом Хатшепсут сумела сделать побежденного соперника своим союзником. Вероятно, эта женщина отлично умела и ладить с людьми, и манипулировать ими, и интриговать. А таланты ее, сила воли и мотивация наверняка были незаурядны. «Никому не ведомо, какой она была, – размышляет египтолог Катарина Роэриг. – Думаю, она была превосходным стратегом и умела стравливать людей друг с другом так, чтобы и их не погубить, и самой не погибнуть». Так или иначе, проблемы с соправителем Хатшепсут решила, но оставалась проблема посерьезнее. Традиция и религия единодушно утверждали, что фараон – всегда мужчина, и это, вероятно, делало положение царицы весьма зыбким. Фараон Хатшепсут пыталась решить этот вопрос разными способами. Пиар-кампания по-царски. В письменных текстах фараон не скрывала пола – мы видим множество женских окончаний. А вот в изображениях она явно пыталась совместить образы царицы и царя. На одной сидящей статуе из красного гранита формы тела у Хатшепсут женские, но на голове – символы царей-мужчин: немес – полосатый головной убор и урей – налобная фигурка священной кобры. На некоторых рельефах Хатшепсут предстает в традиционном строгом платье ниже колен, но с широко расставленными ногами – так изображали царей в шагающей позе. Хатшепсут насаждала визуальные образы женщины-фараона, словно приучая египтян к такому парадоксу. Но то ли способ не принес желанных результатов, то ли Хатшепсут переубедили – так или иначе, со временем она сменила тактику. Фараон стала требовать, чтобы ее изображали в мужском обличье: в головном уборе фараона, набедренной повязке фараона, с царской накладной бородой – и никаких женских черт. Пытаясь оправдать свое странное положение, женщина-фараон призывает в союзники... богов. На рельефах погребального храма Хатшепсут рассказывает, что ее восшествие на престол есть исполнение божественного плана и что отец ее Тутмос I не только хотел, чтобы его дочь стала царем, но даже смог присутствовать на ее коронации! Рельефы также рассказывают, как в облике Тутмоса I перед матерью Хатшепсут предстает великий бог Амон. Он обращается к богу-творцу Хнуму, который на гончарном круге создает из глины человека: «Так сотвори же ее лучше всех других богов, слепи ее для меня, это дочь моя, порожденная мною». Хнум вторит Амону: «Образу ее, когда она займет великий пост царя, будут поклоняться больше, чем богам…» – и тотчас берется за работу. Интересно, что на гончарном круге Хнума малютка Хатшепсут – явно мальчик. Фараон Хатшепсут стала великим строителем. Повсюду, от Синая до Нубии, она возводила и восстанавливала храмы и святыни. При ней были созданы шедевры архитектуры – четыре гранитных обелиска в огромном храме бога Амона-Ра в Карнаке. Она заказала сотни своих собственных статуй и увековечила в камне историю всего рода, свои титулы, события собственной жизни, реальные и вымышленные, даже свои мысли и чаяния. Поражает искренностью и пронзительностью ее высказывание, высеченное на одном из обелисков в Карнаке: «Сердце мое трепещет при мысли о том, что скажут люди. Что скажут о моих деяниях те, кто взглянет на мои памятники спустя годы».
Почти все статуи, изображения и надписи выглядят как продуманная пиар-кампания, призванная легитимировать правление женщины-фараона.
Но на кого была направлена эта мощная пропаганда? Для кого фараон писала свои искренние признания и творила мифы? Для жрецов? Знати? Военных? Чиновников? Богов? Будущего? Гуманист и вандал. Один из вариантов ответа подсказывает привычка Хатшепсут обращаться к чибису - неприметной болотной птичке. В Древнем Египте чибиса называли «рехит», что в иероглифических текстах обычно означает «простые люди». Они, заурядные, как чибисы на Ниле, никем из фараонов в расчет не принимались и на политику никак не влияли, хотя в надписях слово и встречается нередко. Но Кеннет Гриффин из Университета Сванси в Уэльсе обратил