Правительствующий сенат - конституционный суд рф. Правительствующий сенат - конституционный суд рф Что находится в здании сената и синода

Сенат и Синод - два главных административных органа в дореволюционной России. Оба появились при правлении Петра Великого. Синод занимался делами церкви, Сенат имел право издавать законы и выполнял функции Верховного Суда.

Ансамбль из домов Сената и Синода был создан в девятнадцатом веке знаменитым архитектором К. Росси. Это - была его последняя большая работа. Дома соединяет арка над улицей под названием Галерная, которая граничит с Сенатской площадью. Центральным украшением на арке служит скульптурная группа из двух женских фигур, которые сидят по обе стороны щита с двуглавым орлом. Скульптура, изображающая молодую женщину, которая указывает на книгу, обозначает Правосудие. Скульптура женщины с другой стороны, лицо которой укрыто покрывалом, символизирует Благочестие.

История создания ансамбля

В начале девятнадцатого века было построено здание Адмиралтейства , и виды старых домов восемнадцатого столетия не соответствовали современному стилю площади. Возникла потребность в перестройке дома, в котором был расположен Сенат. Рядом с ним находился дом купчихи Кусовниковой, который планировалось приобрести для размещения Синода. Выбор пал на проект архитектора К. Росси. Ему удалось придать зданиям вид, который органически сочетался с огромной площадью. Ансамбль зданий Сената и Синода, объединенные аркой, символизировал единство церкви и государства. Архитектор создал два здания в едином стиле. Их фасады декорированы восьмиколонными портиками коринфского ордера, гранитными лестницами, лоджиями и пандусами. С помощью триумфальной арки, скульптур и колонн Росси объединил эти два здания в одном стиле позднего классицизма.

Архитектурный стиль ансамбля

Здания выполнены в едином архитектурном стиле. Их входы украшены скульптурными элементами и гранитными ступенями. Крыло здания Сената выполнено закругленным и украшено колоннадой из восьми отдельно стоящих колонн. Благодаря этому, стала не так заметна разница в длине двух зданий. А вид с Невы и набережной был просто великолепным. В крыле Синода была расположена православная церковь. Купол этого уникального храма оборудовали стеклянным фонарем. Украшением церкви служил резной дубовый иконостас, выполненный мастером А. Тарасовым.

Высота зданий была доведена до семнадцати метров. Лепные украшения, статуи, колонны придают зданиям пышный и торжественный вид. Триумфальная арка дала повод жителям города шутить. Они говорили, что Сенат и Синод живут ПОДарками, подчеркивая этим продажность и коррупцию власти. После революции 1917 года дома предоставили в распоряжение Главного управления архивами. Вся документация и бумаги Сената были сданы в архив или переданы музеям. В двадцатых годах прошлого столетия разобрали уникальный иконостас. А на месте храма было создано книгохранилище. Здания, в которых размещались Сенат и Синод - великолепные памятники истории и архитектуры Санкт-Петербурга. Особенно они будут интересны любителям культуры и истории начала девятнадцатого века.

Здания Сената и Синода, расположенные на площади Декабристов (бывшей Сенатской) - памятники архитектуры Санкт‑Петербурга. Выполнены в стиле позднего классицизма. Были возведены в 1829‑1834 годах. Строительство велось под руководством архитектора Александра Штауберта по проекту Карло Росси. Здания были построены для двух государственных органов управления Российской империи ‑ Сената и Святейшего Правительствующего Синода.

Раньше на этом месте стояли две постройки XVIII века ‑ дом опального канцлера Алексея Бестужева‑Рюмина, в котором с 1763 года размещался Сенат, и дом купчихи Кусовниковой. В конце XVIII века барочный дом Бестужева‑Рюмина был перестроен архитектором Иваном Старовым в стиле классицизма, однако этого оказалось недостаточно: с возведением Адмиралтейства прежние постройки уже не соответствовали новому облику площади. Возникла необходимость в ее реконструкции.

Высочайшим повелением император Николай I утвердил строительство нового дома Сената по образу и подобию здания Главного штаба. Тогда же было принято решение о переезде к Сенату и Синода (высшего государственного органа церковно‑административной власти, заменявшего собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений). Для Синода решено было приобрести дом купчихи Кусовниковой.

В 1828 году конкурсе на перестройку зданий участвовали проекты Карла Росси, Василия Стасова, Поля Жако, Смарагда Шустова, Василия Глинки. Жако предлагал построить одно общее здание, напоминавшее галерею Лувра. Стасов планировал перестроить лишь здание Сената. Росси, в свою очередь, составил проект из двух корпусов, соединённых между собой аркой.

18 февраля 1829 года проект Росси, главной задачей которого было «придать зданию характер, соответствующий огромной площади», был утверждён. 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент была заложена памятная доска с надписью: «Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт». По проекту постройка органично включала в себя стены дома Бестужева‑Рюмина.

26 августа 1830 года, когда дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну, на его месте было заложено здание Синода.

