Основной и гибкий бюджеты. Жесткие и гибкие бюджеты Факторный анализ отклонений

Функции бюджета как средство контроля и оценки деятельности предприятия раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются с фактическими. Другими словами, по завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели. В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие.

Статические бюджеты

Исходные данные представлены в таблице 16. ОАО «Альфа» выпускает комплектующие изделия для автомобильного завода.

Таблица 16 – Отчет о деятельности ОАО «Альфа» на основании статического бюджета на 20__ год (руб.)

Статический бюджет – бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Другими словами, в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации (в вышеприведенном примере все доходы и расходы рассчитаны на 9000 изделий). Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от фактически достигнутого объема реализации. Этот уровень анализа отклонения от плана считается нулевым. С него обычно начинаются отчеты о деятельности западных компаний.

Нулевой уровень анализа

В результате сравнения фактических и плановых показателей выявляются отклонения от статического бюджета (таблица 16). Результатом выполненных выше расчетов могут стать следующие выводы: на отклонение от статического бюджета, в основном, повлияло резкое снижение объема реализации; вместе с объемом реализации снизились и издержки. Соответствовало ли уменьшение затрат сокращению объема производства? Конечно, нет. Ведь в итоге, несмотря на снижение переменных затрат, маржинальный доход также сокращается, следовательно, темпы уменьшения затрат отставали от темпов снижения объемов реализации.

Возможности более детализированного анализа деятельности предприятия статический бюджет не предоставляет. Для этих целей используется гибкий бюджет.

Гибкие бюджеты

Таблица 17 – Отчет о деятельности ОАО «Альфа» на основании гибкого бюджета на 20…год

Гибкий бюджет – это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации в гибком бюджете определена соответствующая сумма плановых затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменения плановых затрат в зависимости от изменения уровня продаж, он представляет собой динамическую базу для сравнения фактически достигнутых результатов с запланированными показателями.

Первый уровень анализа

Задача анализа первого уровня – выявить, за счет чего произошли отклонения фактического значения прибыли от запланированного в бюджете. Возможны две причины: изменение объема реализации и изменение общей суммы затрат (отклонения от гибкого бюджета).

Для выявления отклонений в объеме реализации сравниваются показатели двух бюджетов – статического и гибкого (расчет гибкого бюджета приведен в таблице 17). Гибкий бюджет включает плановые доходы и расходы, скорректированные с учетом фактического объема реализации. Статический бюджет, напротив, включает доходы и расходы, исчисляемые исходя из запланированного объема реализации (9000 шт.). В обоих бюджетах используется одинаковый размер плановых затрат на единицу реализованной продукции. Таким образом, различия между этими бюджетами вызваны исключительно различиями в объеме реализации. Этот показатель характеризует, прежде всего, качество работы руководителя отдела сбыта по достижению запланированного уровня реализации.

Сравнение фактических показателей с гибким и генеральным (статическим) бюджетами приведено в таблице 18.

Таблица 18 – Сравнение фактических показателей с гибким и генеральным бюджетами

Показатели Факт – 7000 шт. Гибкий бюджет на 7000 шт. Отклонение фактических затрат от гибкого бюджета Генеральный (статический бюджет) на 9000 шт. Отклонение гибкого бюджета от генерального (статического)
Реализация, шт. 2000 (Н)
Выручка от реализации продукции 62000 (Н)
Переменные затраты – всего 8470 (Н) 43600 (Б)
Маржинальный доход 8470 (Н) 18400 (Н)
Постоянные затраты
Финансовый результат основной деятельности -14070 -5600 8470 (Н) +12800 -18400 (Н)

При сравнении фактических показателей с прогнозируемыми в управленческом учете используются понятия эффективности и производительности. Эффективность – степень достижения поставленной цели. Производительность – степень использования ресурсов для достижения поставленной цели. Для расчета этого показателя необходимо сопоставить фактические результаты с применяемыми стандартами (нормами), в частности: со стандартом затрат материалов на единицу продукции (в натуральном выражении), со стандартом расхода материалов (в руб.), со стандартом затрат рабочего времени на изготовление единицы продукции (часы), со стандартом затрат труда в денежном выражении (руб./час.). Рассматривая отклонения фактических данных от статического бюджета, с точки зрения эффективности и производительности, можно сказать, что отклонение от объема реализации – это показатель эффективности организации. При сравнении планового объема реализации (9000 шт.) с фактическим (7000 шт.) можно сделать вывод, что анализируемое предприятие работает неэффективно и неблагоприятное отклонение прибыли по этой причине составляет 26870 руб. (таблица 16).

Оценить производительность можно путем сравнения отклонений в затратах. В данном случае общая сумма фактических затрат превысила сумму затрат, планируемых на данный объем реализации, в сравнении с гибким бюджетом. Это значит, что деятельность ОАО «Альфа» оказалась не только неэффективной, но и не производительной. Далее следует анализ отклонений по цене (второй уровень) и по производительности (третий уровень).

Второй уровень анализа

Анализируются отклонения от гибкого бюджета по цене ресурсов, запланированных и фактически затраченных. Данное отклонение рассчитывается по формуле:

Третий уровень анализа

Предполагает анализ и оценку степени эффективности ресурсов и рассчитывается следующим образом:

(20)

"Консультант", 2012, N 1

Если ваша компания динамично развивается и вы расширяете линейку товаров, производство и закрепляетесь в рыночной нише, то фиксированным бюджетом вам не обойтись. Как добиться наибольшего эффекта от гибкого бюджета и вывести компанию на новый уровень прибыльности?

