Метод ассоциаций. Метод свободных ассоциаций Метод ассоциаций и аналогий примеры

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Метод свободных ассоциаций, также известный под названием «ассоциативный эксперимент», представляет собой психоаналитическую процедуру исследования бессознательного. По мере проведения эксперимента испытуемый спокойно озвучивает все, что приходит ему в голову, не обращая внимания на абсурдность и непристойность мыслей. Данный метод широко применяется в , психиатрии, психоанализе, социологии и ряде других направлений.

Немного об истории метода

Впервые провести ассоциативный эксперимент попытался английский психолог Фрэнсис Гальтон в 1879 году. Тогда он подобрал 75 слов и написал их на отдельных карточках. После этого он брал какую-то одну карточку и смотрел на нее. Возникавшие мысли при просмотре каждого слова он записывал. От последующей публикации результатов он отказался, но заключил, что ассоциации отражают сущность мыслей человека очень отчетливо и точно.

Позже метод стал активно использоваться в первую очередь в психологии, в частности в психоанализе, автором которого был известный психиатр Зигмунд Фрейд. Ученый применял метод на протяжении многих лет, и именно благодаря ему он получил такое распространение и приобрел популярность.


– австрийский психиатр, психолог, психоаналитик и невролог. Основатель психоанализа, оказавшего серьезное влияние на психологию, антропологию, социологию, медицину и даже литературу и искусство 20 столетия. Разработчик трехкомпонентной структурной модели психики. Идеи Фрейда были революционными для его времени и вызывали резонанс в научных кругах, а интерес к ним не исчерпал себя даже в наши дни.

Краткое описание метода

Метод свободных ассоциаций считается одним из ключевых элементов психоанализа, направленного на изучение бессознательной составляющей психики человека. Работая с пациентами, специалист (психоаналитик) стремится обойти их рациональное мышление и идеи, и добраться до тайн, которые подсознание человека скрывает не только от окружающих, но и от него самого.

Для этого исследователь позволяет испытуемому без стеснений говорить обо всем, что возникает у него в голове. При этом он ничего не спрашивает, не задает никаких наводящих вопросов, не пытается что-то узнать. Главная цель – чтобы пациент не сдерживал свои эмоции и рассказывал обо всем, что творится у него в мыслях, даже если это пошло и неприлично.

В процессе эксперимента ученый выслушивает пациента, записывает все, что он произносит, а затем проводит тщательный анализ сказанного. А из ничем не ограниченного словесного потока можно извлечь огромное количество ценной информации, имеющей серьезное практическое значение.

Интерпретация информации

По мнению Фрейда, психика каждого человека делится на сознательное и бессознательное. Если работать с сознательной составляющей, почти все, что можно получить, – это логичные ответы на логичные вопросы. Сознание просто не дает глубинным проблемам выйти наружу, да и сам человек зачастую о таких своих проблемах просто ничего не подозревает.

Ассоциативный эксперимент же снимает все ограничения с сознания, т.к. при его проведении человек не думает, не осмысливает и не отфильтровывает озвучиваемую информацию. И благодаря этому специалист получает доступ к скрытым подсознательным проблемам человека – тому, о чем бы он никогда не сказал, даже если бы знал.

В итоге психоаналитик может проанализировать и истолковать проблемы клиента и подобрать какой-то способ их разрешения. Но это лишь одна положительная сторона метода свободных ассоциаций. Если у вас есть интерес, советуем обратиться к тематической литературе.

Заключение

Фрейдовский психоанализ заслужил невероятную популярность. Ему посвящены отдельные учебники по психологии и психоаналитике. А идея свободных ассоциаций стала применяться во множестве не связанных с психологией сфер. К примеру, современные маркетологи и рекламщики, когда изучают новые идеи и продукты, всегда задают вопрос об ассоциации, которая возникает у потенциального покупателя. Это позволяет изучить возможное будущее отношение к ним, понять, не вызывают ли они негативных ощущений. В креативной технике фрирайтинга, которую можно использовать и с целью , запись всех своих мыслей и ассоциаций на них помогает лучше разобраться в каком-то вопросе или получить свежий взгляд на ситуацию.