15 июля 1831 года Николай I утвердил проект скульптурного убранства здания. При этом император дал указание изобразить фигуры не «в рост», а сидячими, убрать трофеи, надписи на книгах, фигуры одеть в античные тоги или превратить в аллегорические.

К началу октября 1832 года возведение корпусов было завершено, началась внутренняя отделка зданий. В феврале 1833 года император совершил осмотр строящегося объекта. В 1934 году строительство было завершено.

Два прямоугольных в плане трехэтажных корпуса с большими внутренними дворами объединены богато украшенной триумфальной аркой, под которой проходит улица. Протяженный фасад с аркой ограничивает площадь с западной стороны. По замыслу архитектора , триумфальная арка над Галерной улицей является символом единства церкви и государства. В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки на Дворцовой площади. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода - 12 метров, ширина арки - 20 метров. Над аркой размещена скульптурная группа «Благочестие и Правосудие», символизирующая веру в закон. Лепные украшения, статуи, скульптурная группа на аттике придали арке торжественную, почти барочную пышность.

Входы в здания оформлены гранитными лестницами с пандусами и восьмиколонными лоджиями. Колонны коринфского ордера придают всему сооружению подчеркнуто парадный вид.

Несмотря на свою длину, здания Сената и Синода не выглядят монотонными. На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн. Закругленный угол Сената, обращенный к Неве, также украшен лоджией с восемью колоннами.

В оформлении здания Сената и Синода принимали участие скульпторы Василий Демут‑Малиновский, Степан Пименов, Николай Токарев, Павел Соколов, Петр Свинцов, Николай Устинов, Иван Леппе. Устиновым создана статуя «Вера» (первая ниша слева), Соколовым ‑ «Благочестие» (вторая ниша слева). Пименов выполнил статуи «Закон» и «Правосудие». Во время работы над ними он скончался, модели завершил его сын Николай Пименов. Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнены Фридолино Торичелли. Скульптуры Демут‑Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры гениев с книгами законов), отлитые из меди на заводе Карла (Чарльза) Берда, установлены на здании в августе 1835 года.

27 мая 2008 года в здании Сената и Синода прошло первое заседание Конституционного суда РФ .

27 мая 2009 года в здании Синода была открыта Президентская библиотека имени первого президента РФ Бориса Ельцина.

В мае 2009 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода Санкт‑Петербурга под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась

Здание Правительствующего Сената - Классицизм

Российский государственный исторический архив -

Конституционный суд Российской Федерации

1829-1834 - арх. Росси Карл Иванович,

акд. арх. Штауберт Александр Егорович - интерьер церкви

Первый дом, принадлежавший кн. А. Д. Меншикову, появился на невской набережной в начале 1720-х. Десять лет спустя его перестроили по заказу вице-канцлера гр. И. А. Остермана, который в мае 1735 устроил в доме церковь во имя Пресвятой Троицы "для немощи жены ево".

В 1744 г. императрица Елизавета Петровна пожаловала дворец канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину, который его расширил и перестроил, возможно, по проекту С. И. Чевакинского. В ноябре 1747, после окончания перестройки, протопопом Исаакиевского собора Тимофеем Симеоновым во дворце была освящена церковь "преизрядной и богатой архитектуры", которая существовала до 1757, когда канцлер попал в опалу. Конфискованный дворец отошел в 1763 к Сенату, но в нем уже с 1761 снова появился храм - сюда перенесли богослужение из ремонтируемого Исаакиевского собора. (. 2010 г.и. С. 447)

После восшествия на престол Екатерины II в это здание, перестроенное для его нужд арх. А. Ф. Вистом в 1763 г., переехал Сенат, находившийся до того в здании Двенадцати коллегий. В 1780 -1890-х гг. здание было перестроено в стиле классицизм предположительно арх. И. Е. Старовым.

Главным фасадом к Неве, располагался дворец барона Остермана, а позже - особняк графини А.Г. Лаваль . В её салоне бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Накануне 14 декабря 1825 года в этом доме собирались декабристы.

К началу XIX века, после постройки существующего по сегодняшний день здания Адмиралтейства , все эти дома уже не соответствовали облику площади.

Император Николай I повелел строить новый дом Сената по образу и подобию здания Главного штаба . Тогда же было принято решение перевести сюда и Синод, полностью освободив таким образом здание Двенадцати коллегий для нужд университета. Для Синода приобрели дом купчихи Кусовниковой, располагавшийся дальше от Невы, за Галерной ул.

    Патерсен Б.
    Вид Петербурга в день
    празднования 100-летия города.

    Патерсен Б.
    Набережная Невы у Сената

    1801. Английская наб. около
    здания Сената. Гравюра
    ([*].С.169-170, добавил nikspb)

    Сенатская площадь и
    «Конная статуя Петра I,
    с окружающими».1799

    1840 г.
    Guide du voyageur a
    Saint-Petersbourg. 1840
    Путеводитель по Санкт-
    Петербургу. СПб., 1840).