внимание, что Хатшепсут употребляет его куда чаще других фараонов XVIII династии. Уникальное явление, считает ученый. Хатшепсут часто использовала форму «мой рехит», обращалась к простым людям за поддержкой... Говоря, что ее сердце трепещет при мысли о том, что скажут люди, царица, возможно, имела в виду как раз рехит – простых смертных. После кончины Хатшепсут к власти пришел ее пасынок. И занялся он отнюдь не только проведением успешных военных кампаний. Тутмос III неожиданно увлекся методичным вычеркиванием из истории периода царствования своей мачехи. Практически все изображения Хатшепсут и даже имя ее были планомерно сколоты с храмов, памятников и обелисков. Фараон набрасывался на следы существования Хатшепсут-царя не менее рьяно, чем на ханаанцев в Мегиддо. Надписи ее на обелисках закладывали камнями (что имело незапланированный результат – тексты превосходно сохранились). В Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила, напротив современного Луксора, находится поминальный храм Хатшепсут Джесер Джесеру – «священнейший из священных». Трехуровневая структура, портики, широкие террасы, соединенные пандусами, не дошедшая до нас аллея сфинксов, Т-образные бассейны с папирусом и создающие тень мирровые деревья – все это делает Джесер Джесеру одним из красивейших храмов мира и лучшим сооружением Хатшепсут. По проекту архитектора (вероятно, Сенмута, предположительно фаворита Хатшепсут) храм должен был стать центральным местом культа царицы. Но при Тутмосе III статуи ее здесь разбивали и сбрасывали в яму. Казалось бы, Тутмос III действовал в полном соответствии с популярной древнеегипетской традицией – стирать с памятников имена нелюбимых предшественников. Ну как тут не вспомнить версию о несчастном сироте, которого долгие годы третировала злая мачеха? И историки поддались на искушение – гипотеза, что Тутмос III истреблял память о Хатшепсут в отместку за бессовестную узурпацию ею царской власти, стала весьма популярной на долгие годы. Выводы о личности самой Хатшепсут делали соответствующие. В 1953 году археолог Уильям Хейз писал: «Скоро… эта тщеславная, амбициозная, беспринципная женщина показала себя в истинном свете». Кому помешала мертвая царица. Однако в 1960-е годы душещипательная история о семейных разборках перестала казаться бесспорной. Было установлено: гонения на Хатшепсут-фараона начались по меньшей мере через двадцать лет после ее смерти! Несколько странен такой гнев – двадцатилетней выдержки! Есть и другая загадка – «мститель» почему-то не тронул те изображения, где Хатшепсут предстает в качестве жены царя. Зато по всем тем, где она заявляет о себе как о фараоне, прошлись его рабочие с зубилами. Аккуратный такой вандализм, точечный. «Разрушения производились не под влиянием эмоций. Это был политический расчет», – уверен Збигнев Шафрански, глава польской археологической миссии в Египте, работающий в поминальном храме Хатшепсут с 1961 года. Действительно, сегодня более логичным выглядит предположение, что Тутмос III действовал, исходя из интересов политики. Возможно, надо было подтвердить законное право его сына Аменхотепа II на престол, на который притязали и другие члены царской семьи. Потомки Хатшепсут? Женщины? Сбежавшая Мумия. В 1903 году известный археолог Говард Картер обнаружил в двадцатой гробнице из Долины царей (номер KV20) два саркофага с именем Хатшепсут – очевидно, из числа тех трех, что заблаговременно заготовила для себя сама царица. Однако мумии там не было. Зато в небольшой гробнице по соседству, KV60, Картер увидел «две сильно оголенные женские мумии и несколько мумифицированных гусей». Одна мумия, поменьше, лежала в саркофаге, другая, более крупная, – прямо на полу. Картер забрал гусей и закрыл гробницу. Через три года мумию из саркофага перевезли в Каирский музей, установив, что надпись на гробе указывает на няньку Хатшепсут. А вторая мумия