В настоящее время большинство предприятий осознают необходимость бюджетирования. Многие уже и внедрили его у себя в том или ином виде.

Основные цели, которые преследуют при этом компании, следующие:

  • получение прогноза финансово-хозяйственного состояния предприятия;
  • определение плановых показателей, обеспечивающих сбалансированный рост бизнеса с учетом имеющихся и планируемых ресурсов и будущей прибыли;
  • согласование и утверждение плановых финансово-экономических показателей предприятия;
  • определение ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности;
  • проведение анализа будущего положения предприятия;
  • повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления;
  • мотивирование участников бюджетного процесса на достижение конечного результата;
  • создание системы контроля результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • обеспечение и укрепление финансовой дисциплины.

Корректные сравнения

Многие из указанных целей требуют для достижения грамотно составленного бюджета. Кроме того, необходимо сопоставление его плановых значений с фактически достигнутыми результатами - анализ отклонений (план-факт анализ).

Без профессионально выполненного анализа отклонений, установления причин их возникновения, разработки и реализации мероприятий по их устранению большая часть преимуществ бюджетирования останется невостребованной.

Функция анализа отклонений - одна из наиболее значимых в эффективно функционирующей системе бюджетирования на предприятии.

Механизм анализа, встроенный в систему бюджетирования, должен позволять проводить корректные сравнения плана с фактом и выявлять причины этих отклонений.

Анализ отклонений не является самоцелью. Результаты анализа должны быть такими, чтобы их можно было использовать в практических целях.

Выявленные отклонения между планом и фактом служат в первую очередь базой для оценки деятельности центров ответственности по итогам бюджетного периода и принятия управленческих решений.

Формальный анализ

Как показывает практика, в большинстве случаев внедрение системы бюджетирования не дает ожидаемого эффекта. Причин тому много. Среди них некачественный, формальный анализ отклонений. Рассмотрим простой пример (табл. 1).

Таблица 1. Исходные данные

Данные по заложенным в бюджете показателям, фактически достигнутым значениям и отклонениям показаны в табл. 2.

Таблица 2. Анализ отклонений

Приведенный в табл. 2 (формально выполненный) анализ отклонений показывает, что желательным отклонением (положительным фактом) является сокращение переменных затрат.

Все остальные отклонения нежелательны. Но такой анализ не учитывает влияние количества проданной продукции на статьи доходов и затрат.

Для корректного сравнения плановые и фактические показатели должны относиться к одному объему реализации. Таким образом, прежде чем проводить анализ отклонений, следует скорректировать бюджетные данные, пересчитав их для фактического объема реализации (выручки от реализации).

Прямое сравнение бюджетных и фактических данных некорректно. Ведь они относятся к разному количеству реализованной продукции.

Адекватная гибкость

Именно гибкий бюджет обеспечивает возможность расчета размера (величины) статей затрат для разных объемов реализации и определения отклонений фактически достигнутых результатов от запланированных. Это устраняет влияние фактора объема реализации на результаты анализа.

Вариант гибкого бюджета для приведенного выше примера при количестве единиц реализованной продукции, равном фактическому объему, представлен в табл. 3.

Таблица 3. Гибкий бюджет

В данном примере гибкого бюджета объем выручки и величина переменных затрат приведены для количества единиц реализованной продукции, равного фактическому. При этом цена единицы продукции и величина переменных затрат на единицу продукции те же, что и для фиксированного бюджета (см. табл. 1).

Как видно из табл. 4, выводы, которые следуют из результатов анализа отклонений с использованием гибкого бюджета, будут отличаться от выводов по результатам анализа, приведенного в табл. 2.

Таблица 4. Анализ отклонений с использованием гибкого бюджета

В данном случае оказывается, что положительный момент - это рост выручки, а не сокращение переменных затрат (как в табл. 2).

Переменные затраты при учете фактора объема реализации не сократились, а возросли, что является отрицательным фактом.

Более того, отсутствие изменений в валовой марже означает, что рост выручки был полностью компенсирован ростом переменных затрат.

Отдельного анализа требует выяснение причин отсутствия отклонений показателя валовой маржи.

Одной из причин может быть повышение цен на продукцию в целях компенсации роста затрат на сырье и материалы.

Сопоставление бюджетов

Особый интерес вызывает рост постоянных затрат. Фактически именно он и определяет падение прибыли за анализируемый период. Можно провести более глубокий анализ и оценить влияние фактора объема продаж (запланированного в фиксированном бюджете и фактического) на финансовые результаты предприятия. Для этого надо сопоставить гибкий и фиксированный бюджеты (табл. 5).

Таблица 5. Анализ влияния объема продаж на финансовые результаты предприятия

Из нее следует, что уменьшение количества реализованной продукции по факту в сравнении с тем, что было запланировано в фиксированном бюджете, привело к уменьшению прибыли предприятия на 120 000 руб.

При сопоставлении отклонений прибыли в таблицах 2, 3 и 5 видно следующее. Отклонение фактической прибыли от прибыли в фиксированном бюджете (134 000 руб.) равно сумме отклонений прибыли фактического и гибкого бюджета (120 000 руб.) и гибкого бюджета и факта (14 000 руб.).

