С изменениями и дополнениями от. Остеосинтез стержневыми аппаратами наружной фиксации Специальных дорогостоящих аппаратов

Дорогостоящего медицинского оборудования в российских больницах остается по-прежнему актуальной. Выяснилось, что "пылятся" в клиниках в том числе приборы, предназначенные для лечения раковых заболеваний. Для выхода из ситуации эксперты предлагают постепенно уходить от системы госзакупок и начинать работать напрямую с производителем. Преградой для реализации этой инициативы может стать санкционная политика России.

По данным "Новых известий" , дорогое медицинское оборудование используется неэффективно или не вводится в эксплуатацию вовсе во многих регионах. Так, в июле управление Росздравнадзора Калининградской области во время проверок обнаружило, что в детской областной больнице в результате выхода из строя градиентного усилителя пять месяцев не работает магнитно-резонансный томограф стоимостью 85 млн рублей. Аппарат поставили в учреждение в 2012 году в рамках региональной программы модернизации здравоохранения.

Кроме того, в инфекционной больнице длительное время простаивает ультразвуковая диагностическая система Aixplorer, которая нуждается в дорогостоящем ремонте. "Имеются случаи, когда оборудование не используется ввиду отсутствия подготовленных помещений, нехватки квалифицированного персонала", - пояснила изданию руководитель территориального управления Росздравнадзора Алла Великая. По ее словам, при выявлении подобных случаев ведомство составляет предписания об устранении нарушений и направляет информацию о них в региональные Минздрав и прокуратуру.

В июле были озвучены результаты прокурорских проверок в Крыму , касающихся реализации Программы модернизации здравоохранения республики на 2014-2015 годы в части использования медицинского оборудования при оказании помощи пациентам. Выяснилось, что на полуострове медоборудование тоже часто стоит без дела: более трех месяцев не эксплуатируются аппараты вентиляции легких в Симферопольской городской клинической больнице N7. Очередь на томографическое обследование в Крымском республиканском онкологическом диспансере им. В.М. Ефетова расписана до конца 2015 года.

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа в июне сообщила об аналогичной проблеме. "К примеру, в Октябрьской районной больнице на протяжении более пяти месяцев не введен в эксплуатацию компьютерный томограф в связи с отсутствием специально оборудованного помещения. Факты длительного простоя дорогостоящего медицинского оборудования также выявлены в Лангепасской, Мегионской, Радужнинской и Югорской городских больницах", - сказано в сообщении ведомства.

В Удмуртии также существует проблема простоя медтехники. "В нейрохирургическом отделении городской больницы N3 Ижевска без работы находится эндоскопическая стойка. О причинах сложно судить, но, наверное, это связано с тем, что врачи не обучены на ней работать", - заявил изданию сотрудник больницы на условиях анонимности. Собеседнику "Новых известий" неясна даже цель приобретения аппарата, который позволяет совершать набор эндоскопических операций на грудном отделе позвоночника. "Достаточно редкая патология. И набор не весь куплен. Не хватает шлангов для подачи воды (мелочи, но без них не очень удобно). Да и никто не заинтересован в таких операциях. В зарплате разницы нет: располосовать полспины или через мелкие проколы все сделать", - рассказал медработник.

Прокуратура Забайкальского края в феврале текущего года выявила факт простоя медицинского оборудования стоимостью 98 млн рублей. Сотрудники ведомства обнаружили нарушения в "Ожоговом и кардиологическом центре", строить который начали в 2004 году, а в эксплуатацию не ввели до сих пор. В 2012-2013 годах на объект приобрели 10 единиц медтехники, в том числе компьютерный томограф и рентген-диагностический комплект. Оборудование было смонтировано, стояло без пользы из-за неработающего здания. Позже аппараты временно перевели в городскую больницу N1.

В России простаивает оборудование для онкобольных

Ранее в ходе проведенной Росздравнадзором проверки выяснилось, что дорогая медтехника, закупленная в 2006-2012 годах в рамках нацпроекта "Здоровье" и реформы обязательного медицинского страхования (ОМС), простаивает. Для ее активного использования не хватает денег и квалифицированных специалистов, обнаружилось во время мониторинга ведомства. Причем проблема возникла еще в начале реализации упомянутых масштабных госпрограмм. С начала закупок новой медтехники прошло уже девять лет. При этом на оборудование, которое теперь практически не используют, ушло более 400 млрд рублей.

Помимо этого в 2014 году в стране была завершена Государственная онкологическая программа, на которую потратили из бюджета 47 млрд рублей. Большая часть этих средств ушла на закупку передового медицинского оборудования. В настоящее время, как сообщили "Новым известиям" активисты общества "Онкоактивность", в некоторых больницах оно простаивает. "Оборудование, полученное в рамках Федеральной программы, используется на 15-20% от своих мощностей", - признал главный онколог России Михаил Давыдов.

Эксперты называют множество причин простоя медтехники

Ранее специалисты называли множество причин, из-за которых дорогостоящее оборудование может не использоваться больницами. Директор ЗАО "МСМ-Медимпэкс", поставляющего медоборудование в клиники Константин Генин возлагает ответственность в том числе на руководство медицинских учреждений. В качестве примера Генин привел Забайкальский краевой онкологический диспансер, куда оборудование было поставлено в срок, но не использовалось, пока делали ремонты в помещениях под его установку, получали государственную лицензию, разрешение на эксплуатацию.