    (добавил - nikspb)

    грав. с карты Петербурга
    1820-1825 гг.

    Монумент Петра I. 1830-е гг.
    Новые здания Сената и Синода.
    литогр. П.С.Иванова
    по рис. В.С.Садовникова.

    Фото - А.Ф.Лоренс
    начало 1860-х гг.

    Фото ателье Буллы
    1885-1890 гг.
    сайт pastvu.com (добавил - )

    Сенат.
    Фото - Матвеев Н.Г. 1900-е гг.

    humus.livejournal.com
    (добавил .)

    humus.livejournal.com
    (добавил )

    Грабарь "История русского искусства"
    (добавил - )

    Сенатская площадь. Е.Е.Лансере. 1904.

    Открытка 1929 г. изд.

Проект Росси, представлявший собой два здания, соединенных аркой, был утверждён 18 февраля 1829 г. 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент положили памятную доску с надписью: "Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт".

26 августа 1830 г. когда дом Кусовниковой был выкуплен в государственную казну, было заложено здание Синода .

К началу октября 1832 г. возведение корпусов было завершено, приступили к внутренней отделке зданий. В феврале 1833 г. объект осматривал Император.

Новая триумфальная арка стала символизировать единство церкви и государства. Аттик венчает скульптурная группа, символизирующая веру в закон - "Правосудие и благочестие".

Арка фланкирована четырьмя парными колоннами с раскрепованным антаблементом.

Входы в здания оформлены гранитными лестницами по сторонам которых планировалось разместить чугунных львов, но Синод высказался против появления таких скульптур. Не закрывая существующего выхода к площади второстепенной Галерной улицы, арка максимально подчеркивает прежде всего цельность фасада объединенного здания. Этой задаче подчинена и композиция центра здания Сената и Синода с его необходимой здесь предельно насыщенной декоративной обработкой фасада и сравнительно узким пролетом арки.

На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн.

Фасады обоих зданий отмечены восьмиколонными портиками коринфского ордера, лоджиями, гранитными лестницами и пандусами, Снаружи фасад здания Сената отмечен изогнутой по дуге монументальной колоннадой, обращенной к Неве. Высота зданий составляет 17 метров.

В создании скульптурного декора участвовали скульпторы Н. С. и С. С. Пименовы, В. И. Демут-Малиновский, П. П. Соколов, Н. А. Токарев, И. Леппе, Н. А. Устинов,

П. В. Свинцов. Отделку внутренних помещений выполнили художники -декораторы Б. Медичи, Ф. Рихтер, А. И. Соловьев, В. Г. Ширяев и др.

Эта постройка стала последним крупным проектом зодчего Росси.

В 1880 г. проводился капитальный ремонт здания.

Триумфальная арка над Галерной улицей символизировала единство церкви и государства. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 м, высота свода - 12 метров, ширина арки - 20 м.

Аттик арки Сената и Синода венчает композиция «Правосудие и благочестие». Рядом находятся аллегорические «Гении», держащие закон. По самому аттику идут три барельефа с изображениями законов гражданского, божия и естественного. По центру, прямо над аркой, сцена закона гражданского, среди фигур которого симметрично расположены бюсты Петра I и Екатерины II. Проект скульптурного убранства был утверждён Николаем I 15 июля 1831 г. При этом император дал указание изобразить фигуры не "в рост", а сидячими, убрать трофеи, книги законов в руках гениев сделать без надписей, фигуры одеть в античные тоги или превратить в аллегорические.

Скульптурное оформление сооружения создали скульпторы В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, Н. А. Токарев, П. П. Соколов, П. В. Свинцов, Н. А. Устинов, И. И. Леппе. Устиновым создана статуя "Вера" (первая ниша слева), Соколовым - "Благочестие" (вторая ниша слева). С. С. Пименов выполнил статуи "Закон" и "Правосудие". Во время работы над ними он скончался. 30 июля 1833 года модели завершил его сын Н. С. Пименов. Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнены Ф. Торичелли. Скульптуры Демут-Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры Гениев с книгами законов) были отлиты из меди на заводе Ч. Берда, установлены в августе 1835 г. Барельефы выполнили выполнен П. В. Свинцовым и И. И. Леппе. Самый крупный барельеф "Закон гражданский" - над аркой, в левой части арки - "Закон Божий" (посвящён Синоду), в правой части - "Закон естественный" (посвящён Сенату).

В 1925 г. в здании разместился Российский государственный исторический архив.

Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от обстрелов. Интерьеры сохранились отчасти - лишь роспись и лепнина.

В 2006 г. архив переехал в построенное для него здание на Заневском проспекте.