Факторный анализ отклонений

Интересно провести сравнение результатов анализа с применением гибкого бюджета и факторного анализа.

Факторный анализ отклонений, для которого взяты данные из табл. 2, представлен в табл. 6. Прибыль рассчитывается по следующей модели:

Прибыль = Количество реализованной продукции x (Цена единицы продукции - (минус) Переменные затраты на единицу продукции) - Постоянные затраты.

Таблица 6. Факторный анализ отклонений факта от фиксированного бюджета

Факторный анализ выполнен обычным методом цепных подстановок, порядок факторов такой же, как и в приведенной выше модели.

Анализ данных табл. 6 показывает, что наибольшее влияние на уменьшение фактической прибыли оказало уменьшение количества реализованной продукции.

Увеличение цены на продукцию противодействовало сокращению прибыли, но было полностью компенсировано ростом переменных затрат на единицу продукции.

Наименьший вклад в уменьшение прибыли предприятия внес рост постоянных затрат.

План-факт анализ и гибкий бюджет

Получается, что факторный анализ с фиксированным бюджетом отвечает на те же вопросы, что и анализ с гибким бюджетом. Правда, он требует создания математической модели, учитывающей все факторы (в приведенном выше примере это было легко).

Примечательно полное совпадение результатов факторного анализа с результатами, представленными в таблицах 4 и 5. Разница лишь в том, что в табл. 4 вместо цены единицы продукции обозначена выручка, но оба эти фактора находятся в прямой зависимости друг от друга.

План-факт анализ с использованием гибкого бюджета дает больше полезной информации, чем использование фиксированного бюджета.

Но он, в свою очередь, лишь упрощенная версия факторного анализа.

Грамотно выполненный факторный анализ способен дать намного больше полезной информации, чем анализ с использованием гибкого бюджета.

Особенно в случае зависимости результата от большого количества факторов. Но факторный анализ более сложен в реализации и требует специалистов более высокой квалификации.

Плюсы и минусы

Преимущества гибкого бюджета являются и наиболее существенным его минусом с точки зрения практической реализации.

Вот основные вопросы, которые мы должны задать, при составлении гибкого бюджета.

Представляя гибкий бюджет на обсуждение и утверждение руководству, какие цифры в нем приводить?

Ведь гибкий бюджет формируется для широкого диапазона значений объема реализации. Если бюджет формируется снизу вверх, то какие данные будут поступать от подразделений? Ведь они должны охватывать диапазон значений.

Тем не менее преимущества гибкого бюджета перед фиксированным очевидны. Фактически фиксированный бюджет есть гибкий бюджет, рассчитанный для одного варианта объемов реализации.

Большая сложность реализации гибкого бюджета окупается более высоким качеством план-факт анализа с его применением. При этом такой анализ проще и понятнее факторного анализа.

Ведущий консультант

группы компаний "Нексиа Пачоли"

Цели компании должны быть выражены в конкретных показателях для всех уровней организации, ответственность за выполнение этих задач должна быть возложена на конкретных менеджеров. Этот процесс известен как программно-целевое управление. Неотъемлемым элементом программноцелевого управления являются гибкие бюджеты. Гибкие бюджеты используются как инструмент помощи и контроля затрат, связанных с ведением деятельности и осуществлением задач организации .

Гибкие бюджеты составляются исходя из предположения о наличии связи между выручкой (объемом продаж) и конкретными статьями затрат. Таким образом, целью составления гибких бюджетов является соблюдение соответствия между доходами и расходами организации, исходя из реальных обстоятельств, т.е. недопущение увеличения расходов при невыполнении плана по выручке (объему продаж). При этом необходимо отметить, что базой для формирования гибких бюджетов является наличие прогнозных (статичных) бюджетов. Кроме того, для функционирования системы гибких бюджетов необходимо соблюдение двух условий:

1. Наличие формализованной организационной структуры, т.е. субъекта управления.

2. Наличие инструментов (механизмов) управления - регламентов процедур контроля и методических подходов к формированию гибких бюджетов.

Для бизнеса со сложной организационной структурой необходимо учитывать и тот факт, что в связи с тем, что документы, подтверждающие расходы, рождаются в границах юридических лиц, регламенты процедур контроля должны формироваться для каждого конкретного юридического лица.

Процедуру формированию гибких бюджетов можно представить в виде следующих этапов:

1-й этап. Определение ключевых показателей, по которым будут осуществляться процедуры контроля. Это объясняется тем, что на сегодняшний день на предприятиях практически невозможно осуществлять контроль по всем показателям, что, в свою очередь, вызвано отсутствием качественной информационной технологии, а именно, неподготовленностью программных продуктов и отсутствием культуры контроля среди менеджеров и т.д. При этом необходимо определить, в соответствии с каким критерием будет осуществляться выбор ключевых показателей. В качестве таких критериев можно выделить:

1. Удельный вес статьи расходов в общей сумме расходов. Используя данный критерий необходимо определить уровень существенности (можно предложить осуществлять выбор по наиболее весомым расходам, составляющим в сумме 80% всех расходов организации).

2. Экспертное мнение ведущих менеджеров о наиболее существенных статьях расходов. Однако необходимо учитывать, что некоторые расходы, в понимании ведущих менеджеров, могут быть существенными, наряду с этим их величина может быть незначительной. На практике имеет смысл сочетание обоих критериев .