"В результате - начали использовать только в 2015 году. Удивительно, что поставщик (связанный жесткими контрактными сроками) привозит оборудование за два-три месяца, и только после этого диспансер больше года занимается тем, чем нужно было заниматься заблаговременно (или как минимум - гораздо оперативнее). Почему это происходит - наверное, лучше поинтересоваться у руководителей подобных медучреждений и региональных органов здравоохранения", - пояснил собеседник издания.

Также несколько причин простоя назвала директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. Первая связана с тем, что при закупке дорогостоящего аппарата не предусматривается бюджет на его расходные материалы и необходимые запчасти. "Они должны финансироваться из тарифов ОМС, но только в случае их цены до 100 тысяч рублей. Таким образом, система обеспечения всего жизненного цикла оборудования остается непродуманной", - заявила эксперт. Вторая причина связана с нехваткой специалистов: "Либо врач был, но уволился, либо его не успели подготовить. Все специалисты лучевой диагностики у нас в большом дефиците". Третья касается специальных условий для установки оборудования, деньги на создание которых тоже часто заранее не предусмотрены. Четвертая - нет денег на ремонт. Пятая причина - закуплено несовместимое оборудование.

Спасет ли положение уход от госзакупок в условиях санкций

По мнению Попович, возможным решением проблемы может стать уход от системы госзакупок, после которого покупать услугу по использованию оборудования больницы будут у производителя. Последний в этом случае сам будет ремонтировать и закупать расходные материалы. "Я видела уже подобные прецеденты, когда поставщик предоставляет полностью оборудованную операционную, в которой работают врачи", - пояснила Попович. Собеседница отметила, что оборудование часто морально устаревает за 2-3 года, и в идеале нужно уже покупать новое. Получается, что аппаратов для лечения и так не хватает, а их к тому же не используют годами.

Однако постепенному уходу от системы госзакупок может помешать санкционная политика РФ. Недавно Минпромторг разработал проект постановления правительства, расширяющий список иностранных медицинских средств, которых коснутся ограничения при госзакупках.

Российские некоммерческие организации попросили премьер-министра Дмитрия Медведева доработать перечень иностранных медсредств, импорт которых власти собираются запретить. Дело в том, что аналогов некоторых медицинских изделий нет на отечественном рынке.

Если запрет все же будет принят в том виде, в котором его представило правительство, то из-за ограничения госзакупок рынок может уменьшиться в целом, и тогда иностранным производителям станет невыгодно поставлять продукцию в РФ. В этом случае российские больницы лишатся возможности покупать иностранное медоборудование, не имеющее аналогов на российском рынке, и в государственном, и в частном порядке.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ

МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ДОРОГОСТОЯЩИХ ВИДОВ ЛЕЧЕНИЯ

В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, СУММЫ ОПЛАТЫ КОТОРЫХ

ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2019 N 1740)

В соответствии со статьей 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

перечень медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации, предоставленных налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета;

перечень лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета;

перечень дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, размеры фактически произведенных налогоплательщиком расходов по которым учитываются при определении суммы социального налогового вычета.

2. Перечни, утвержденные настоящим Постановлением, применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2001 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.КАСЬЯНОВ

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ, ЕГО СУПРУГЕ (СУПРУГУ), ЕГО РОДИТЕЛЯМ

И (ИЛИ) ЕГО ДЕТЯМ В ВОЗРАСТЕ ДО 18 ЛЕТ, СУММЫ ОПЛАТЫ

КОТОРЫХ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СУММЫ

СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА

1. Услуги по диагностике и лечению при оказании населению скорой медицинской помощи.

2. Услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (в том числе в дневных стационарах и врачами общей (семейной) практики), включая проведение медицинской экспертизы.

3. Услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению стационарной медицинской помощи (в том числе в дневных стационарах), включая проведение медицинской экспертизы.

4. Услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях.

5. Услуги по санитарному просвещению, оказываемые населению.

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПЕРЕЧЕНЬ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, НАЗНАЧЕННЫХ ЛЕЧАЩИМ ВРАЧОМ

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ И ПРИОБРЕТЕННЫХ ИМ ЗА СЧЕТ

СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, РАЗМЕР СТОИМОСТИ КОТОРЫХ

УЧИТЫВАЕТСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СУММЫ

СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА

Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 20.12.2019 N 1740.

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПЕРЕЧЕНЬ

ДОРОГОСТОЯЩИХ ВИДОВ ЛЕЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РАЗМЕРЫ ФАКТИЧЕСКИ ПРОИЗВЕДЕННЫХ

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ РАСХОДОВ ПО КОТОРЫМ УЧИТЫВАЮТСЯ

ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СУММЫ СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.06.2007 N 411)

1. Хирургическое лечение врожденных аномалий (пороков развития).

2. Хирургическое лечение тяжелых форм болезней системы кровообращения, включая операции с использованием аппаратов искусственного кровообращения, лазерных технологий и коронарной ангиографии.

