Тезис на тему честь нельзя отнять ее. Сочинение: Честь нельзя отнять, ее можно потерять По комедии Грибоедова Горе от ума. Афоризмы и высказывания известных людей

Проверенное итоговое сочинение на тему «Честь нельзя отнять, ее можно потерять»

Может ли человек, добросовестный и порядочный, однажды в один момент стать бесчестным? Как происходит потеря того самого качества, которое является фундаментом развития личности (потеряла запятую) - чести? Над этим вопросом задумывались многие писатели разных эпох. Один из них, Антон Павлович Чехов, считал, что бесчестным человек становится исключительно по своей воле, ведь честь невозможно отобрать. Действительно, каждый человек перед тем, как совершить какой-либо поступок, сознательно делает выбор, осознает (однокоренные слова) то, на что идет.

Комментарий: тезис, вроде, есть, но ты вновь забыла сделать на нем акцент.

Вообще было бы неплохо написать, а что значит потерять честь? И уже на основе ответа объяснить: почему же честь нельзя отнять? Иначе получается, что ты пишешь по теме, но не раскрываешь ее до конца.

Аргумент 1:

Рассуждая на тему того, действительно ли человек, даже рискуя всем, может выбирать, как ему поступить: забыть о своих моральных и нравственных принципах и совершить бесчестное деяние, или же оставаться мужественным, искренним и быть верным своему слову, я не могу не вспомнить произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (очень большое предложение, пока дочитала, забыла, о чем шла речь в самом начале) . Один из главных героев повести - Петр Гринев, молодой человек, родители которого вложили в сына не только душу, но и морально-нравственные качества, такие как отвага, благородство, честность, мужественность искренность. Он всегда поступает по совести, для него лучше умереть, чем быть бесчестным по отношению к самому себе, к Отечеству, к близким и дорогим людям. И даже на предложение Пугачева, предводителя народного восстания, забыть о присяге, данной Императрице Екатерине, и начать служить ему, народному атаману, Петр отвечает отказом. Понимал ли он в тот момент, какие последствия могут быть, откажи он Пугачеву? Конечно да. Однако у него был выбор, и он сделал его правильно. На примере этого героя можно убедиться в том, что никто, даже народный атаман, командующий огромным войском головорезов, не может отобрать у человека достоинство, если только он сам не потеряет его.

Комментарий: все хорошо. Только аргумент получился слишком большим.

Аргумент 2:

Не только писатели, но и поэты рассуждали над проблемой человеческого выбора между честью и бесчестием. В своем замечательном стихотворении «Каждый выбирает для себя» Юрий Левитанский доказывает, что выбор делает каждый, исходя из своих внутренних побуждений, желаний и нужд («дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя»). Но никто не в силах заставить человека поступить бесчестно, мы все вольны сделать тот самый выбор, определяющий нас как личность, а потом останется лишь жалеть о неправильном решении или же наоборот, гордиться собой (что-то похожее ты уже писала выше - «масло масленое» получилось).

Сочинение «Честь нельзя отнять, ее можно потерять».

К важным человеческим качествам относится понятие чести. Известный писатель Чехов придерживался следующей теории: «Честь нельзя отнять, ее можно потерять». И я думаю, что он был полностью прав. Нужно разобраться, почему человек становится бесчестным. Может причиной этому стали обстоятельства, или же тонкости характера и воспитания.

Бесчестие в комедии «Горе от ума»

В литературе некоторые писатели описывали людей без совести. Так Грибоедов в своем произведении «Горе от ума» говорит о молодом парне Алексее Молчалиновом. Он вырос в небольшом городке, но работал в богатого знатного человека Фамусова. Благодаря своей учтивости и покорности Молчалинов получил признание начальства. Он хотел добиться успеха любой ценой. Натура Алексея была лживая и подлая. Во всем он пытается найти личную выгоду, даже в любви. Он притворяется, чтобы получить еще одно повышение. Главный герой не видел в своих поступках ничего плохого. Он даже гордился, что может вот так построить свою жизнь.