2-й этап. Следующим шагом в формировании гибких бюджетов является разделение ключевых расходов на две группы (по признаку - отношения к объему реализации): переменные и постоянные. При проведения классификации расходов предварительно необходимо осуществить выбор базы для определения поведения расходов. При выборе базы необходимо исходить из организационной структуры бизнеса и схемы товародвижения для каждого юридического лица.

Необходимо отметить, что при наличии в структуре бизнеса организаций, не вступающих в контакт с внешней средой (в части товарных операций), может возникнуть проблема, которая не позволит провести точную классификацию расходов данных юридических лиц, т.к. их выручка (объемы реализации) не отражает реального товародвижения. Решением данной проблемы может быть использование в качестве базы распределения выручки от реализации (объемов реализации) тех юридических лиц, которые находятся на границах с внешней средой (с учетом схем движения товаров).

При классификации расходов на две группы можно использовать два подхода:

1) исходя из экономической сущности показателей;

2) используя методы математической статистики (трендовый анализ).

И у первого, и у второго подхода есть свои плюсы и минусы. Основными недостатками первого подхода можно назвать:

Алгоритмы расчета плановых значений могут существенным образом искажать поведение затрат;

Фактор «сезона» может оказывать существенное влияние на поведение затрат.

Существенным недостатком второго подхода является наличие определенной доли условности расчетов. С целью снижения рисков, связанных с некорректностью в определении поведения расходов, необходимо сочетание обоих подходов при условии сохранения приоритета экономической сущности расходов над формой. При этом необходимо помнить о том, что существует третья группа расходов -- смешанные. В рамках второго этапа построения гибких бюджетов необходимо выделение в смешанных расходах переменной и постоянной составляющих. Это возможно с использованием методов математического анализа (минимаксный метод, метод регрессии).

3-й этап. Установление и согласование нормативных значений переменных расходов на единицу натуральной реализованной продукции. В рамках гибких бюджетов считается, что постоянные расходы являются затратами периода и поэтому не корректируются при изменении объемов, а переменные расходы, являясь элементом калькулирования, подвергаются корректировке при изменении объемов. По результатам второго этапа построения гибких бюджетов можно сформировать систему нормативных значений переменных расходов, по которым в последующем будет осуществляться корректировка.

4-й этап. Формирование системы гибких бюджетов. С использованием программного продукта Excel или другого, специально созданного программного продукта формируется система гибких бюджетов и осуществляется динамическое планирование.

Аналитический подход, положенный в основу рассматриваемой методики, в определенном смысле универсален и может быть использован для объекта управления, определенного в любых заданных границах: для отдельного бизнес-процесса, конкретного предприятия или группы связанных организаций. Однако в зависимости от того, для какого уровня управления создается модель, экономическое содержание элементов модели и, соответственно, интерпретация показателей, рассчитываемых с ее использованием, существенно различаются.

Общую формулу гибкого бюджета, определяющую общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности, можно представить в следующем виде :

З пер * О прод + З пост, (1.1)

З пер -- переменные затраты на единицу продукции;

О прод -- объем продаж;

З пост -- бюджетные постоянные затраты.

Переменными затратами предприятия являются затраты, сумма которых находится в линейной зависимости от размера выручки в пределах диапазона возможных значений. Постоянными затратами являются затраты, которые не зависят от объема выручки в пределах диапазона возможных значений. Ответственные службы предприятия определяют какие из затрат относятся к постоянным или переменным. В российском бухгалтерском учете нет подобной классификации затрат. Поэтому имеет смысл воспользоваться для начала делением затрат на прямые и косвенные, поскольку прямые затраты в абсолютном большинстве случаев являются по своей сути переменными, а косвенные -- постоянными.

Величина статьи переменных затрат в гибком бюджете вычисляется как:

СТ гб = СТ сб + К зв х (ВР ф - ВР п), (1.2)

СТ гб -- величина статьи переменных затрат в гибком бюджете;

СТ сб -- величина статьи переменных затрат в статичном бюджете;

К зв -- коэффициент зависимости затрат от выручки;

ВР ф -- фактический объем выручки;

ВР п -- плановый объем выручки.

Коэффициент зависимости затрат от выручки может определяться методом статистического анализа (практически это самый простой метод), за основу которого целесообразно принять метод наименьших квадратов. Расчет Кзв осуществляется по следующей формуле :

n -- количество месяцев, за которые рассматриваются статистические данные. Целесообразнее, когда их количество превышает 6;

ВР -- величина выручки за рассматриваемые периоды;

ЗТ -- величина рассчитываемых переменных затрат за рассматриваемые периоды.

Такова общая методика составления гибкого бюджета, используемая на ряде предприятий.

Следующий этап -- анализ отклонений между статьями статичного и гибкого бюджетов. Если фактическая величина переменных затрат по статье отклонилась от статичного бюджета, но не превышает планового показателя по гибкому бюджету, данное отклонение можно считать нормальным.

Превышение затрат от плановых показателей по гибкому бюджету на заранее определенную сумму (по статье затрат либо по ЦФО в целом) рассматривается детально с целью определения факторов возникновения данного отклонения. Вообще, благоприятным считается отклонение, оказывающее положительное воздействие на операционную прибыль, то есть увеличивающее ее, и наоборот.

Стоит отметить, что инструмент гибкого бюджетирования целесообразно применять также и в рамках вариационного анализа, до окончательного утверждения бюджета.