3. Хирургическое лечение тяжелых форм болезней органов дыхания.

4. Хирургическое лечение тяжелых форм болезней и сочетанной патологии глаза и его придаточного аппарата, в том числе с использованием эндолазерных технологий.

5. Хирургическое лечение тяжелых форм болезней нервной системы, включая микронейрохирургические и эндовазальные вмешательства.

6. Хирургическое лечение осложненных форм болезней органов пищеварения.

7. Эндопротезирование и реконструктивно-восстановительные операции на суставах.

8. Трансплантация органов (комплекса органов), тканей и костного мозга.

9. Реплантация, имплантация протезов, металлических конструкций, электрокардиостимуляторов и электродов.

10. Реконструктивные, пластические и реконструктивно-пластические операции.

11. Терапевтическое лечение хромосомных нарушений и наследственных болезней.

12. Терапевтическое лечение злокачественных новообразований щитовидной железы и других эндокринных желез, в том числе с использованием протонной терапии.

13. Терапевтическое лечение острых воспалительных полиневропатий и осложнений миастении.

14. Терапевтическое лечение системных поражений соединительной ткани.

15. Терапевтическое лечение тяжелых форм болезней органов кровообращения, дыхания и пищеварения у детей.

16. Комбинированное лечение болезней поджелудочной железы.

17. Комбинированное лечение злокачественных новообразований.

18. Комбинированное лечение наследственных нарушений свертываемости крови и апластических анемий.

19. Комбинированное лечение остеомиелита.

20. Комбинированное лечение состояний, связанных с осложненным течением беременности, родов и послеродового периода.

21. Комбинированное лечение осложненных форм сахарного диабета.

22. Комбинированное лечение наследственных болезней.

23. Комбинированное лечение тяжелых форм болезней и сочетанной патологии глаза и его придаточного аппарата.

24. Комплексное лечение ожогов с площадью поражения поверхности тела 30 процентов и более.

25. Виды лечения, связанные с использованием гемо- и перитонеального диализа.

26. Выхаживание недоношенных детей массой до 1,5 кг.

27. Лечение бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения, культивирования и внутриматочного введения эмбриона.

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 201
"Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета"

В соответствии со статьей 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

перечень медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации, предоставленных налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета;

абзац утратил силу с 31 декабря 2019 г. - Постановление

перечень дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, размеры фактически произведенных налогоплательщиком расходов по которым учитываются при определении суммы социального налогового вычета.

2. Перечни, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2001 г.

Перечень
медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации, предоставленных налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета
(утв. постановлением

1. Услуги по диагностике и лечению при оказании населению скорой медицинской помощи.

2. Услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (в том числе в дневных стационарах и врачами общей (семейной) практики), включая проведение медицинской экспертизы.

3. Услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению стационарной медицинской помощи (в том числе в дневных стационарах), включая проведение медицинской экспертизы.

4. Услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях.

5. Услуги по санитарному просвещению, оказываемые населению.

Перечень
лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 201)

С изменениями и дополнениями от:

Абзац , утвердивший настоящий Перечень, утратил силу с 31 декабря 2019 г. - Постановление Правительства России от 20 декабря 2019 г. N 1740

Перечень
дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, размеры фактически произведенных налогоплательщиком расходов по которым учитываются при определении суммы социального налогового вычета
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 201)

С изменениями и дополнениями от:

1. Хирургическое лечение врожденных аномалий (пороков развития).

2. Хирургическое лечение тяжелых форм болезней системы кровообращения, включая операции с использованием аппаратов искусственного кровообращения, лазерных технологий и коронарной ангиографии.

3. Хирургическое лечение тяжелых форм болезней органов дыхания.

4. Хирургическое лечение тяжелых форм болезней и сочетанной патологии глаза и его придаточного аппарата, в том числе с использованием эндолазерных технологий.

5. Хирургическое лечение тяжелых форм болезней нервной системы, включая микронейрохирургические и эндовазальные вмешательства.

6. Хирургическое лечение осложненных форм болезней органов пищеварения.

7. Эндопротезирование и реконструктивно-восстановительные операции на суставах.

8. Трансплантация органов (комплекса органов), тканей и костного мозга.

9. Реплантация, имплантация протезов, металлических конструкций, электрокардиостимуляторов и электродов.

10. Реконструктивные, пластические и реконструктивно-пластические операции.

11. Терапевтическое лечение хромосомных нарушений и наследственных болезней.

1. Техническое оснащение

Опыт оперативных работников (работников уголовного сыска) передавался через поколения как повторение оправдавших себя на практике навыков, приемов и традиций. Все они основаны на знаниях человеческой натуры, законов преступного мира, а также на профессиональной интуиции и нестандартных оперативных решениях.

В советский период из-за различных бюрократических преград и ведомственной волокиты многие технические средства не внедрялись в ОРД, что обеспечивало техническое превосходство криминальной среды общества над правоохранительными органами.