В 2007 г. произведена реставрация здания Сената. Сообщалось, что реставрация комплекса зданий Сената и Синода велась в строгом соответствии с требованиями российского законодательства по охране памятников истории и культуры, все работы согласовывались с Россвязьохранкультурой. Особое внимание уделялось ценным историческим помещениям.
К особо ценным помещениям относятся залы дома Лаваль , который с 1912 года входит в единый комплекс Сената-Синода, "зал Чернышевского" в здании Сената, названный в память о проходившем здесь суде над автором "Что делать?", помещения домовых церквей.

    Арка, соединяющая
    здания Сената
    и Синода

    Венчает арку композиция
    Правосудие и Благочестие.
    На барельефе "Гражданское
    правосудие"

    Правая часть арки
    со стороны Сената

    Аллегорические "Гении" держат закон

    Фрагмент фасада
    у угловой части

    Фото - , 07.2009.

    Фото - , 02.05.2013.

    Фото - Vita Lick, 11.2013.

    На фасаде.
    Фото - ,
    07.2015.

Церковь блг. великого князя Александра Невского при Правительствующем Сенате

Образованный в 1711 по указу Петра I Сенат - высший орган государственного управления - с 1732 размещался в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове, где имелась церковь прп. Харитона. В 1760 Сенат переехал в бывший дворец графа А. П. Бестужева-Рюмина на Английской набережной.
Для Сената дворец приспособил арх. А. Ф. Вист, а в 1795-1797 И. Е. Старов перестроил его внутри и снаружи в классицистическом стиле. Очевидно тогда же на нижнем этаже появилась новая церковь, при которой после переделки в 1809 был учрежден особый причт. В 1818 эта церковь была "возобновлена".
Когда в 1829 К. И. Росси приступил к созданию величественного ансамбля на Сенатской площади, Сенат и Синод временно вернулись в Двенадцать коллегий. Автором оформления сенатской церкви стал не сам Росси, а А. Е. Штауберт - его проект был утвержден в 1832. В соответствии с замыслом двусветный храм с плоским куполом занимал угол второго этажа, выходящий на Неву. Преобладающими цветами в интерьере были белый и золотой: белым стюком были отделаны стены и коринфские колонны, несущие хоры. Белым с позолотой был и низкий двухъярусный иконостас, вырезанный охтинским резчиком А. Тарасовым.
Иконы для иконостаса исполнили известные художники-академисты: А. Е. Егоров, А. И. Иванов, В. К. Сазонов, Д. И. Антонелли, И. Е. Яковлев, А. А. Васильев. В росписи стен и сводов принимали участие А. И. Соловьев и С. А. Безсонов; изображение на плащанице написал А. В. Нотбек. Утварь из золоченого серебра изготовили видные столичные ювелиры. В храме хранилась старинная икона свт. Николая, подаренная гр. П. И. Ягужинским, первым обер-прокурором Сената. В 1889 в память спасения Императора в Борках был поставлен большой образ работы Н. А. Кошелева.
Митрополит Серафим в присутствии Императора Николая I и всех сенаторов 24 марта 1834 освятил ампирную церковь. Она почти без изменений (позже был сделан только отдельный вход со двора и звонница) простояла до осени 1924, хотя сам Сенат большевики закрыли через три недели после Октябрьского переворота. Постановлением от 7 мая 1918 власти закрыли и церковь, однако в марте 1919 верующие добились ее открытия как приходской еще на полгода. После ликвидации храма иконостас в разобранном виде перевезли в Музей отжившего культа.
С 1874 более 40 лет настоятелем храма служил прот. Алексей Иоаннович Васильев, которого сменил прот. Николай Васильевич Миловидов.
В советское время в помещении церкви - хранилище Российского государственного исторического архива. После отъезда архива в отреставрированном здании в 2008 разместился Конституционный суд РФ. Помещение церкви воссоздано, поставлен новый иконостас, на крыше - крест. Служат - по случаю. (. 2010 г.и. С. 133)

В настоящее время храм воссоздан на историческом месте. Торжественное освящение 22 сентября 2008 г. совершил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. ([ 44 ])

В мае 2008 г. В здание Сената переехал Конституционный суд .

После переезда суда в "Чернышевском" предполагалось устроить малый, совещательный зал КС. Для большого зала для публичных слушаний зал заседаний планировалось построить во внутреннем дворе Сената. Конструкция должна опираться на колонны, зависнув в воздухе на довольно приличной высоте, с основным зданием ее соединят два "воздушных" перехода. Сооружение предполагалось двухэтажным: на первом - собственно зал заседаний (на 200 мест), комната совещаний и технические помещения, второй этаж - антресольная часть, или, проще говоря, галерка. Общая площадь "воздушного замка" - 1,2 тысячи квадратных метров. Венчать конструкцию должен стеклянный фонарь-купол. Предлагается воссоздать подземный ход, когда-то соединявший Сенат и Синод. Его следы обнаружены лишь недавно. Восстановление подземного коридора решает проблему сообщения между зданиями, разделенными Галерной улицей.

Кабинеты судей размещены в здании Сената: семь на первом этаже, шесть на втором (в том числе кабинет председателя) и шесть на третьем.