В заключение составим последовательность действий процесса формирования гибкого бюджета:

1. Формирование статичного бюджета (бюджета доходов и расходов предприятия).

2. Определение формата гибкого бюджета, включающего статичный бюджет.

3. Распределение и утверждение затрат предприятия на постоянные и переменные.

4. Расчет коэффициента зависимости статей переменных затрат от выручки.

5. Заполнение гибкого бюджета и анализ отклонений.

В целом проведенный анализ показал, что одной из наиболее значительных функций эффективно реализуемой системы бюджетирования на предприятии является прежде всего функция анализа отклонений фактических показателей от плановых, в процессе которого выявляются величины отклонений и причины их возникновения. Выявленные отклонения между бюджетными показателями и фактическими служат в первую очередь базой для оценки деятельности каждого центра ответственности по итогам бюджетного периода и принятия регулирующих решений.

Поскольку бюджетные данные включают затраты, рассчитанные для прогнозируемого объема реализации, а фактически произведенные затраты относятся к фактическому объему, то их сравнение некорректно. Особенно актуально это для крупных производственных компаний, большая часть затрат которых является именно переменными (условно-переменными).

Для корректного сравнения плановые и фактические показатели должны относиться к одному объему реализации, поэтому, прежде чем принимать решения о распределении ответственности между выделенными центрами ответственности за отклонения, следует скорректировать бюджетные данные, пересчитав их для фактического объема реализации (выручки от реализации).

Этой цели служит так называемый гибкий бюджет, который обеспечивает возможность расчета размера статей затрат для разных уровней выручки в диапазоне возможных значений (под диапазоном возможных значений подразумевается совокупность уровней выручки, с которыми организация предполагает работать в данном временном периоде) и определения отклонений бюджетных данных от фактических, вызванных изменением объема выручки по сравнению с первоначально прогнозируемым.

Основой для гибкого бюджета является основной бюджет предприятия (бюджет доходов и расходов), который является статичным бюджетом. Гибкое бюджетирование делает различие между постоянными и переменными затратами, позволяя тем самым пересчитывать ожидаемые переменные (условно-переменные) затраты в соответствии с фактическим уровнем выручки. Статичный бюджет не предполагает такой корректировки.

Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика Красова Ольга Сергеевна

2.2. Гибкие бюджеты в системе затрат

В условиях развития рынка любому типу бизнес – предприятия присуще составление статического (главного) бюджета. Несмотря на последующее фактическое изменение технологий, объема продаж, затрат главный бюджет не корректируется в течение планового периода. По этой причине возникает необходимость в составлении гибкого бюджета.

Гибкие бюджеты - комплект бюджетов, который охватывает изменяющийся диапазон объема продаж. С помощью гибкого бюджета руководитель пытается обозначить взаимосвязь между главным бюджетом и фактическими результатами.

Большинство фирм при составлении главного и гибкого бюджетов используют систему нормативных затрат, называемую «стандарт-кост».

В американской литературе даются разные определения системы стандарт-кост , однако во всех случаях данная система трактуется как инструмент контроля, направленный на регулирование затратами.

К положительным моментам данной системы можно отнести: обеспечение информацией об ожидаемых затратах на производство и реализацию продукции, установление цены на основе заранее исчисленной себестоимости продукции, составление отчета с выделением отклонений от нормативов и причинах их возникновения. Используются несколько вариантов этой системы. При одном варианте затраты оцениваются и списываются по стандартной стоимости. Во втором варианте затраты оцениваются по фактической стоимости, а готовая продукция списывается по стандартной стоимости с учетом отклонений от фактических затрат в ту или иную сторону.

Эта система предполагает ведение отдельных счетов для учета отклонений. В отличие от отечественной практики бюджетирования «стандарт-кост» построена с учетом поведения затрат.

Основные отличительные черты системы стандарт-кост от нормативного учета представлены в таблице:

Таблица 2.13

Нормативными затратами называют затраты, величина которых устанавливается заранее и которые служат в качестве необходимых ориентиров, а также показателями того, в какой степени удалось приблизиться к достижению намеченных целей. В системе «стандарт-кост» нормативные затраты включают три основных элемента производственных затрат– затраты на материалы, затраты на рабочую силу и общепроизводственные расходы (накладные расходы).

При нормировании затрат исходят из принципа ответственности руководителей центров за результаты расходования средств. При этом система калькуляции себестоимости по нормативным издержкам применяется при условии, если технологический процесс состоит из ряда общих или повторяющихся операций. Если процесс состоит из разнородных операций, то его нормирование затруднительно, а нормативная база постоянно меняется. Между тем и при выпуске разнородной продукции большого ассортимента могут встречаться серии общих операций.

В гибком бюджете может предусматриваться несколько вариантов объема реализации. В него включаются доходы и расходы, скорректированные на фактический объем продаж. Если в главном бюджете показатели планируются, то в гибком они рассчитываются.

Пример гибкого бюджета представлен в таблице:

Таблица 2.14

Алгоритм построения системы бюджетирования на основе «стандарт-кост» состоит в следующем:

1) составление главного бюджета;

2) расчет гибкого бюджета для объема продаж;

3) нормативная калькуляция на основе норм и нормативов;

4) анализ отклонений в объеме продаж гибкого бюджета от главного бюджета.