Однако накопленный в отдельных оперативных подразделениях опыт использования технических средств долгие годы имел ограниченное распространение. Всесторонний критический анализ использования специальной техники в деятельности правоохранительных органов не производился. Это негативно отражалось на организации и практическом осуществлении оперативной работы и повлекло создание “ заинтересованными лицами ” целой системы мер по ее компенсации. Так, преступники, задержанные с поличным, нередко использовали сведения, доказывающие “ провокационный ” характер оперативно-розыскной деятельности. В специальной литературе 70 – х годов приводятся примеры, когда взяточники заблаговременно готовили аргументы для снятия с себя возможного обвинения. Для этого, задним числом писались жалобы прокурору о “ незаконных ” действиях оперативников, “ постоянно подслушивающих телефонные переговоры и помечающих купюры, переданные в качестве возврата долга ”.

И сейчас преступниками заранее учитывается вероятная фиксация их действий при помощи технических средств: отслеживается персональный состав оперативников и участников следственных действий, организуются поиски агентов внедренных в преступную среду. Делается это для того, чтобы поставить под сомнения доводы обвинения. Поэтому постоянно существует необходимость принятия неординарных организационных, тактических и технических решений.

В ныне действующем Федеральном Законе об ОРД предпринята четвертая за российскую историю законодательная попытка регламентировать порядок внедрения в преступную среду штатных сотрудников правоохранительных органов. Первые три оказались неудачными.

Во многих зарубежных странах этому вопросу уделялось самое пристальное внимание. Например, в США, только за период с 1924 г. по 1934 г. было принято 14 законов, касающихся оперативно-розыскной деятельности Федерального бюро расследований. Верховный суд США сформулировал принципы, известные под названием “ привилегии информаторов ”, в соответствии с которыми полиции было предоставлено право не раскрывать их личность. Информаторы получили право в исключительных случаях выступать в суде в качестве свидетелей. Правительство при этом гарантировало их защиту и неразглашение личных данных.

Для получения оперативной информации в развитых странах сейчас введен запрет на применение технических средств, психотропных, химических и иных веществ, которые угнетают волю или вредят здоровью человека. Ограничения прав человека и гражданина, допускаемые во время проведения ОРМ, носят временный характер могут осуществляться лишь с санкции прокурора. Закон запрещает привлекать к выполнению заданий оперативных подразделений священнослужителей, медицинских работников и адвокатов, в случаях, когда лицо, от которого они должны получить информацию, является их пациентом, клиентом, прихожанином.

2. Расширение возможностей чувственного познания

Собрать необходимую информацию о преступлении и преступниках без эффективного использования разнообразных технических средств стало сейчас практически невозможно. Поэтому Федеральный Закон об ОРД предусматривает использование в ходе проведения ОРМ информационных систем, видео – и аудиозаписи, кино – и фотосъемки, а также других технических средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей, не причиняющих вреда окружающей среде.

Это связано с тем, что техника позволяет изучить не воспринимаемые в обычных условиях события и факты, обобщить имеющуюся информацию, позволяет увеличить ее поток, облегчает мыслительную деятельность человека и оценку достоверности выводов.

Применение техники в ОРД должно связываться, прежде всего, с расширением возможностей чувственного познания.

Органы чувств человека – зрение, слух, обоняние и т.д., сами по себе не являются высокоточными средствами чувственного отображения. В ситуации, связанной с раскрытием преступлений, нельзя, безусловно, опираться на их непогрешимость. Любые показатели органов чувств, необходимо тщательно проверять. Это связано с тем, что многие явления и процессы, происходящие в реальной жизни, человек просто не в состоянии воспринимать. Например, звуковые колебания воспринимаются им только в пределах от 16 Гц до 20 кГц. Иная частота колебаний не вызывает у людей никаких слуховых ощущений.

Зрительное восприятие возникает лишь при воздействии на глаз электромагнитных колебаний с длинной волн от 380 см. до 760 см. По сравнению с полным диапазоном колебаний, ныне известных науке, участок этот неимоверно мал. То же касается и других органов чувств.

Пороги чувствительности у разных людей далеко неодинаковы. В течение жизни они подвержены различным изменениям у одного и того же человека, находясь в прямой зависимости от состояния физического и психического здоровья, возраста, наличия заболеваний, условий проживаний и многого другого. Для того чтобы как можно глубже проникать в сущность любых вещей и явлений, необходимо расширять возможности знания через применение различных технических приспособлений. В настоящее время с применением специальных технических средств правоохранительными органами России раскрывается более 75 % преступлений, совершенных в условиях неочевидности.

Применение техники в ОРД не сводится только к получению разнообразной информации. Техника предназначается еще и для облегчения восприятия сведений конкретным человеком, который, в свою очередь, должен быть способен к их анализу, переработке, сохранению и передаче по назначению.

Даже при наличии достаточного времени для анализа и дальнейшей работы с полученной информацией, оперативный работник в состоянии переработать лишь определенный ее объем. Если же объем полученной оперативной информации превышает “ пропускную способность ” органа чувств оперативного работника, то она не будет воспринята и переработана. В таких случаях технические средства незаменимы. Они позволяют преобразовывать и регулировать большие информационные потоки, либо хранить нужные сведения в течение времени, необходимого для ее последующего восприятия и переработки.