К. Юнг подчеркивал, что терапия - это соединенное усилие анализирующего и анализируемого, работающих вместе, как рав­ные. Он определял психотерапию каклечение души илечение душой. Он старался избегать опоры на формальную теорию и на специ­фические техники в процессе терапии, поскольку это могло бы сделать анализ механическим и ослабить контакт анализирующе­го с анализируемым. Он подчеркивал, что в процессе терапии про­исходит взаимодействие не только сознания, но и бессознатель­ного клиента и терапевта. Основные методы, которые он практи­ковал, - это метод направленных словесных ассоциаций, метод анализа сновидений и метод активного воображения. Также исполь­зовал приемы рисования и лепки. Его ученица Д. Кальфф на осно­ве метода М.Ловенфельд разработала юнгианскую песочную тера­пию, когда клиент в специальной песочнице творит свой мир .

Юнг различал две основные стадии терапевтическо­го процесса, каждая из которых, в свою очередь, делится на две части.

Первая стадия- аналитическая. Сначала следует призна­ние, во время которого индивид начинает возвращать себе ранее подавленный и загнанный в бессознательное материал. Затем сле­дует фаза толкования рассказанного материала. Клиент пока оста­ется зависимым от терапевта.

Вторая стадия - синтетическая. Сначала следует обуче­ние, в котором Юнг подчеркивает необходимость перехода от пси­хологических открытий к новому актуальному опыту, результа­том которого является индивидуальный рост и формирование новых привычек. Последняя фаза - трансформация, это стадия мини-индивидуации, или самообучения, в котором индивид при­нимает все больше ответственности за свое развитие. По сути дела, это фаза личностного роста, становления более высокоразвитым в душевном и духовном смысле существом.

Юнг ввел в психологическую практику новую технику анали­за, он использовал не свободные (как Фрейд), а направленные словесные ассоциации. В ответ на слово, предложенное терапевтом, клиент должен был отвечать первым пришедшим ему на ум словом. Ассоциация, даваемая в ответ на слово, «задевающее» проблему клиента, дается им с некоторой задержкой и сопровождается непроизвольной эмоциональной реакцией. Это помогает терапев­ту выявить исходный психологический комплекс и точнее истол­ковать полученные ответы.


Интересно, что аналогичный метод применяется в знамени­том детекторе лжи.

В книге «Аналитическая психология» (Тевистокские лекции) Юнг изла­гает случай работы с женщиной, получившей диагноз «шизофрения деп­рессивного характера», который мы приводим с сокращениями.

Юнг применил тест на направленные ассоциации. Он обнаружил, что нарушение реакций (задержка) наблюдается на слова «ангел», «упорный», «зло», «богатый», «деньги», «глупый», «дорогой» и «женитьба». Опираясь на этот набор слов, Юнг провел беседу с пациенткой, в ходе которой он выяснил, что в небольшом городе, где она росла, жил молодой и богатый аристократ, в которого она была влюблена. Но родители сказали, что он богат и вовсе не думает о ней. Она вышла замуж за другого по их совету, родила двух детей и даже была счастлива.


Она жила уже в другом городе, и однажды ее навестил друг детства и сообщил ей, что своим браком она причинила боль одному джентльмену, который любил ее (тому самому, в которого была влюблена и она). Это известие ударило ее словно током. Через две недели она купала своих детей - мальчика и девочку, вода вызывала подозрения и, как оказалось, действительно была заражена тифозной палочкой. Мать заметила, что де­вочка тянет в рот губку, но не остановила ее, а когда мальчик попросил попить, она дала ему эту воду. Девочка заболела тифом и умерла, мальчи­ка спасли. Через два месяца мать оказалась в психиатрической клинике. Получалось, что она совершила убийство, как бы не осознавая этого, но наказывала себя, хотя криминал ей не грозил.