Вообще под отклонениями от норм понимают абсолютные отступления от действующих текущих норм расхода сырья, материалов, ресурсов. Основная модель анализа отклонений в системе «стандарт-кост», с учетом поведения затрат, относится только к переменным затратам производства (затраты, которые прямо пропорционально зависят от объемов деятельности предприятия):

1) отклонения в цене (цена на материалы, ставка на оплату труда, ставка установленных общепроизводственных расходов) – разность фактической и бюджетной цены на единицу затрат, умноженная на фактические понесенные затраты;

2) отклонения в количестве (количество материалов, эффективность использования труда, эффективность использования общепроизводственных расходов) – разность фактически израсходованного и нормативного количества, умноженная на нормативную цену.

Необходимо заметить, что отклонение от нормативных затрат является неблагоприятным (Н), если фактическая цена или фактическое количество превышают нормативную цену или нормативное количество, и благоприятным (Б) если цена или количество по факту ниже чем по норме.

Таким образом, пример нашего гибкого бюджета можно представить в следующем виде:

Таблица 2.15

Отклонение по материалам проявляется в момент закупки. Оно определяется фактическим количеством приобретенных материалов. Расхождения с нормативной ценой может объясняться: неточно рассчитанной нормативной ценой; инфляционным ростом стоимости; недостаточным предложением на рынке сырья и материалов, что в свою очередь ведет к увеличению цен; неэффективность действий отдела сбыта. Отклонения по использованию материалов могут быть причиной недостаточной квалификацией рабочих, плохой наладкой оборудования, расточительным использованием в производстве.

Рассмотрим на нашем примере:

Предприятию для выпуска и последующей реализации продукции необходимо выпустить 8000 единиц товара. Для его производства требуется 10000 м 3 материала, в бюджете стоимость 1 м 3 составляет 21 руб, следовательно затраты на материалы по бюджету должны составить 210 тыс. руб. Предприятие затрачивает 234 тыс. руб. на приобретение 11818 м 3 материала. Необходимо определить отклонения по материалам в цене и количестве.

Обобщив данные, отклонение в затратах на материалы составят:

– отклонения в цене (19,8 руб.-21 руб.)*11818 м 3 =14,18 тыс. руб.

– по количеству (11818 м 3 -10000 м 3)*21 руб.=38,18 тыс. руб.

38,18 тыс. руб. – 14,18 тыс. руб.=24 тыс. руб. Н

Отклонения по трудозатратам в процессе анализа различают по степени их значимости. Отклонения по ставке заработной платы определяют путем сравнения нормативной стоимости часа и фактической часовой ставки, умножив на фактическое число отработанных часов. Отклонения по производительности– сравнением нормативного времени, необходимого для выпуска фактического объема продукции и фактически затраченного времени на этот же объем продукции, умножив на нормативную почасовую ставку заработной платы.

Иногда для анализа используют коэффициент выработки при производстве конкретного продукта. Он представляет собой отношение фактически произведенного объема продукции к нормативному за определенный промежуток времени.

Рассмотрим процесс отклонения затрат на труд:

На производство полного объема продукции необходимо затратить 3000часов. Часовая ставка нормирована как 0,13 тыс. руб./ч. Вся продукция была изготовлена за 2865часов, при этом часовая ставка составила 0,135 тыс. руб. Определим отклонения затрат на труд по цене и эффективности:

Отклонение в цене составит: (0,135 тыс. руб./ч.-0,13 тыс. руб./ч)* 2865 ч.=14,33 тыс. руб. Н

Отклонение в эффективности: (2865 ч.-3000 ч.)*0,13 тыс. руб./ч.= -17,55 тыс. руб. Б

Благоприятное отклонение в затратах на труд в итоге составило 3,3 тыс. руб.

К анализу отклонений от норм производственных затрат относят анализ отклонений по накладным расходам . К накладным расходам относятся расходы по обслуживанию и управлению производством, управлению предприятием и пр. В их состав включают довольно широкий перечень затрат, руководствуясь степенью сложности учета и отношению к продуктам.

Отклонения по накладным расходам анализируют с разбивкой на постоянные и переменные расходы. Отклонения по постоянным накладным расходам рассчитывают как разницу между нормативными и фактическими постоянными расходами, при этом в анализе выделяются отклонения от сметы и отклонения расходов по объему производства.

Отклонения по объему производства рассчитывают как произведение разности между фактическим объемом производства и сметным выпуском продукции в рассматриваемый период и нормативной ставки распределения постоянных накладных расходов.

Отклонения по переменным накладным расходам определяются как разница между нормативной величиной переменных накладных расходов и фактическими переменными накладными расходами. Общая сумма отклонений анализируется по: отклонениям от сметы, отклонениям по фактическому объему работ и отклонением по эффективности.

Рассмотрим процесс определения отклонения в общепроизводственных расходах на примере:

Нормативная ставка распределения постоянных расходов– это отношение бюджетных постоянных расходов к бюджетным нормативным часам прямого труда: 120 000/3000= 40 руб. Аналогично рассчитывается нормативная ставка по переменным расходам: 100 000/3000=33 руб.

Отклонение по общепроизводственным постоянным расходам определяется как разница между фактическими расходами и их бюджетной величиной, скорректированной на фактический выпуск. Далее вычисляют значение постоянных расходов, которое должно было соответствовать фактически достигнутому объему производства: 2865*40=114600 руб.

Следовательно отклонение фактических постоянных расходов составит: 138000-114600=23400 руб.