В оперативной работе проанализировать информацию и сделать соответствующие выводы чаще всего недостаточно. Получаемую информацию нужно уметь запомнить. Именно профессиональная память оперативного работника (оперативника) в конечном итоге формирует возможность сравнения и выбора, определяет интеллектуальную самостоятельность и рабочую инициативу.

Слабая сторона памяти состоит в том, что при воспроизведении ранее полученной информации они невольно привносят субъективные элементы, так или иначе искажающие ее. Иногда искажения приводят к возникновению различных критических ситуаций или к наступлению необратимых процессов. Если же объект фиксируется при помощи технических средств, то сравнения зафиксированные сведения с теми, которые остались в памяти оперативного работника, можно установить и скорректировать практически все привнесенные извне субъективные элементы.

Технические средства играют важную роль в запоминании, сохранении и воспроизведении информации полученной оперативным путем, позволяя на основании собранных данных быстрее прийти к выводам о существовании различных закономерностей и связей.

3. Технические средства обеспечения оперативной работы

Сегодня популярны дискуссии о “ эффективности ” использования таких негласных средств, как прослушивание телефонных и других переговоров, негласное проникновение в помещение, визуальное наблюдение с использованием фото –, кино – и видеосъемки, перлюстрация почтово-телеграфных отправлений и пр. нередко речь идет о нарушении конституционных гарантий неприкосновенности жилища, личной жизни граждан, тайны телефонных, телеграфных и письменных сообщений. Однако при наличии определенных оснований действующим законодательством предусматривается не только осуществление перечисленных оперативно-розыскных мероприятий, но также их обеспечение средствами специальной техники.

Номенклатура современных технических средств и аксессуаров включает более 20 групп, в которые входят:

Средства оперативной связи;
системы поиска и слежения за подвижными объектами;
средства негласного доступа в помещения;
средства маркирования объектов;
программные средства;
штурмовое оборудование;
системы подавления радиосредств, средства радиомониторинга, системы пеленгации;
взрывозащитные и пулестойкие конструкции и материалы;
коммутаторы, телефонные станции с автоматическим определением номера;
средства обнаружения радиоактивных материалов, взрывчатых и химических веществ;
рентгеноскопическое оборудование;
обнаружители оружия;
роботизированные комплексы;
средства жизнеобеспечения в экстремальных условиях и многое другое.

В эти группы входят как общедоступные (приспособленные), так и специально разработанные технические средства, применяемые исключительно для решения задач, возникающих в процессе ОРД. Так, например, использование связи или приборов наблюдения на расстоянии, как правило, носит вспомогательный характер. С помощью радиостанций обеспечивается четкость взаимодействия между оперативными сотрудниками и связь с руководством оперативного органа для скорейшей передачи управленческих решений и обеспечения их исполнения.

В условиях задержания с поличным от согласованности действий оперативников часто зависит успех всей операции и своевременное пресечение наступления возможных неблагоприятных последствий. При этом оперативному работнику важно хорошо знать возможности технических средств, обладать навыками работы на различных каналах, уметь пользоваться условными выражениями и знаками.

3.1. Фиксаторы акустической информации

Среди технических средств, нашедших практически повседневное применение в работе оперативных работников (оперативников), особо выделяется аппаратура, предназначенная для приема, передачи и фиксации акустической информации, иначе говоря, средства оперативной звукозаписи. Сюда входят микрофоны различных типов, магнитофоны, диктофоны. Основное достоинство использования звукозаписи в оперативно-розыскных мероприятиях состоит в том, что она позволяет с достаточной полнотой и точностью фиксировать на магнитный носитель практически любую звуковую информацию.

До 80 – х годов прошлого столетия телефонные переговоры контролировались в основном спецслужбами. В период огульного разоблачения их деятельности, в открытой печати приводились данные о том, что до августа 1991 года 12 отдел КГБ ежедневно записывал только по г. Москве около 300 абонентов, в основном иностранных граждан и преступников. Контроль служебных переговоров велся и на особо режимных объектах, но здесь следили не за конкретным человеком, а за утечкой информации с грифом “ секретно ”. В таких случаях использовались специальные системы, работающие по “ ключевым словам ” и позволяющие прерывать (блокировать) телефонный разговор или отдельные фразы. Номера телефонов абонентов – нарушителей режима – устанавливались без затруднений при помощи специальной дорогостоящей аппаратуры. Поэтому использовалась она в основном в правительственных учреждениях и на объектах оборонной промышленности. Сейчас прослушивание и звукозапись телефонных переговоров ведется в совершенно иных социальных и технических условиях.

Психологами доказано, что в повседневной жизни при общении друг с другом большинство людей склонны верить эмоциональному контексту речи, нежели ее логическому смыслу. Профессиональное восприятие разговора оперативными работниками должно быть иным. Звук голоса нередко показывает, например, что человек говорит не то, что думает, или думает не то, что говорит. Независимость восприятия эмоционального смысла речи и ее логического содержания требует от оперативного работника надежного технического способа фиксации информации. Звуковая волна, рожденная голосом человека, несет многочисленные оттенки его мыслей и чувств. В самой речи содержится важная информация о том, что говорят, кто говорит, как говорит и многие другие сведения, часто имеющие большое значение в работе оперативника.

Применение звукозаписи в оперативной работе имеет свою историю. Первым известным диктофоном был фонограф Т.Эдисона, изобретенный в США.