осталась на полу. Это была, казалось, простая рабыня – слишком неинтересная, чтобы ее куда-то помещать. KV60а (под этим номером мумию занесли в реестры) отправилась в вечное странствие, не имея ни гроба, ни одежды, ни фигурок слуг, ни головного убора, ни украшений, ни сандалий – ничего того, что полагалось бы взять знатной женщине. Рука, согнутая в локте. Шли годы, все напрочь забыли о мумии, оставленной на полу, и даже дорога к гробнице KV60 была утеряна. Вновь ее отыскал в 1989 году ученый Доналд Райан, приехавший ради исследования несколько маленьких недекорированных могил. В заявку он включил и KV60. Спустившись в гробницу, ученый сразу понял, что в стародавние времена она была варварски разграблена. «Мы обнаружили разломанный фрагмент гроба с изображением лица и песчинки золота, которое все было соскоблено», – вспоминает он. То есть воры могли запросто унести саркофаг и все украшения мумий, если таковые имелись. А в соседнем помещении Райан обнаружил огромный ворох ткани и горку «съедобных мумий» – сложенную в узлы пищу, которую давали умершему с собой в странствие по вечности. Но больше всего Райана заинтересовала левая рука мумии, по-прежнему лежащей на полу. Рука была согнута в локте – а некоторые ученые полагают, что так в эпоху XVIII династии хоронили только царственных особ. И чем дольше Райан изучал мумию, тем больше убеждался, что это была важная персона. «Она была первоклассно мумифицирована, – вспоминает он. – Но не было никаких зацепок, чтобы хоть как-то ее идентифицировать». И все-таки ученому показалось неправильным оставлять мумию, кем бы она ни была, валяться на полу в куче лохмотьев. Райан с коллегой прибрались в гробнице, заказали у плотника скромный гроб, опустили незнакомку в новое ложе и закрыли крышку. В гробнице и в безвестности мумия провела еще почти два десятка лет – пока не началось новое исследование, посвященное тайне Хатшепсут. Всё дело в зубе. Исследование начал Захи Хавасс, руководитель программы по изучению египетских мумий и генеральный секретарь Высшего совета древностей Египта. Сперва Хавасс собрал все неопознанные женские мумии XVIII династии, предположительно относящиеся к царскому роду. Таких набралось четыре, среди них – обе обитательницы гробницы KV60. Ученый, правда, был уверен, что мумия KV60а тут совершенно ни при чем. У нее была совсем не царственная осанка и, как писал археолог, «свисала огромная грудь» – скорее это могла быть кормилица. Но все-таки ее вместе с другими исследовали на компьютерном томографе, устанавливая возраст и причину смерти.
А затем Хавасс вспомнил о деревянном ящике с именем Хатшепсут, найденном в тайнике в Дейр эль-Бахри еще в 1881 году. Полагали, что там находилась ее печень. Однако, просканировав ящик, ученые обнаружили... зуб.
Дантисты установили, что это второй коренной зуб, у которого не хватает части корня. А у крупной мумии с пола гробницы KV60 в верхней челюсти справа имелся корень без зуба. Были проведены измерения – корень и зуб полностью соответствовали друг другу! Сегодня мумия KV60а выставлена в Каирском музее. На дощечке написано по-арабски и по-английски, что это Хатшепсут, Ее величество царь, которая наконец-то воссоединилась со своей большой семьей – фараонами Нового царства. Тело ее в эпоху XXI династии, около 1000 года до нашей эры, могли перенести в гробницу няньки верховные жрецы Амона, дабы защитить мумию от воров – членов царской семьи часто прятали в тайных могилах. Компьютерные томографы уже опровергли гипотезы о том, что Хатшепсут убил ее пасынок. Крупная женщина KV60а умерла от острой и тяжелой инфекции, вызванной нарывом в зубе; к тому же она, вероятно, страдала раком костей и, возможно, диабетом. А если зуб из ящика все-таки не принадлежал Хатшепсут? Первые тесты ДНК пока не дают определенности. Но новые исследования должны вынести более точный вердикт.
Женщина-фараон Хатшепсут