Алексею Молчалинову не знакомо понятие чести. Он не желает даже пытаться жить иначе. Герой хочет получать от жизни удовольствие и легкость. Такая позиция невольно наталкивает на размышления, что, возможно, быть бессовестным человеком не так уж и плохо. В действительности многое определяет характер и личностные качества. Человек должен родиться достойным и честным. Воспитание играет здесь вторичную роль. Если человек подлый, то его натура рано или поздно покажет себя. Нельзя научить человека чести. Он может понимать, что это такое, но при этом не видеть в этом ничего особенного.

Человек чести в повести «Капитанская дочка»

В произведении «Капитанская дочка» описан действительно достойный человек – Петр Гринев. Он наделен благородными чертами характера. Он не готов был предать своих сослуживцев и не перешел на сторону повстанцев. Он готов был пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти любовь всей своей жизни. Это по-настоящему достойные поступки, которые заслуживают уважения.

Потерять честь достаточно просто. Если репутация формируется долгие годы, то для ее очернения достаточно одного плохого поступка. Ложь, предательство, отступление от своих принципов приводит к утере чести. Восстановить свою репутацию очень непросто. Это важно помнить.

Честь нельзя отнять, ее можно потерять 8230 По комедии Грибоедова Горе от ума

«Береги честь смолоду» - одна из самых старых русских пословиц. Понятие чести - одно из самых старых понятий в воспитании русского человека. Возможно, поэтому в характеристике литературных героев так часто встречается определение: безукоризненно честен. Это определение подходит к Чацкому и Онегину, Печорину и Болконскому, Базарову и Обломову, Безухову и Ростову. И еще очень многим, хотя далеко и не всем.

Нельзя не согласиться с А.П. Чеховым, утверждавшим, что «честь нельзя отнять, ее можно потерять». Интересно, люди рождаются бесчестными или теряет ее позже? Что делает человека нечестным: жизненные обстоятельства его заставляют поступиться честью или сам человек не может быть другим в силу своего характера?

И все-таки, как же ведут себя люди, не обремененные понятием чести? Оправдывают ли они себя или просто стараются не замечать всей неблаговидности своих поступков?

Бесспорно, к числу людей без совести и чести можно отнести героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) - Алексея Степановича Молчалина. Однажды Н.В. Гоголь заметил, что «метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое … тихомолком пробивающееся в люди». Действительно, провинциальному юноше, к тому же не дворянину, сделать карьеру в Москве не так просто. Но Молчалину, недавно корпевшему в Твери, удалось получить место секретаря у влиятельного московского вельможи Павла Афанасьевича Фамусова. Проработав чуть больше трех лет у Фамусова, Молчалин успел отличиться, о чем с особенной гордостью всегда говорил:

…С тех пор, как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил…

Получил практически ни за что. Только потому, что был всегда аккуратным, исполнительным, вкрадчиво улыбчивым, но очень страшным человеком. Не случайно М.Е. Салтыков-Щедрин в серии очерков «В среде умеренности и аккуратности» определил Молчалина важным чиновным лицом с экзотической особенностью: у него руки обагрены кровью невинных жертв его жизненной предприимчивости и «бессознательный преступлений». «Бессознательные преступления» Молчалина скрыты маской благородства, которого он от природы лишен. Он руководствуется в жизни только одним: любой ценой продвинуться в жизни. Когда на балу в доме у Фамусова молодые люди танцуют, Молчалин играет со стариками в карты, сглаживает напряженные ситуации:

Кто другой так мирно все не уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут впору карточку вотрет!

Он многим нравится. Окружающие не замечают его бесчестной игры. Живя в доме у Фамусова, Молчалин делает вид, что влюблен в единственную дочь своего хозяина - семнадцатилетнюю Софью. Девушка, воспитана на любовных романах, в которых социальное неравенство влюбленных героев приводит к счастливому концу, потому что двое любят друг друга. Софья богата, красива (ведь она многим нравится), умна. Ей и в голову не может прийти, что у Молчалина нет никаких к ней чувств, что она всего лишь часть игры, которую он затеял с упорством паука. Плетя свою любовную паутину, Молчалин не торопит события, ведь он боится гнева Фамусова, боится все потерять. Поэтому он очень сдержан в своем проявлении чувств, но Софья все понимает по-другому. Так, осторожность Молчалина она принимает за тактичность, холодность - за сдержанность чувств, лакейский расчет - за трезвость ума.