1877 год: создано и запатентовано первое работающее устройство с восковым фоноваликом. Однако широкое применение в раскрытии преступлений новое изобретение нашло только спустя десятки лет.

1898 год: В. Паульсеном в Дании изобретен способ магнитной звукозаписи. Через два года на Всемирной выставке в Париже за аппарат, названный “ телеграфом для магнитной записи на стальную проволоку ”, ему была присуждена большая золотая медаль выставки и выдан патент об изобретении “ метода записи и воспроизведения звуковых сигналов ”.

На огромные оперативно-тактические возможности новых устройств и появившихся звукозаписывающих аппаратов одними из первых обратили внимание разведывательные органы государств, принимавших участие в мировой войне.

1928 год: Ф. Пфлаймер изобрел магнитную ленту.

1934 год: на выставке радиоаппаратуры в Берлине впервые был продемонстрирован звукозаписывающий аппарат, названный и запатентованный как “ магнитофон ”. Практически одновременно в советской юридической литературе, появились первые высказывания о возможности применения звукозаписи в борьбе с преступностью.

Известные ученые – процессуалисты А.Брусиловский и М. Строгович, рассматривая вопросы фиксации показаний свидетелей, справедливо отмечали: “ Проблема протокола не так проста. Для изобличения преступника лучше стенограмма, а еще лучше фонограмма ”.

Во времена культа личности Сталина В.Викторским, находящимся в тюрьме, был разработан для нужд НКВД уникальный для того времени отечественный прибор, предназначенный для автоматической записи телефонных разговоров. Исторически сложилось так, что магнитная запись и соответствующая техника для оперативных и следственных целей получила широкое распространение только после окончания второй мировой войны, окончательно перестав быть профессиональным орудием лишь разведывательных органов и шпионских организаций.

1946 год: советские ученые – криминалисты А.Винберг и А. Эйсман в научной литературе ставят вопрос о пределах использования звукозаписи в уголовном процессе. Однако в связи с крайне малым распространением в то время звукозаписывающей аппаратуры этот метод (как дополнительный метод фиксации информации) не находит должного применения.

1948 год: выпускается первый отечественный бытовой магнитофон “ Днепр ”.

1950 год: негласная звукозапись впервые была успешно использована для изобличения взяточников.

1967 год: профессор И. Каврак в Турции изобретает миниатюрный микрофон для измерения давления в потоке жидкости. Размеры (1,5 х 0,76 мм) делали его практически невидимым для глаз человека, а следовательно, привлекаемым для спецслужб.

1982 год: в Японии запущен в серийное производство первый миниатюрный магнитофон. Вес – 125 граммов, размеры – 10,7 х 5,1 х 1,4 см; приобретался не только для нужд разведывательных органов, но и для повышения эффективности работы по раскрытию и расследованию преступлений.

1999 год: общедоступным в приобретении становятся диктофон южнокорейского производства весом 41 грамм, рассчитанный на 70 минут записи. Запись цифровая. Рекомендован деловым людям. И, надо полагать, не только им.

3.2. Негласная звукозапись

Эффект от применения звукозаписывающей аппаратуры был велик. Преимущества негласного характера действий оперативных работников – очевидны. Это явилось мощным толчком для формирования научного подхода к использованию звукозаписывающей аппаратуры в агентурной работе и в процессе розыска скрывшихся преступников. Так, при проведении длительных бесед с лицами, представляющими оперативный интерес, в расчете на получение, в буквальном смысле, крупиц полезной информации часто было необходимо скрытое применение звукозаписи. При этом оперативный работник мог не отвлекаться на письменное ведение записи, наблюдать за поведением и реакцией собеседника при ответе на заранее подготовленные вопросы. Последний, видя, что никто не записывает его показаний, ведет себя раскрепощенно. Но главное в том, что оперативники получали возможность многократного воспроизведения негласно сделанной фонограммы с целью ее анализа в спокойной обстановке. Таким образом, негласная звукозапись стала производиться оперативными работниками в ходе целенаправленного опроса и бесед, при личном сыске, в ходе описания действий “ разрабатываемых ” лиц и для перепроверки агентуры.

В 60 – х годах, с появлением нового законодательства, звукозапись в уголовно-процессуальной деятельности была нормативно урегулирована. Ускорилась разработка правовых основ, регламентирующих порядок осуществления звукозаписи оперативными аппаратами. В них впервые нашли отражение организационно-тактические вопросы использования широких возможностей звукозаписи в борьбе с преступностью. Это означало признание допустимости звукозаписи и правовой возможности ее применения при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.

Гласная процедурная звукозапись, осуществляемая в соответствии со ст. 141 – 1 УПК РСФСР, была законодательно ограничена от негласной, проводимой исключительно в оперативных целях: она могла осуществляться только в отношении лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступлений. Фонограммы, полученные в процессе негласного применения магнитной записи, являлись засекреченными материалами и могли использоваться только в оперативных целях. При возникновении необходимости использовать материалы оперативной звукозаписи в процессе доказывания они должны были легализоваться по довольно сложной схеме. Контроль за применением фонограмм в целях розыска и изобличения преступников, возлагался на начальника органа дознания, которому принадлежало право давать разрешение на организацию негласной звукозаписи и ее дальнейшее использование в работе над преступлением.