([*] - Путеводитель по Санкт-Петербургу. Наиболее интересные маршруты.(на англ.яз.) Сост. А.Марголис. - М. "Лантерна", "Вита", 1995.)

Последними крупными произведениями Карла Ивановича Росси стали здания высших правительственных учреждений Российской империи — Сената и Святейшего правительствующего синода, связанные в единое целое великолепной аркой, переброшенной над Галерной улицей. Расположены они на одной из трех центральных площадей Санкт-Петербурга — Сенатской, очерчивая ее границы с западной стороны. Своим северным фасадом Сенат, как Зимний дворец и Адмиралтейство, обращен в сторону Невы, широкие водные просторы которой неразрывно связаны с перспективами грандиозных площадей и мощными массивами возвышающихся на них зданий. Торжественность Сената особенно помогает раскрыть величие и неповторимое своеобразие архитектурных панорам города.

В начале XVIII столетия участок, ныне занятый зданием Сената, принадлежал светлейшему князю А. Меншикову — сподвижнику Петра I и первому губернатору Петербурга. Именно здесь располагался его фахверковый дом. После опалы князя имение на набережной Невы перешло в собственность вице-канцлера А. Остермана. А в 1744 году дом был пожалован Елизаветой Петровной А. Бестужеву-Рюмину, который перестроил его в пышных барочных формах по проекту А. Квасова. В 1763 году после восшествия на престол Екатерины II он перешел в казну и был изменен архитектором А. Вистом для Сената, переведенного с Васильевского острова на Адмиралтейскую сторону. В 1780-1790-х годах барочное здание Сената было перестроено, его фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма. Предположительно, проект был выполнен архитектором И. Старовым.

При проектировании отдельных зданий Росси одновременно решал и градостроительные задачи, поэтому часто современники высказывались о нем так: «Этому архитектору нужно строить не здания, а города»

После окончания в 1823 году перестройки Главного Адмиралтейства по проекту зодчего А. Захарова возникла необходимость реконструировать здание Сената, так как прежние сооружения уже не соответствовали новому облику Петровской (ныне Сенатской) площади. Решение этой задачи в 1827 году было поручено Инженерному департаменту, в котором вел проектирование его главный архитектор А. Штауберт. Однако он не сумел справиться с застройкой площади, что привело к отклонению его архитектурного замысла. Поэтому был организован конкурс, в котором приняли участие видные зодчие того времени: К. Росси, В. Стасов, С. Шустов, А. Михайлов II, П. Жако, В. Глинка. Лучшим был признан проект Росси, один из нескольких разработанных им вариантов. Карл Иванович с 1828 года занимался реконструкцией Петровской площади. Он предлагал возведение в том же стиле здания Синода через улицу от Здания Сената, более того, соединяя их триумфальной аркой. Но несмотря на все архитектурные достоинства проекта, его арочная композиция встретила возражение со стороны начальника Инженерного департамента князя Долгорукова, считавшего, что «и без приведения всей западной стороны Петровской площади под один фасад, она не потеряет величественного вида, лишь бы была одинаковая высота и в том же стиле... Когда же оба строения связать арками, тогда значительно умножатся издержки». Эту мысль старались внушить и Николаю I. Но проект Росси имел столь явные преимущества, даже экономические, что именно он и был утвержден 29 февраля 1829 года.

Закладка здания Сената состоялась 24 августа 1829 года. Возведение здания Синода на месте купленного в казну дома XVIII века купчихи Кусовниковой началось на год позже. Зодчий в своих разработках продуманно использовал стены старых построек. Руководить работами Росси отказался, ссылаясь на чрезмерную занятость и болезнь. Надзор за возведением, закончившимся в 1834 году, был поручен архитектору Штауберту, консультировавшемуся в случае необходимости у автора проекта.

И в этом произведении, как и в предыдущих, ясно виден градостроительный талант Росси, его мастерство в составлении композиции архитектурного ансамбля, умение вписать свои творения в пейзаж города. Сложное архитектурное окружение зодчий не только учел, но и умело использовал. Ансамбль Сената и Синода с высокой аркой в центре занимает всю западную границу Сенатской площади, начинаясь от Конногвардейского манежа и заканчиваясь уже на набережной Невы. Росси сыграл на сложном взаимодействии своего сооружения со строгим классическим Адмиралтейством (автор — А. Захаров) и с возводившимся в это же время архитектором О. Монферраном Исаакиевским собором, общий замысел и решение которого были уже иного характера.

Оба здания правительственных учреждений в плане представляют форму, близкую к квадрату, с обширным внутренним двором. Массивный рустованный цокольный этаж, мощные колоннады — все это созвучно Адмиралтейству и создает архитектурно-цельный облик площади. Композиционная связь особенно выразительно воспринимается с противоположного берега Невы и стрелки Васильевского острова. Широкие гранитные лестницы и покатые въезды к парадным дверям зданий своими выступами связывают их с площадью и со стоящим на ней памятником Петру I, который получил удачный фон для своей динамической композиции благодаря строгому ритму фасадов Сената и Синода. Росси закруглил угол здания Сената, обращенный к Неве, и этим создал плавный переход от застройки площади к панораме набережной, а также визуально скрыл разную длину двух зданий. За высокой аркой он открыл перспективу длинной, прямой, как стрела, Галерной улицы.