Ключевым эпизодом в раскрытии характера Молчалина стал эпизод, в котором Молчалин заигрывает с горничной Лизой и говорит, что в Софье не видит «ничего завидного». Он упивается своей жизненной позицией угодничества: «угождать всем людям без изъятья». Он признается, что этому учил его отец. Угождать хозяину, у которого придется жить, начальнику «с кем буду я служить, слуге его, который чистит платье, швейцару, дворнику, для избежанья зла собаке дворника, чтоб ласкова была». В этом эпизоде Молчалин впервые вполне откровенен. Впервые его цинизм ничем не прикрыт. И если бы случайно Софья не оказалась свидетельницей этого признания, возможно, вся дальнейшая жизнь ее была бы загублена. По словам Белинского «Она не замечала, что сама вызвала его на эту любовь, о которой он, дрожа от страха, и подумать не смел…» Но в мире много таких девушек, как Софья. Молчалин будет искать и, наверняка, найдет себе еще не одну жертву. «Молчалины блаженствуют на свете», люди, у которых нет чести, умело используют окружающих для достижения собственных целей, при этом не испытывая ни стыда, ни сожаления.

Честь нельзя отнять, ее можно потерять 8230 По комедии Грибоедова Горе от ума

«Береги честь смолоду» - одна из самых старых русских пословиц. Понятие чести - одно из самых старых понятий в воспитании русского человека. Возможно, поэтому в характеристике литературных героев так часто встречается определение: безукоризненно честен. Это определение подходит к Чацкому и Онегину, Печорину и Болконскому, Базарову и Обломову, Безухову и Ростову. И еще очень многим, хотя далеко и не всем.

Нельзя не согласиться с А.П. Чеховым, утверждавшим, что «честь нельзя отнять, ее можно потерять». Интересно, люди рождаются бесчестными или теряет ее позже? Что делает человека нечестным: жизненные обстоятельства его заставляют поступиться честью или сам человек не может быть другим в силу своего характера?

И все-таки, как же ведут себя люди, не обремененные понятием чести? Оправдывают ли они себя или просто стараются не замечать всей неблаговидности своих поступков?

Бесспорно, к числу людей без совести и чести можно отнести героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) - Алексея Степановича Молчалина. Однажды Н.В. Гоголь заметил, что «метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое … тихомолком пробивающееся в люди». Действительно, провинциальному юноше, к тому же не дворянину, сделать карьеру в Москве не так просто. Но Молчалину, недавно корпевшему в Твери, удалось получить место секретаря у влиятельного московского вельможи Павла Афанасьевича Фамусова. Проработав чуть больше трех лет у Фамусова, Молчалин успел отличиться, о чем с особенной гордостью всегда говорил:

…С тех пор, как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил…

Получил практически ни за что. Только потому, что был всегда аккуратным, исполнительным, вкрадчиво улыбчивым, но очень страшным человеком. Не случайно М.Е. Салтыков-Щедрин в серии очерков «В среде умеренности и аккуратности» определил Молчалина важным чиновным лицом с экзотической особенностью: у него руки обагрены кровью невинных жертв его жизненной предприимчивости и «бессознательный преступлений». «Бессознательные преступления» Молчалина скрыты маской благородства, которого он от природы лишен. Он руководствуется в жизни только одним: любой ценой продвинуться в жизни. Когда на балу в доме у Фамусова молодые люди танцуют, Молчалин играет со стариками в карты, сглаживает напряженные ситуации:

Кто другой так мирно все не уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут впору карточку вотрет!

Он многим нравится. Окружающие не замечают его бесчестной игры. Живя в доме у Фамусова, Молчалин делает вид, что влюблен в единственную дочь своего хозяина - семнадцатилетнюю Софью. Девушка, воспитана на любовных романах, в которых социальное неравенство влюбленных героев приводит к счастливому концу, потому что двое любят друг друга. Софья богата, красива (ведь она многим нравится), умна. Ей и в голову не может прийти, что у Молчалина нет никаких к ней чувств, что она всего лишь часть игры, которую он затеял с упорством паука. Плетя свою любовную паутину, Молчалин не торопит события, ведь он боится гнева Фамусова, боится все потерять. Поэтому он очень сдержан в своем проявлении чувств, но Софья все понимает по-другому. Так, осторожность Молчалина она принимает за тактичность, холодность - за сдержанность чувств, лакейский расчет - за трезвость ума.