Собравшись с духом, Юнг сказал ей: «Вы убили своего ребенка». Про­изошел взрыв эмоций, они затмили все, но потом она пришла в себя. Через три недели ее выписали. Юнг наблюдал ее еще в течение 15 лет, и никако­го рецидива не было .

В отличие от 3. Фрейда К. Юнг работал с больными шизофре­нией, и известны случаи, когда он добивался их исцеления чисто психологическими средствами.

Анализ сновидений проводился К. Юнгом иначе, чем это было принято в классическом психоанализе. В основном он стремился обнаружить в сновидении те или иные архетипы и истолковать их значение исходя из процесса развития личности клиента (процес­са индивидуации) и трудностей, с которыми он сталкивается на этом пути. Каждый сон - это еще и портрет сновидящего, в нем отражаются те черты личности или убеждения, существование которых он не вполне осознает.

«Одному молодому человеку, который верил, что его интересует не мировое господство, а служение бедным, на следующий день после полу­чения диплома приснился следующий сон.


Когда я явился на место деловой встречи, выяснилось, что этим местом является стоянка подержанных автомобилей. Неожиданно появляется Ричард Никсон, похоже на то, что он здесь работает продавцом. Он хлопает меня по спине и говорит: «Отлично! Я хочу видеть твой энтузиазм! Если ты собираешь­ся стать настоящим профессионалом, то должен овладевать основами искус­ства манипулирования людьми. Научись мыслить соответствующим образом. Надень костюм, напусти на себя солидный вид и чувствуй себя соответствен­но. Давай вали отсюда и продавай себя. Это и есть путь куспеху».

Этот сон показался сновидцу чрезвычайно саркастическим (как это час­то бывает со снами). В его сознании укоренилось неприязненное отноше­ние к политикам как к людям, которые рвутся к мировому господству или используют «мотивационные приемы» и эвфемизмы для манипулирова­ния людьми. Но из своего сна он узнал, что в глубине его души скрывает­ся не только жажда власти, но и целая тайная система убеждений. Вопре­ки своим идеалам он втайне верил (или верила какая-то его часть), что целью жизни является дешевая версия мирового господства и достичь его можно посредством «примочек», которыми пользуются обитатели Мэ­дисон Авеню .

Метод активного воображения заключается в свободном фан­тазировании, как бы сочинении сна наяву, в котором терапевт может мягко направлять клиента к решению его проблемы (см. гл. «Эмоционально-образная терапия»). Активное воображение направ­лено к диалогу и взаимодействию с возникающими в воображе­нии образами.

Пример зафиксирован Юнгом. Это был один из первых случаев исполь­зования им активного воображения. Свои наиболее значительные и глубо­кие открытия в области природы души Юнг совершил благодаря обраще­нию в своем активном воображении к внутреннему человеку, которого он назвал Филимоном и который впервые явился к нему во сне.

«...Вскоре после этой фантазии из глубин бессознательного поднялась еще одна фигура. Она развилась из фигуры Илии. Я назвал этот образ Филимоном. Филимон был язычником и принес с собой дух Египта и Элла­ды, с привкусом гностицизма. Его образ впервые явился мне в нижеследу­ющем сне:

Небо было голубым, как море, и по нему плыли не облака, а плоские коричневые глыбы земли. Было похоже на то, что глыбы раскалываются и в трещинах между ними появляется голубая морская вода. Но это была не вода, а голубое небо. Внезапно справа появилось плывущее по небу кры­латое создание. Я увидел, что это был старик с рогами быка. В руке у него была связка из четырех ключей, один из которых он держал наготове, слов­но собирался открыть дверь. У него были крылья зимородка, с их характер­ной расцветкой».