Значительная протяженность зданий Сената и Синода заставила Росси довести их высоту до 8,5 сажени (около 18 метров), поэтому здание Адмиралтейства оказалось ниже их на одну сажень (около 2,1 метра)

В зданиях Сената и Синода ясно проявилась склонность мастера к декоративной пышности. Росси широко использовал приемы, создающие игру светотени и подчеркивающие богатство форм: лоджии, сильно выступающие раскреповки карниза, глубокие ниши для статуй, сдвоенные маленькие колонны среднего этажа, поддерживающие балюстрады перед полукруглыми трехчастными арочными окнами. Подчеркнутую парадность и пластическую выразительность придает сооружению коринфский ордер. Единство достигается мастерски используемым Росси приемом ритмического повторения в различных вариациях однотипных элементов. На фасадах четырежды возобновляется мотив лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком, близкий зданиям Александрийского театра и Публичной библиотеки. Такая же колоннада по дуге огибает угловую часть здания, обращенную к набережной, и затем на невском фасаде повторяется в шестиколонном варианте. Тройные окна и портики со ступенчатыми аттиками перекликаются с отделкой соседнего дома А. Лаваль на Английской набережной, перестроенного в 1806-1809 годах архитектором Т. де Томоном. Здесь Росси вновь превратил старое здание как бы в продолжение своей постройки. Другой повторяющийся элемент структуры ансамбля Сената и Синода — выступающие пары колонн, которые фланкируют центральную арку. В композиции арки, напоминающей о Нарвских воротах архитектора Дж. Кваренги, варьируется в иных пропорциях тема, блестяще разработанная в здании Главного штаба. Несмотря на активную пластику ордера, арка Сената и Синода более статична. Ее скульптурное убранство, включая венчающую группу «Правосудие и благочестие», выполненную В. Демут-Малиновским, менее выразительно, чем в других образцах синтеза искусств в творчестве Росси.

Для интерьеров ансамбля зданий характерна некоторая несобранность и излишняя помпезность. Это связано с тем, что Росси не занимался прорисовкой деталей, а руководивший строительством Штауберт не обладал столь высоким архитектурным мастерством. Интерес представляет интерьер церковного помещения. Крестообразное в плане, оно украшено шестью колоннами композитного ордера, поддерживающего купол на парусах. Наиболее парадным выглядит двусветный зал заседаний Сената, перекрытый полуциркульным сводом, плафон которого был расписан художником Б. Медичи. Стены, пилястры и карнизы зала были отделаны искусственным мрамором. Размещенный в центре трон и мебель были обиты малиновым бархатом. Плафон парадной лестницы, ведущей в зал, расписывал Ф. Рихтер, другие помещения Сената — группа художников во главе с В. Ширяевым и А. Соловьевым.

Перед строителями здания Сената стояла задача: «...придать сооружению характер, соответствующий огромности площади, на которой оно находится»

Постройка зданий Сената и Синода завершила оформление центра города — ансамбля Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской площадей, одного из высших достижений русского и мирового градостроительства.

Архитектор и градостроитель Карл Иванович Росси мыслил масштабно, в своих работах старался решать не только художественные задачи, но и развивать инфраструктуру города. Он был великолепным декоратором, талант которого распространялся на украшение как интерьеров, так и фасадов возводимых им зданий. Это особенно заметно на последних его творениях — зданиях Главного штаба и ансамбля Сената и Синода, которые стали превосходным примером синтеза искусства и архитектуры. Такие профессиональные качества выделяли его из славной плеяды зодчих, сумевших не только создать национальную русскую архитектуру нового направления, но и возвысить ее до лучших образцов мировой архитектуры.

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Здания Сената и Синода

Здания Сената и Синода

Каждому, кто уже успел познакомиться с архитектурными шедеврами XIX века в Петербурге, эти два здания у Сенатской площади, соединенные аркой покажутся знакомыми. И это не случайно. Ведь многие шедевры архитектуры эпохи ампира были созданы в Петербурге Карлом Ивановичем Росси, в том числе здания Сената и Синода – последняя крупная работа мастера.

Оба учреждения, Сенат и Синод, появились в результате Петровских административных реформ. Сенат, образованный в 1711 году, к началу XIX века был высшим судебным органом, а Синод, основанный в 1722 году, заменил в управлении церковью институт патриаршества.

Первоначально и Сенат, и Синод размещались в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове.