Это отклонение формируется под воздействием двух факторов:

1) за счет отклонений в объеме производства ((нормативные часы на прямой труд по бюджету-фактически затраченное время на выпуск продукции)*нормативную ставку распределения постоянных расходов)= (3000–2865)*40=5400 руб.;

2) за счет отклонений фактических постоянных расходов от бюджетных = 138000-120000=18000 руб.

Аналогично выполняются расчеты по переменным общепроизводственным расходам: 110 000-(2865*33)=15455 руб.

1) (3000–2865)*33= 4455 руб.

2) 110 000–100 000=10 000 руб.

Кроме вышерассмотренного метода расчета ставки общепроизводственных расходов, применяют еще два метода, которые отличаются более высокой сложностью.

Первый метод подразумевает расчет ставки расходов по подразделениям. При этом сам расчет проходит в два этапа: расходы сначала соотносятся с затратами подразделений, а потом учитывается характер работ каждого подразделения. В результате появляется много разных бюджетных ставок по мере движения продукта в производстве.

Другой метод основан на так называемом методе АВС. Этот метод применим там, где в качестве стоимостного двигателя общепроизводственных расходов используется конкретная деятельность.

Согласно методу АВС предприятие рассматривается как набор рабочих операций, определяющих его специфику. Начальной стадией применения данного метода является определение перечня и последовательности работ на предприятии путем разложения сложных рабочих операций на простейшие составляющие параллельно с расчетом потребления ресурсов.

В соответствии с методом АВС работы по выпуску продукции, в зависимости от способа в ней участия, делятся на: штучная работа, пакетная работа, продуктовая работа. Такое разделение основывается на изучении зависимости между затратами и различными производственными процессами: выпуск единицы продукции, выпуск заказа и производство самого продукта. При этом не учитывается важная категория затрат, которая не зависит от процесса производства, это затраты обеспечивающие функционирование в целом. Для учета таких издержек подразумевается другой тип работ – общехозяйственный.

Первые три категории затрат могут быть отнесены на конкретный продукт. Затраты по общехозяйственным работам нельзя присвоить конкретному продукту, поэтому они распределяются с помощью определенных алгоритмов.

Все ресурсы, затраченные на рабочую операцию составляют ее стоимость. В конце первого этапа анализа все работы предприятия должны быть точно соотнесены с необходимыми для их выполнения ресурсами.

Однако простоты расчета стоимости тех или иных работ недостаточно для расчета себестоимости конечной продукции. Согласно данному методу рабочая операция должна иметь индекс выходного результата.

Второй этап метода АВС заключается в расчете индексов и показателей потребления для каждого ресурса. Показатель потребления умножается на себестоимость единицы выхода работы, в результате получается сумма трудовых затрат на изготовление конкретного продукта (себестоимость продукции). Определение себестоимости продукции составляет заключительный этап метода АВС.

Общую схему процедуры определения анализа отклонений можно представить таким образом:

Одной из важнейших проблем в анализе отклонений является внимание руководителя к этим отклонениям. Иногда малое отклонение служит предпосылкой для его последующего роста. В большинстве фирм контроль за этим осуществляют различные подразделения. Так например, ответственность за отклонение в ценах лежит на отделе снабжения, за отклонение в эффективности использования– на производственном отделе.

Выявление и анализ отклонений поднимают вопросы, на которые должны обратить внимание руководители центров ответственности и найти соответствующее решение проблемы. Например, выявление неблагоприятного отклонения в цене материалов, говорит о пересмотре фактических поставщиков: поиск новых поставщиков материалов или изменения условий договора на приобретение данных материалов. Неблагоприятные отклонения в эффективности труда обращают внимание руководителя на качество выполнения работы служащими. Здесь возможность руководителя проконтролировать причину возникших изменений намного шире. Очень часто руководители делают выбор между ценой и эффективностью, принимая неблагоприятное отклонение в одной области ради благоприятного отклонения в другой.

Из книги Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации автора Волков Алексей Сергеевич

5.10.1. Бюджеты Формированием бюджета занимается центр финансовой ответственности (ЦФО). ЦФО – это структурная (организационная) единица, отвечающая за показатели и имеющая полномочия влиять через свою деятельность на изменение этих показателей в рамках общей цели.

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

34. Местные бюджеты Определение местного бюджета дается в ст. 14 БК РФ.Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

7. Региональные бюджеты Региональные бюджеты– центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.Целью региональных органов власти является обеспечение развития

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

30. Норматив отчислений в бюджеты поселений Особенность региональных межбюджетных трансфертов заключается в следующем. При составлении и утверждении бюджета субъекта РФ дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений могут быть полностью или частично

Из книги Финансовая статистика автора Шерстнева Галина Сергеевна

13. Субфедеральные бюджеты Бюджетная система РФ отличается концентрацией финансовых ресурсов на федеральном уровне при постоянном дефиците средств субфедеральных бюджетов.Так как в последние годы наблюдалось сокращение доходов местных бюджетов, то произошло это в

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

18. Бюджетная система страны: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Межбюджетные отношения. Консолидированный бюджет Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений между государством и

Из книги Учетная политика организаций на 2012 год: в целях бухгалтерского, финансового, управленческого и налогового учета автора Кондраков Николай Петрович