Первоначально негласную звукозапись можно было осуществлять только в помещениях правоохранительных органов, причем только в специально оборудованных для этих целей кабинетах. В них имелись специальные линии с замаскированными проводами, кабелями микрофонов, усилители, автономные источники питания.

В конце 70 – х годов перечень мест возможного применения негласной звукозаписи в ведомственных нормативных актах правоохранительных органов был существенно расширен. Теперь применение аппаратуры разрешалось в отношении лиц, о которых имелись данные, дающие основания подозревать их в подготовке или совершении преступлений, или располагающих сведениями о месте нахождения разыскиваемых преступников, но при условии, что эти сведения невозможно или затруднительно получить иным путем. Негласная звукозапись могла производиться в любых местах, где лица, представляющие оперативный интерес, могли в разговоре огласить сведения, необходимые для предотвращения, раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников.

При проведении ОРМ с применением магнитной звукозаписи оперативникам рекомендовалось использовать только аппаратуру, которая в момент применения должна находиться в одежде, чемодане, портфеле, сумке, бытовой радиоаппаратуре и т.д., в скрытом месте. Для применения в оперативно – розыскных мероприятиях должна была и могла использоваться только специально разработанная компактная аппаратура с автономным источником электропитания или аккумулятором. По непонятным причинам запрещалось использование стационарной аппаратуры с питанием от сети переменного тока.

3.3. Прослушивание телефонных переговоров

В начале 90 – х годов правоохранительным органам была предоставлена законная возможность проведения широкого круга оперативно-технических мероприятий: в их числе – наблюдение с использованием аудиозаписи и других технических средств, а также прослушивание телефонных и иных переговоров. Вначале они проводились оперативными работниками только с санкции прокурора, по мотивированному постановлению руководителей органов дознания для сбора информации о лицах, готовящих покушение или совершивших тяжкие преступления.

Вскоре в процедуру были внесены некоторые изменения. В них было оговорено, что ОРМ, ограничивающие охраняемые законом права граждан на тайну телефонных переговоров и иных сообщений, производятся только на основании судебного решения. Действия оперативных работников, так или иначе затрагивающие конституционное право на неприкосновенность жилища, могли совершаться не иначе как на основании судебного решения. Это стало возможным лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих или покушающихся на совершение тяжких преступлений, а также допускающих уклонение от уплаты налогов, либо сокрытие доходов от налогообложения в особо крупных размерах. О принятом судебном решении орган дознания обязан уведомить надзирающего прокурора.

Новый порядок предусмотрел некоторые исключительные случаи, не терпящие отлагательства, в частности те, которые могут привести к совершению террористического акта или диверсии. На основании мотивированного заключения одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, допускается несанкционированное проникновении в жилище с незамедлительным уведомлением прокурора или с последующим получением соответствующей санкции в течение 24 часов.

Оперативно-техническим подразделениям и специально подготовленным сотрудникам разрешено вести негласное наблюдение с использованием аппаратуры аудиозаписи, других специальных технических средств, с целью осуществления слухового контроля и аудиозаписи разговоров лиц, представляющих оперативный интерес и находящихся в помещениях, транспортных средствах или на открытой местности. Мероприятия проводятся на основании мотивированного постановления начальника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Если при этом затрагивается конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, то необходимо получить решение суда или санкционировать вынесенное постановление прокурора.

Негласное прослушивание с аудиозаписью телефонных переговоров, ведущихся по абонентским телефонным линиям связи, осуществляется с использованием специальной высокоточной технической аппаратуры. Разработаны и используются технические средства, позволяющие осуществлять негласный контроль за прохождением незашифрованной информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам с использованием средств спутниковой и сотовой связи. Такие мероприятия проводятся при наличии достаточных оснований и с соблюдением условий, предусмотренных в ст. ст. 6 – 8 Федерального Закона об ОРД и только на основании судебного решения.

Следует заметить, что в действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность (ст. 138 УК РФ) за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и т.д., в том числе с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

К техническим средствам звукозаписи относятся магнитофоны и диктофоны с автономным источником электропитания. Они должны обеспечивать запись в течение необходимого времени без замены магнитной ленты и источника питания. При этом аппаратура, предназначенная для негласной магнитной звукозаписи, маскируется в одежду оперативного сотрудника или предметах прикрытия (сумка, портфель, книга, радиоприемник и т.п.).

Для негласной звукозаписи, как показывает практика, наиболее подходят малогабаритные кассетные магнитофоны с автоматической регулировкой усиления при записи. Наибольшее распространение в оперативной работе получили микрокассетные магнитофоны зарубежного, преимущественно японского производства, в том числе с проволочными носителями. Небольшие габариты, малый вес, автономное питание, экономичность, высокая чувствительность, наличие дистанционного управления сделали портативные кассетные магнитофоны удобными для негласного использования. Они позволяют производить запись как в “ покое ”, так и в движении. Для записи используются стандартные кассеты типа МК – 60, С – 90, С – 120. Цифрами обозначено время записи на двух дорожках при скорости 4,76 см/сек. При записи в экономичном режиме, со скоростью 2,4 см/сек. ее длительность увеличивается в два раза. Каждая лента имеет индивидуальную технологическую характеристику. Сюда входит место изготовления, тип и сорт, свидетельствующие о ее качестве и механической прочности, а также некоторые другие показатели. В настоящее время происходит активное техническое перевооружение оперативных подразделений правоохранительных органов, в т.ч. средствами визуального и звукового контроля.