Ключевым эпизодом в раскрытии характера Молчалина стал эпизод, в котором Молчалин заигрывает с горничной Лизой и говорит, что в Софье не видит «ничего завидного». Он упивается своей жизненной позицией угодничества: «угождать всем людям без изъятья». Он признается, что этому учил его отец. Угождать хозяину, у которого придется жить, начальнику «с кем буду я служить, слуге его, который чистит платье, швейцару, дворнику, для избежанья зла собаке дворника, чтоб ласкова была». В этом эпизоде Молчалин впервые вполне откровенен. Впервые его цинизм ничем не прикрыт. И если бы случайно Софья не оказалась свидетельницей этого признания, возможно, вся дальнейшая жизнь ее была бы загублена. По словам Белинского «Она не замечала, что сама вызвала его на эту любовь, о которой он, дрожа от страха, и подумать не смел…» Но в мире много таких девушек, как Софья. Молчалин будет искать и, наверняка, найдет себе еще не одну жертву. «Молчалины блаженствуют на свете», люди, у которых нет чести, умело используют окружающих для достижения собственных целей, при этом не испытывая ни стыда, ни сожаления.

Вопрос чести волновал человечество на протяжении всей его истории. Но что же такое честь? Толковый словарь определяет ее как "моральные качества, достойные уважения и гордости". Великий русский писатель Антон Павлович Чехов пишет: "Честь нельзя отнять, ее можно потерять." Давайте вспомним произведения русской классической литературы, которые помогут раскрыть смысл этого высказывания.

Обратимся к произведению Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка". Герой повести, Петр Гринев, с детства впитал глубокое чувство нравственности и чести. Когда его определяют на службу в крепость "понюхать пороху", он влюбляется в Машу, дочь капитана крепости. Но их любовь омрачает гнусная клевета Швабрина, офицера, имевшего виды на Машу. В конце концов дело доходит до дуэли, где Петр получает удар в спину.

Не сложно заметить, что Швабрин- антипод Гринева. Он корыстный, подлый, неблагородный, его нельзя назвать человеком чести. И мы видим это далее. Когда Пугачев возьмет крепость, Швабрин примкнет к нему, нарушив офицерскую присягу. Петр же предпочтет смерть предательству, но в итоге будет помилован Пугачевым, несмотря на попытки Швабрина оклеветать его. В самом конце повести Швабрин опять пытается подставить Гринева, очернить его имя. Но у него ничего не выходит: в итоге Гринев счастлив с Машей, а Швабрина арестовывают за измену государству. Таким образом, сколько ни пытался Швабрин осквернить достоинство Гринева, "отнять его честь", ничего у него не получилось, ведь если в человеке есть такие качества, то их невозможно отобрать.

Но что же значит потерять честь? Ответим на данный вопрос с помощью произведения М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова". Действие разворачивается в шестнадцатом веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники, личная гвардия царя, могли безнаказанно бесчинствовать. Таким опричником показан Кирибеевич, которому понравилась жена главного героя, Алена Дмитриевна. Опричник, следуя своей прихоти, ставит Алену в ужасное положение: соседи видят, как Кирибеевич пытается приласкать ее. Калашников в великом возмущении вызывает на открытый бой Кирибеевича, понимая, что в любом случае он погибнет: пощады от Ивана Четвертого не будет. Но он все же защищает честь своей жены, своей семьи, не хочет допустить ее потерю ценой собственной жизни. Для него не вызвать Кирибеевича на поединок, бездействовать- и есть "потерять честь".

На основе всего вышенаписанного приходим к выводу, что человека, сохраняющего верность идеалам и принципам, никак нельзя по-настоящему очернить. На это существует прекрасная русская пословица " Честного судьба бережет". Для настоящего человека важно сберечь честь. Ведь "Честь потеряна- все потеряно".

error: Content is protected !!