8.6.5. Сметы затрат, порядок учета фактических расходов и форм отчетов по центрам затрат После выбора центров затрат по каждому из них составляется смета затрат. В смету включаются только те затраты, которые непосредственно контролируются исполнителем или другим

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

3. 5. Гибкие производственно-логистические системы В гибких производственно-логистических системах организация производственного процесса осуществляется по схеме «склад – станок – склад». Особо эффективна данная схема в мелкосерийном производстве. Она позволяет

Из книги Салон цветов: с чего начать, как преуспеть автора Крутов Дмитрий Валерьевич

Соблюдение трудового законодательства и гибкие условия труда В отношениях с уже принятыми на работу сотрудниками нужно стараться максимально точно соблюдать трудовое законодательство. В салоне – сорокачасовая рабочая неделя; если человек работает по двенадцать часов

Из книги Аудит. Шпаргалки автора Самсонов Николай Александрович

101. Аудит материальных затрат на производство и затрат на оплату труда Материальные затраты. По элементу «материальные затраты» расходы группируются следующим образом: сырье, топливо, энергия, материалы, производственные работы.Аудитору важно знать, что стоимость

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

4. Бюджеты как инструмент финансового контроля 4.1 Бюджетный контроль, формы, виды контроля и связи между ними В процессе бюджетирования реализуются не только функции планирования целевых показателей деятельности организации, но и функции контроля – наблюдение за

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика автора Ясин Евгений Григорьевич

4.2 Гибкие бюджеты и контроль Составление гибких бюджетов связано с тем, что некоторые показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций, предусмотренные бюджетом, изменяются в связи с изменением объема производства и продаж.Изменение объемов деятельности

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

2.2.5 Бюджеты местного самоуправления Особое внимание следует обратить на бюджеты органов местного самоуправления. Сегодня употребление понятия «местное самоуправление» к органам с соответствующим названием является недоразумением. Не случайно выдвигаются

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

ГИБКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Гибкие организации, в общем, можно отнести к категории произвольности, предложенной Минцбергом (1983), в том смысле, что они способны быстро приспосабливаться к новым требованиям и действовать гибко. Они могут быть организованы, как «трилистник» Хэнди

Из книги автора

Гибкие режимы работы Гибкое рабочее время может быть включено в план достижения гибкости одним или несколькими способами: ежедневные гибкие рабочие часы – этот график может быть составлен по дням в соответствии с предполагаемой или типичной нагрузкой (например,

Из книги автора

Вопрос 40 Анализ состава и структуры затрат. Особенности анализа постоянных и переменных затрат Оценка состава и структуры затрат проводится на основе сопоставления удельного веса фактических данных отчетного года с данными прошлых лет или плановыми значениями по

Сущность и значение бюджетирования

В контексте бюджетирования, при принятии управленческих решений, делается акцент преимущественно на финансовую сторону деятельности предприятия. Этот процесс осуществляется на всех уровнях менеджмента и позволяет добиться таких важных тактических целей, как оптимизация издержек, максимизация прибыли, повышение финансовой устойчивости и улучшение уровня платежеспособности предприятия. Бюджетирование позволяет сбалансировать финансы предприятия в соответствии с направлениями использования средств, по объемам, по временным параметрам и т. д. Эффективное бюджетирования оказывает положительное воздействие на работу компании и улучшает ее финансовое состояние в целом.

Бюджет представляет собой количественно определенное выражение производственных и маркетинговых планов, которые необходимы для достижения поставленных на предстоящий период целей.

Существуют две основные разновидности бюджетов – жесткий и гибкий. Так, жесткий бюджет является статичным, жестко рассчитанным под конкретный уровень деятельности предприятия. Жесткие бюджеты входят в общий бюджет предприятия. Когда аналитики сравнивают показатели жесткого бюджета с фактическими данными, то они не учитывают реально достигнутых показатели деятельности, а преимущественно сравнивают фактические результаты с плановыми. Другими словами, при анализе жесткого бюджета часто не учитываются многие детали и аспекты, повлиявшие на показатели деятельности предприятия.

Антиподом жесткого является гибкий бюджет , который используется для гораздо более глубокого и подробного анализа.

Гибкий бюджет

Определение 2

Бюджет, учитывающий различные вероятные варианты изменения показателей деятельности предприятия в границах заданного диапазона, называют гибким (или, несколько реже – динамичным).

В первую очередь, гибкий бюджет требуется для анализа издержек, включающих и постоянный и переменный компоненты. Последний включает административные и накладные расходы, производственные издержки, расходы на маркетинговую деятельность и т. д.

Гибкий бюджет составляется не для какого-либо конкретного уровня деловой активности или показателя, а для некоторого их диапазона. Например, гибкий бюджет может быть составлен для нескольких различных объемов реализации. Другими словами, в динамичных бюджетах могут быть предусмотрены несколько различных сценариев. В случае с объемами реализации, для каждого из возможных объемов выручки определяется соответствующий объем расходов.

Основы методики составления гибкого бюджета

Как правило, при составлении динамического бюджета издержки делят как минимум на постоянные и переменные. В идеале гибкий бюджет составляют уже после анализа влияния объема реализации продукции на каждый из видов расходов. Так, для переменных издержек отталкиваются от удельных переменных расходов, на основе которых затем определяется общая сумма переменных издержек в зависимости от того или иного уровня реализации. Анализируя различные варианты выпуска и издержек, можно выбрать оптимальный объем

error: Content is protected !!