Филимон и другие образы из моих фантазий помогли мне сделать зна­менательное открытие: в моей душе существуют вещи, которые создаю не


я. Эти вещи создают сами себя и живут своей собственной жизнью. Фили­мон представлял силу, которая мне не подчинялась. В моих фантазиях я вел с ним долгие беседы, и он говорил вещи, недоступные моему осозна­нию, ибо я совершенно четко понимал, что эти вещи говорит он, а не я. Он сказал, что я воспринимаю свои мысли как нечто порожденное мною са­мим, но, с его точки зрения, мысли подобны животным в лесу. ...Это он научил меня психической объективности, реальности души. Благодаря ему я усвоил разницу между своим Я и объектом своих размышлений...

С психологической точки зрения, Филимон представлял высшую форму интуиции. Для меня он был таинственной фигурой. Иногда он казался мне совершенно реально существующей личностью. Я гулял с ним в саду, и он был для меня тем человеком, которого индусы называют гуру .

Вопросы для самоконтроля

1. Чем коллективное бессознательное отличается от индивидуального бессознательного?

2. Что такое архетип?

3. Какие основные типы личности выделил К. Юнг?

4. В чем особенности метода направленных ассоциаций?

5. Какие типы личности выделял К. Юнг?

6. На какие фазы делил К. Юнг процесс психотерапии?

7. Какие основные методы терапии использовал К. Юнг?

Литература

1. Гроф С. Путешествие в поисках себя. - М., 1994.

2. Джонсон Р. Сновидения и фантазии. - М., 1996.

3. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей. - М., 1995.

4. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. - Ростов н/Д, 1999.

5. СамуэлсЭ. Юнгипостьюнгианцы.- М., 1997.

6. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентиро-ванной психологии. - М., 1996.

7. ХилманД. Архетипическая психология. - СПб., 1996.

8. ШтейнхардЛ. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб., 2001.

9. Юнг К. Г. Конфликты детской души. - М., 1997.

10. Юнг К. Г. Избранное. - Минск, 1998.

11. ЮнгК.Г. Психология переноса. - М., 1997.

12. Юнг К. Г. Душа и миф. - М; Киев, 1996.

13. ЮнгК.Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1993.

14. ЮнгК.Г. Психологические типы. - М., 1992.

15. ЮнгК. Г. Аналитическая психология. - СПб., 1994.


Глава 5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

А. АДЛЕРА

Альфред Адлер, как и Карл Юнг, был учеником З.Фрейда и также разошелся со своим учителем, построив свою собственную психоаналитическую концепцию. Он покинул Венское психоана­литическое общество в 1911 г., отказавшись от поста его прези­дента (с ним ушли еще 9 членов общества), и основал собствен­ную организацию - Ассоциацию индивидуальной психологии, которая постепенно распространилась по всей Европе. Адлер мно­го работал в области образования, в особенности в области обу­чения самих учителей.

Основные идеи

В качестве основных принципов психической жизни индиви­да Адлер выделял холизм (принцип целостности), воплотившийся в идее единства индивидуального стиля жизни, стремление индивида к власти и агрессии, социальный интерес или общественное чувство, направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение, чем про­шлый опыт, он полагал, что каждый мотивирован прежде всего целью превосходства и овладения средой (мотив власти и аг­рессии) . В то же время человеку врождены так называемые кооперативные чувства (или социальный интерес), если они не удовлетворены, то личность не может быть счастлива. Сюда отно­сятся такие чувства, как любовь, дружба, доверие, альтруизм, желание служить человечеству, чувства близости, родства и т.д. Эти идеи в значительной степени противоречат классическому психоанализу и во многом способствовали возникновению гума­нистической психологии.

В то же время ключевым понятием для него является комплекс неполноценности (или как сейчас уточняется - комплекс не­достаточности), он полагал, что все дети глубоко испытывают чувство неполноценности вследствие их малых физических раз­меров и недостатка сил и возможностей. Особенно это касается детей, часто болеющих, имеющих те или иные физические не­достатки. У ребенка возникает стремление к компенсации своего недостатка.