Первым зданием на месте нынешних зданий Сената и Синода был второй дворец князя Александра Даниловича Меншикова («фахверковый дом»). Он упоминается уже с 1714 года. Предполагается, что участок мог быть занят Меншиковым самостоятельно либо был взят за долги у генерал-майора Григория Петровича Чернышёва, а мог быть построен после указа Петра I о начале застройки Нижней (Английской) набережной.

Рядом располагались кабак для рабочих и первая в Санкт-Петербурге школа лепки и художественной резьбы. Здесь преподавал архитектор Жан-Батист Леблон.

Сенатская площадь

После ссылки Меншикова «фахверковый дом» находился в ведении конторы конфискаций. В 1732 году стал принадлежать вице-канцлеру графу Андрею Ивановичу Остерману. Но и новый хозяин в 1741 году попал в немилость и по указу Елизаветы Петровны отправился в Сибирь. А вскоре участок подарен графу канцлеру Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину.

В 1744–1747 годах дом был перестроен в настоящий дворец в стиле барокко. Со стороны Старо-Исаакиевской (ныне Галерной) улицы здание украсила трёхъярусная башня с часами, привезёнными канцлером из-за границы. Но и Бестужеву-Рюмину пришлось оставить дворец не по своей воле: в 1758 году он был обвинён в заговоре и приговорён к смертной казни, заменённой на ссылку. После восшествия на престол Екатерины II канцлер был помилован. Но во дворец он не вернулся, так как туда из здания Двенадцати коллегий переехал Сенат. Правда, бывшему владельцу за дворец была заплачена денежная компенсация.

В 1780-х годах здание Сената было перестроено архитектором И.Е. Старовым в стиле классицизма. Но, несмотря на перестройки и обновления, старое здание быстро ветшало. В 1808 году его стены были укреплены «железными связями», а в большом зале установили подпоры-колонны. В это же время проводились работы по замене балок и стропил.

В 1810-х годах со стороны Галерной улицы по проекту Л.И. Шарлемана к зданию Сената был пристроен новый трёхэтажный корпус для типографии. А сразу за Галерной улицей находился дом купчихи Кусовниковой.

После победы над Францией статус России требовал нового архитектурного стиля, которым и стал ампир. Кроме того, Сенат хотел размещаться в соответствующем своему статусу помещении. К тому же увеличилось число его служащих. 10 августа 1827 года император Николай I посетил Сенат и принял решение перестроить это здание.

Тогда же было принято решение перевести сюда и Синод, освободив таким образом полностью здание Двенадцати коллегий для нужд петербургского университета.

Император повелел строить новый дом Сената по образу и подобию здания Главного штаба на Дворцовой площади.

13 сентября 1827 года был объявлен конкурс на перестройку зданий. В нём участвовали несколько известных архитекторов. Например, Поль Жако предлагал построить одно общее здание, напоминавшее галерею Лувра. Стасов планировал перестроить лишь здание Сената. Карл Росси же составил проект двух новых зданий. Несколько раз этот проект перерабатывался архитектором, в итоге возник проект двух корпусов, соединённых между собой аркой, что и задумывал Николай I.

Проект Росси был утверждён 18 февраля 1829 года. 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент положили памятную доску с надписью: «Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт». В 1830 году, когда дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну, было заложено здание Синода.

В июле 1831 года Николай I утвердил проект скульптурного убранства. Император дал указание изобразить фигуры не «в рост», а сидячими, убрать трофеи, книги законов в руках гениев сделать без надписей, фигуры одеть в античные тоги или придать большую аллегоричность.

К началу октября 1832 года возведение корпусов было завершено, приступили к внутренней отделке зданий. Здание Сената было завершено к ноябрю 1835 года. В 1834 году, после завершения внутренних работ, здесь уже работал Сенат. А ещё через год было завершено строительство здания Синода и Триумфальной арки. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода – 12 метров, ширина арки – 20 метров. Над аркой размещена скульптурная группа «Благочестие и Правосудие». Она символизирует веру в закон.

А сама Триумфальная арка над Галерной улицей стала символизировать единство церкви и государства. В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки Главного штаба.

Скульптурное оформление сооружения создали скульпторы В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, Н.А. Токарев, П.П. Соколов, П.В. Свинцов, Н.А. Устинов, И.И. Леппе. Устиновым создана статуя «Вера» (первая ниша слева), Соколовым – «Благочестие» (вторая ниша слева). С.С. Пименов выполнил статуи «Закон» и «Правосудие». Во время работы над ними он скончался. 30 июля 1833 года модели завершил его сын Н.С. Пименов.

Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнил Ф. Торричелли. Скульптуры Демут-Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры гениев с книгами законов) были отлиты из меди на заводе Ч. Берда и установлены в августе 1835 года.

Декорирующие арку барельефы и горельефы аллегорически раскрывают историю русского законодательства, прославляют государственную власть. Самый крупный барельеф – «Закон гражданский». На нём среди прочего изображены бюсты Петра I и Екатерины II.

Интересно, что у гранитных лестниц в зданиях планировалось разместить чугунных львов. Однако против появления таких скульптур высказался Синод.