В истории Египта была только одна правительница, обладавшая абсолютной властью, одна из немногих женщин, правившая единолично. Тем самым она нарушала многовековую традицию престолонаследия, так как был в живых и наследник мужского пола – Тутмос III, ее пасынок. Но царица Хатшепсут стала фараоном вопреки всем традициям, и египтяне долго скрывали этот факт. Как и некоторые обстоятельства жизни Хатшепсут, которые приходилось держать в тайне.


Известняковая скульптура Хатшепсут в Метрополитен-музее в Нью-Йорке


Статуя Хатшепсут

Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I, после смерти которого она вышла замуж за своего сводного брата, рожденного от простолюдинки, – Тутмоса II. Когда археологи исследовали мумию Тутмоса II, они пришли к выводу, что он страдал редкой формой кожного заболевания, которое, по всей видимости, стало причиной его скоропостижной смерти.

Скульптурное изображение женщины-фараона Хатшепсут


Слева – парные осирические статуи Хатшепсут перед храмом в Дейр эль-Бахри. Справа – осирическая голова Хатшепсут из храма в Дейр-эль-Бахри. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

После смерти Тутмоса II право наследовать престол получил его сын от побочной жены Тутмос III, но он был слишком мал, и Хатшепсут выполняла при нем обязанности регента. Однако такая роль царицу не устраивала – она хотела добиться всей полноты власти. После того, как ее пасынок достиг совершеннолетия, ей пришлось подавить несколько восстаний. Для укрепления своего положения она использовала те же приемы, что и другие египетские фараоны: при ней было построено множество скульптур и барельефов, прославляющих божественную природу царской власти. При этом Хатшепсут изображали в традиционном мужском облачении правителей, со всеми атрибутами царской власти. На всех скульптурных портретах ее лицо украшает царский головной убор и накладная борода.

Стела Хатшепсут в храме Амона-Рав Карнаке

В истории Египта было несколько женщин-правительниц, но ни одна из них не добивалась такой полноты власти. К тому же во времена ее царствования Египет процветал. Все свои усилия Хатшепсут направила на возрождение страны после продолжительных воен. В течение 7 месяцев по ее приказанию в храмовом комплексе Амона-Ра в Карнаке высекли два 30-метровых обелиска из цельного куска гранита. На одном из них были начертаны такие слова: «Мое сердце волнуется о том, что народ скажет про оставленные мной творения через много лет».


Колонна из храма Хатшепсут

Символом ее правления стал террасный храм Миллионов лет на берегу Нила в Фивах, так искусно встроенный в окружающий ландшафт, будто бы он на самом деле является продолжением скалы. Ее достижением также называют экспедицию в страну Пунт (Сомали), после 400-летнего перерыва. Спустя 3 года корабли вернулись в Египет с золотом, благовониями, шкурами редких животных и слоновой костью. В конечном итоге она была признана законной царицей Египта и оставалась ею в течение почти 20 лет.

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри


Храм Хатшепсут ночью

Свидетельства о ее царствовании не появлялись до XIX в. – полновластное правление женщины было феноменом в истории Египта, тщательно скрывавшимся на протяжении столетий. К тому же ее пасынок Тутмос III уничтожил все памятники, созданные в период ее царствования – либо в отместку, либо с целью ликвидировать официальные свидетельства царского титула Хатшепсут, чтобы все считали, что трон перешел непосредственно от отца к нему.

Роспись в храме Хатшепсут


Колонны храма Хатшепсут

Тайной оставались и ее отношения с главным советником, зодчим храма в Долине царей, наставником дочери царицы Сенмутом. По одной из версий, он был не только наставником, но и ее настоящим отцом. Со вступлением Хатшепсут на трон Сенмут стал обладателем 93-х титулов и самым близким доверенным лицом правительницы. Некоторые исследователи полагают, что эта связь была лишь предметом домыслов и сплетен: «Хатшепсут слишком хорошо понимала шаткость своего положения, чтобы стать связанным с ним физически», – говорит Келлер. Если бы их связь стала общеизвестной, военный переворот был бы неизбежен.

Хатшепсут – правительница Египта

Истинный портрет женщины-фараона воссоздать тоже крайне сложно – обычно изображения владыки были довольно условными и символичными. Загадкой долгое время оставалось и местонахождение мумии Хатшепсут: в обнаруженной гробнице ее не было. Только спустя какое-то время ее нашли в одном из помещений неподалеку от гробницы лежащей прямо на полу.

Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут


Царица Хатшепсут в облике сфинкса. Музей Метрополитен

error: Content is protected !!