Комплекс неполноценности может возникнуть как в резуль­тате наличия реального физического недостатка, так и в случае недостатка внимания и любви, неспособности добиться таких же успехов, как другие дети, в случае частых болезней, бедности, насилия, угрозы смерти и вследствие избалованности в родитель­ской семье.

Чувство неполноценности вызывает стремление к превосход­ству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Однако агрессию он понимал не как стремление к унич­тожению противника, но скорее как сильную инициативу в пре­одолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти скорее как мотив, лежащий в основе стремления к пре­восходству и самосовершенствованию, т.е. побуждения улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность. (Вспом­ним пример Александра Суворова, росшего болезненным и хи­лым мальчиком, или пример Демосфена, набиравшего камешки в рот, чтобы бороться со своим косноязычием). Как считал Ад­лер, в самом комплексе неполноценности нет ничего страшного, более того, именно ему мы обязаны всеми улучшениями в жизни человечества.

Цель превосходства может быть как позитивной, так и нега­тивной. Если она включает в себя общественные заботы и заинте­ресованность в благополучии других, то она развивается в конст­руктивном и здоровом направлении. Она принимает форму стрем­ления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного образа жизни.

Однако некоторые люди борются за личное превосходство лю­бой ценой, они пытаются господствовать над другими, унижать и подавлять их, а не становиться полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство такого рода - это невротическое извращение, результат очень сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.

Самосовершенствование невозможно без формирования конк­ретных жизненных целей. Их формирование начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и сла­бости в мире взрослых. Например, многие врачи избрали эту про­фессию уже в детстве как средство справиться с ощущением небезопасности и страхом смерти. У невротиков всегда имеется значительное расхождение и даже противоречие между сознатель­ными и бессознательными жизненными целями, последние игра­ют роль защит и вращаются вокруг фантазий личного превосход­ства и самопочитания.

Каждый индивид выбирает свой жизненный стиль, т. е. уникаль­ный способ следования своей жизненной цели. Кажущиеся независи­мыми друг от друга привычки и черты поведения получают свое


значение в полном контексте жизни и целей индивида, так что психологическиеиэмоциональныепроблемынемогутрассматриваться изолированно, они включены в общий стиль жизни как его части или стороны.

Если человек устремлен к цели власти над другими людьми ради само­го факта власти, основным средством достижения этого считая борьбу с людьми, то он будет развивать в себе специфические черты личности: ам­бициозность, подозрительность, умение интриговать, способность преда­вать друзей, легко менять убеждения, если надо, ловко пользоваться мо­ментом, давать ложные обещания, производить нужное впечатление и т.д.

Если же он хочет служить обществу и власть для него лишь инструмент для освобождения людей, достижения справедливости и благополучия общества, то он будет формировать в себе другие черты: принципиаль­ность, верность идеям, надежную дружбу с единомышленниками, честность и прямоту, способность убеждать, доброту и т.д.

Отсюда понятно, что основой целостности личности, по ААд-леру, является стиль жизни, из которого проистекают все осталь­ные ее особенности. Вот почему его школа называется «индивиду­альная психология», а ведущим принципом является холизм. В этом смысле ААдлер был, пожалуй, первым и наиболее последова­тельным «системщиком» в психологии.

Можно указать на три основных стиля жизни ин­дивида:

1. Успешнаякомпенсациячувствааеполаоцетюстшврезулъта-
те совпадения стремления к превосходству с социальным интере­
сом.

Примером может служить успешная профессиональная карь­ера, связанная со служением людям. Представим себе замеча­тельного хирурга, который спасает жизнь сотням людей. Это ог­ромная власть, власть над жизнью и смертью. Это превосходство над другими, но превосходство, которое не унижает, а восхища­ет. В то же время это реализация добрых социальных чувств как со стороны самого врача к людям, так и со стороны людей к нему.