После 1917 года здание Сената и дом Лавалей, куда в 1909 году переехала часть Сената, передали Главному архивному управлению.

В 2006 году архив переехал в новое здание на Заневском проспекте, что позволило отреставрировать здание Сената и Синода. В 2008 году в здании Сената разместился Конституционный Суд РФ. В 2009 году здание Синода заняла библиотека им. Б.Н. Ельцина.

Но горожане продолжают называть эти здания по-старинке – Сенат и Синод. Как и любят вспоминать, что «русский классицизм вошел в Санкт-Петербург через арку Новой Голландии и покинул его через арку Сената и Синода».

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

25 января 1721– Создание Священного Синода В Петровскую эпоху завершается первый патриарший период истории Русской Православной церкви. В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр, вопреки надеждам церковников, не разрешил созвать Священный собор для избрания нового главы

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

25.1. Здания без души «Раз за разом убирали новые жильцы все то, что прежде отличало здание: замечательный овальный читальный зал, бывший общедоступным центром и символическим сердцем библиотеки, «расчистили» и тем самым разрушили; от совершенно-функциональной и вместе с

Из книги Великий Наполеон автора Тененбаум Борис

Послание Священного Синода, связанное с «лжеучителем, Л.Н. Толстым» Божией милостьюСвятейший Всероссийский Синод верным чадам православныя кафолическия греко-российския Церкви о Господе радоватися.Молим вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения,

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

автора Антонов Виктор Васильевич

Из книги Петербург: вы это знали? Личности, события, архитектура автора Антонов Виктор Васильевич

Из книги Повседневная жизнь Стамбула в эпоху Сулеймана Великолепного автора Мантран Робер

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

8. «Много жен» Грозного и «много жен» Клавдия Очередная женитьба императора происходит лишь с одобрения Синода-Сената Нам говорят, что у «Грозного» было СЕМЬ ЖЕН. Либо пять или шесть. См., например, Карамзина, примечание 554 к тому 9, . Как мы уже говорили в книге «Новая

Из книги Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов автора Ольденбург Зоя

Канон Арльского синода, 1234 г. 6. Еретики, только делающие вид, что обратились, становятся еще более опасны. Отныне те, кого уличили в ереси и не наказали смертью, будут приговорены к пожизненному заключению, даже если их обращение искренне. Содержать их следует с доходов,

Из книги Русский мир [Сборник] автора Толстой Лев Николаевич

Ответ Л.Н. Толстого на Определение Синода Я не хотел сначала отвечать на постановление обо мне синода, но постановление это вызвало очень много писем, в которых неизвестные мне корреспонденты – одни бранят меня за то, что я отвергаю то, чего я не отвергаю, другие увещевают

Из книги Древняя Москва. XII-XV вв. автора Тихомиров Михаил Николаевич

ПЕРВЫЕ КАМЕННЫЕ ЗДАНИЯ В МОСКВЕ При Иване Калите в Москве появились каменные здания, на первых порах церкви. Первым московским каменным строением считается собор Успения Богоматери, заложенный 4 августа 1326 г. Летописи связывают построение собора с утверждением в Москве

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1721, 25 января Создание Святейшего Правительствующего синода В Петровскую эпоху завершается первый патриарший период истории Русской православной церкви. В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр вопреки надеждам церковников не разрешил созвать Священный собор для избрания

автора Цыпин Владислав

§ 2. Учреждение Святейшего Синода После неудачи с митрополитом Стефаном Петр I лучше разобрался в настроениях киевского ученого монашества. Подыскивая исполнителей задуманной реформы, он выбирал теперь из этой среды людей особого духа - противников латинского,

Из книги История русской церкви (Синодальный период) автора Цыпин Владислав

VIII. ОБЕР-ПРОКУРОРЫ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА 1. И. В. Болтин (1722-1725).2. А. Баскаков (1725-1726).3. Р. Раевский (1726) (прокурор).4. Н. С. Кречетников (1741) (назначен, но не вступил в должность).5. князь Я. П. Шаховский (1741-1753).6. А. И. Львов (1753-1758).7. князь А. С. Козловский (1758-1763).8. И. И. Мелиссино (1763-1768).9. П. П.

Из книги «Святая инквизиция» в России до 1917 года автора Булгаков Александр Григорьевич

Библиотека Св. Синода Бонн–Бруевин В. Д. Материалы к истории и изучению русского сектантства. СПб., 1908–1910.Бонч–Бруевич В. Д. Сборник «Звенья» в 9 томах. М. - Л., 1932–1936.Пругавин А. С Русские сектанты до закона 3 мая 1883 г. // «Русская мысль», 1883, №№

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сад у нового здания Лицея В XVIII веке Петербургская сторона фактически считалась дачным пригородом. Вдоль Каменноостровского проспекта вплоть до аристократических островов тянулись окруженные садами и огородами дачи богатых купцов и промышленников. Так на углу Большой

error: Content is protected !!