Детальная регламентация вопроса, связанного с подготовкой и проведением негласной звукозаписи, предусмотрена ведомственными нормативными актами. Негласная звукозапись, как правило, производится в местах, где лица, представляющие оперативный интерес, могут в разговоре огласить сведения, необходимые для предотвращения, раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников.

Безусловным преимуществом используемого при этом магнитофона является дистанционное управление и автоматическое включение “ функции записи ” при возникновении звука. Важное значение имеют диапазоны передачи и направленность чувствительности микрофона. Кроме того, существенное влияние на качество звукозаписи оказывают характеристики помещения, в котором производится звукозапись, продолжительность эха, тип и техническое состояние микрофона.

3.4. Телефонный перехват

Прослушивание телефонных переговоров часто ведется с помощью параллельного телефона. Есть специальные аппараты, у которых не требуется даже поднимать трубку, так как благодаря их техническими особенностям разговор хорошо слышно без дополнительных движений. Технически параллельный телефонный аппарат достаточно просто установить.

Во-первых, не нужно изучать схему кабельных линий, можно подключится к распределительной коробке.

Во-вторых, отечественные телефонные сети настолько запутаны и беспорядочны, что практически никогда не требуется прокладывать дополнительные провода, так как в девяти случаях из десяти можно найти неиспользованные.

Разовые операции проводятся с использованием простейшей телефонной трубки, которая подключается к линии при наличии примитивного резистора. Еще проще использовать индуктивный датчик и головные телефоны. Их достаточно просто приложить к определенной линии.

Для прослушивания и записи телефонных переговоров аппаратура должна устанавливаться у абонентов, представляющих оперативный интерес. Простейшим способом является непосредственное подключение к телефонной линии. Это можно сделать как с помощью прямого физического контакта с линией, так и при помощи индуктивного датчика, не требующего “ врезаться ” в линию. В зависимости от типа применяемой аппаратуры на практике широко используются оба способа.

В отдельных случаях может быть организованно стационарное прослушивание прямо на телефонной станции. Оттуда в пункт прослушивания, находящийся в другом здании, протягивается отдельный кабель. Там же находятся исполнительные механизмы и аппаратура записи. Подключение к интересующей линии производится техниками – связистами по просьбе представителей правоохранительных органов. Полученные звукозаписи передаются из пункта прослушивания в пункт анализа и обработки телефонной информации.

Действующие эксплуатационно-технические требования к средствам и сетям электросвязи для обеспечения ОРМ предусматривают введение в состав сетей аппаратных и программных средств, позволяющих осуществлять контроль из удаленного пункта управления. Предусматриваются экстренные возможности по командам из пункта управления изменения на определенный период категории и состава услуг, предоставляемых определенным абонентам. По сигналам из пункта управления должно осуществляться конспиративное подключение к любым абонентским линиям и каналам.

Современные технические средства, скрытно подключенные к линии, позволяют производить высококачественную запись телефонных переговоров. Это становится возможным, например, с помощью диктофонов, вмонтированных в телефонный аппарат без ведома владельца.

Вершиной искусства телефонного перехвата является использование в этих целях подземных линий связи. Передаваемая по кабелю информация “ снимается ” с помощью специального индуктивного датчика, охватывающего кабель. Тайна установки может быть гарантирована тем, что он устанавливается в малодоступных местах под землей, куда можно проникнуть только через определенные канализационные люки. Датчик в колодце укрепляется на кабеле и для затруднения обнаружения проталкивается в трубу, подводящую кабель к колодцу. Высокочастотный сигнал датчика о ведущих по кабелю переговорах записывается на магнитный диск специального магнитофона. Запись с диска передается на установленные в специальных помещениях приборы демодуляции и прослушивания.

Эта аппаратура способна записывать информацию, передаваемую одновременно по 60 телефонным каналам. Продолжительность непрерывной записи разговора на магнитофон достигает 100 часов. Если датчик будет обнаружен и снят посторонними лицами, то он начнет издавать специальный сигнал тревоги. Подобные датчики могут камуфлироваться под предметы обстановки, или же минироваться на неизвлекаемость: при попытке извлечения они взрываются.

Вид устанавливаемого датчика зависит от типа кабеля. Для симметричных высокочастотных кабелей идеально подходят устройства с индуктивными датчиками. Для низкочастотных и некоторых других кабелей – датчики с системами непосредственного подключения и отвода малой части энергии для целей перехвата. Для кабелей, внутри которых поддерживается повышенное давление воздуха, применяются устройства, исключающие его снижение, в результате чего предотвращается срабатывание специальной сигнализации. Некоторые приборы снабжаются радиостанциями для прямой передачи разговоров в пунктах их анализа и обработки.

error: Content is protected !!