2. Гиперкомпенсация, которая означает одностороннее приспо­
собление к жизни в результате чрезмерного развития одной черты
или способности.

Это не означает, что всякое феноменальное развитие таланта является гиперкомпенсациеи, талант может развиваться и по пути нормальной компенсации. Гиперкомпенсация, в понимании Ад­лера, является обратной стороной определенной ущербности, которая остается, несмотря на сверхразвитие способностей, стра­дают прежде всего нормальные межличностные связи человека с


другими людьми. В таком случае талант может развиваться как спо­соб оправдать свою неполноценность.

Также гиперкомпенсация может приводить к усиленному раз­витию какой-то одной черты личности: властолюбия, скупости, подозрительности, лживости, авантюристичности и т.д. Подме­чено, что великие властители и полководцы часто были низкого роста, например Наполеон, Кутузов, Суворов (в детстве был бо­лезненным мальчиком), маршал Жуков и др. Такие тираны, как Гитлер и Сталин, в детстве были очень унижаемы, кроме того, они были низкорослыми мужчинами. Все ближайшее окру­жение Сталина было низкорослым, а самым маленьким был кро­вавый нарком Ежов.

3. Уход в болезнь. Человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации нормальны­ми способами и вырабатывает симптомы болезни, чтобы оправ­дать свою неудачу .

В последнем случае невротик уходит в самоизоляцию, он не идет по пути социальных достижений и живет в фантазиях, ко­торые вертятся вокруг идей о собственном превосходстве. Его властолюбие реализуется в сопротивлении любым требованиям социальной жизни, в нем развивается сверхчувствительность к любым естественным обязанностям: он не может заниматься домашней работой, учиться, сдавать экзамены, ночью спать, а днем бодрствовать, доверять кому-либо, кого-либо уважать, сле­довать логике, хранить верность, работать, признавать чужие права и т.д. Все перечисленное он ощущает как невыносимое принуждение. Логика, эстетика, правила языка, любовь, забота о ближнем, сотрудничество, доверие и т.д. - против них на­правлено поведение стремящегося к изоляции властолюбивого невротика.

Вся его активность упирается в малый круг семьи, где он, по сути дела, является тираном на основании своей «болезни», и все, что он «делает», - это отстаивает свои привилегии с по­мощью страхов, навязчивых состояний, обмороков, депрессии и даже психозов. Тем не менее такое поведение нельзя рассматри­вать как симуляцию, поскольку это происходит бессознательно.

Женщина 35 лет, занимавшая достаточно престижную должность, вы­нуждена была оставить работу, чтобы заботиться о своей дочери восьми лет (бабушка, которая занималась этим ранее, заболела). Через два меся­ца женщина заболела сама, только уже психически. После нескольких ме­сяцев лекарственной терапии ее состояние значительно улучшилось, но полного выздоровления не наблюдалось. Она производила впечатление сутулой старушки с колючим и мрачным взглядом, она не могла занимать­ся никакими домашними делами, постоянно конфликтовала с дочерью, по-


чти полностью прекратила сексуальные отношения с мужем, жаловалась, что ничего не помнит из того, что читает, занималась постоянными самооб­винениями, что мучает свою семью, но ничего не может поделать. Семья пригласила психолога для консультаций.

В ходе терапевтических бесед выяснилось, что в детстве она чувство­вала недостаток любви и заботы о себе (она росла с отчимом), очень за­видовала подруге, у которой «все было». Тогда она как бы «сжалась в кулак» и решила всего для себя добиваться сама, что и делала всю ос­тальную жизнь. На работе она была «борцом за справедливость». Она дей­ствительно добилась того, чего хотела, но когда вынуждена была «сесть» дома - заболела.

В ходе девяти терапевтических встреч психолог помог ей осознать, что ее заболевание явилось следствием комплекса неполноценности и жажды реванша, что ее самообвинения только усиливают ее состояние. В резуль­тате проведенной терапии она смогла заниматься домашними делами, у нее восстановилась память, она возобновила сексуальные отношения с му­жем, отношения с дочерью значительно улучшились, выражение глаз ста­ло мягким, сутулость прошла, весь облик обрел нормальную женственность.

В одну из встреч, имевшую кульминационное значение, она пожалова­лась, что первые три дня после предыдущего сеанса она чувствовала себя хорошо, а потом «болезнь снова настигла» ее. Психолог напомнил ей, что в ходе предыдущих встреч они уже поняли, что «болезнь» - это какая-то часть личности самой клиентки. Затем он поставил стул перед клиенткой и предложил ей представить, что «болезнь» находится на нем.

«Если болезнь Вас настигает, то это зачем-то нужно. Наверное, она Вас от чего-то защищает?» - сказал он.

«Я Вас не понимаю, - возмущенно ответила клиентка, - да она все отняла у меня!»

«Хорошо. Пусть все то, что она отняла, находится с этой стороны стула, теперь я отодвигаю стул, и все это хлынуло к Вам потоком... Что это та­кое?»

«О! Это любовь... Любовь моих близких, моего мужа, моей дочери, моих друзей. Это то, что для меня дороже всего! Этого всего она меня лиши­ла...»

«Понятно. - Психолог ставит стул на место. - Значит, «болезнь защи­щает Вас от любви...»

Агрессивно: «Я не понимаю Вашей логики. Она у меня все отняла!»

«Но мы же договорились, что это часть Вашей личности... Значит, Вам это зачем-то нужно...»

«Вы какую-то ерунду говорите, мне это не нужно. Она меня измучила, все отняла».

«Ладно. Не вспомните ли Вы, был ли в Вашей жизни случай, когда бы Вы отказались от любви?»

«Да, в 9-м классе был один мальчик. Он так меня любил... Как собачон­ка за мной бегал, готов был в окошко по моему слову выпрыгнуть. А я его пинала...»

«Что Вам давало то, что Вы его "пинали"?»

«Возможность помучить... Ну, власть...»


«Значит, Вы отказывались от любви ради власти...»

«Боже мой! (хватается за голову). Действительно, я же всеми ими вла­ствую, они вокруг меня носятся... Неужели я отказалась от их любви ради власти?! Что же делать?!»

«Отдавайте всю власть, которую Вы в себе ощущаете, назад этой бо­лезни (показывает на стул), пока не избавитесь от нее полностью».

Клиентка несколько минут сосредоточенно работает, мысленно расста­ваясь с властью (процесс необходим для растождествления с осознанным нежелательным качеством), при этом заметно, как расслабляется ее тело, глаза начинают светиться мягким светом. Наконец она говорит, что «бо­лезнь» на стуле растаяла, власть ей больше не нужна. Она подтверждает, что чувствует, как любовь, которую она утратила ранее, возвращается к ней.

«Как Вы чувствуете себя в целом?»

«Я уже много лет так хорошо себя не чувствовала...»

Работа продолжалась на последующих сеансах, но, анализируя дан­ный ее этап, можно понять, что клиентка с помощью болезни властвовала над малым кругом семьи и что власть и любовь - вещи не­совместимые.

Что еще важно - после девяти сеансов у клиентки восстановились все нормальные психические функции, а это еще раз подтверждает, что у нее не было никаких нарушений работы мозга, все симптомы были следствием внутрипсихического конфликта, ее ухода в болезнь.

Еще одной составляющей теории А. Адлера является концепция о роли порядкарожденияребенка в семье. Например, первенец до появления второго ребенка получает в семье безграничную лю­бовь и заботу родителей. Рождение же второго ребенка означает для него как бы «лишение трона», и он склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Но прошлого не вернуть, и поэтому он обыч­но идет по пути социальных достижений, стремится к власти и лидерству. Первенцы обычно достигают более существенных со­циальных успехов, чем вторые дети, и обладают более высоким интеллектом, что подтверждается статистическими данными.

На своем терапевтическом опыте я убедился, как тяжело пере­живает рождение брата старшая сестра. Мне известно несколько случаев развития невроза на этой почве. Видимо, это связано с тем, что ей труднее компенсировать потерю «трона» на пути со­циальных достижений и она чувствует, что все равно будет хуже мальчика, поскольку для родителей мальчик более ценен (как ей кажется).

Одна моя студентка заявила, что у нее с братом прекрасные отноше­ния. Сначала я сказал, что, видимо, у них очень мудрая мама, сумевшая наладить их отношения. Она подтвердила это. Но потом я обратил внима­ние на то, что эта студентка обладает совершенно недюжинным интеллек-


том, учится одновременно на двух курсах института, имея собственную се­мью и ребенка, занимается довольно сложными проблемами психологии, требующимихорошегознания математики и аппаратуры, и одновременно обучается нетрадиционному методу лечения (рейки). То есть она идет по пути социальных достижений, как обычно делает первенец, и прекрасно компенсирована в этом смысле.

В то же время старшего брата сестра обычно очень любит, вос­принимает как покровителя и не конкурирует с ним, часто рев­нует к его невесте.

Единственный ребенок никогда не борется за свое централь­ное положение в семье с братьями и сестрами, поэтому у него могут быть проблемы в общении со сверстниками, он ожидает от окружающих защиты и заботы. Часто у него возникает сильное соперничество с отцом.

Второму ребенку приходится «побивать рекорды» старшего, он как будто мчится на всех парах. Он вырастает соперничающим и честолюбивым. Он может ставить себе непомерно высокие цели, что повышает вероятность неудач. Часто он ищет другие пути, чем старший ребенок, поскольку на пути, избранном первым ребен­ком, он не в силах с ним соревноваться. Но его также может больше интересовать эмоциональная близость, чем социальный успех.

Последний ребенок никогда не испытывает «лишения трона» и часто является «малышом» и «баловнем» семьи. Но у него прак­тически нет ничего своего, он вынужден пользоваться вещами других членов семьи. Это может приводить к определенным не­вротическим проблемам. У него возникает высокая мотивация превзойти старших детей. Он часто становится самым быстрым пловцом, самым лучшим музыкантом. Адлер говорил о «борю­щемся младшем ребенке» как о возможном будущем революцио­нере.

Художник Николай Ге детально воспроизвел барочный интерьер комнаты дворца «Монплезир», побывав в ней только один раз. Секрет фотографической памяти мастера состоял, по его словам, в том, чтобы «ежедневно по памяти изображать то, что вам встречалось дорогою, будь это свет, будь это форма, будь это выражение, будь это сцена - все, что остановило ваше внимание». T&P публикуют отрывок из бестселлера Дениса Букина и издательства «Альпина Паблишер» «Развитие памяти по методикам спецслужб» о том, как использовать ассоциации, чтобы запоминать больше и лучше.

Не только признанные гении обладают выдающейся памятью. В одном эксперименте испытуемым, обычным людям, показали 10 000 слайдов, после чего проверили, сколько из них запомнилось. Оказалось, что точность узнавания изображений составила около 80% - очень высокий результат. В случае, если для эксперимента выбирали необычные, яркие и красочные картины, точность узнавания повышалась практически до 100%.

1) Главная проблема памяти человека не в том, чтобы запомнить информацию, а в том, чтобы вспомнить и воспроизвести ее, когда это необходимо. Таким образом, задатками отличной памяти обладает каждый человек. Чтобы развить их, нужно освоить ряд приемов.

2) Мозг человека очень хорошо запоминает изображения. Поэтому большинство приемов запоминания информации - мнемотехник - основано на воображении, которое служит инструментом перевода абстрактной словесной и цифровой информации в зрительную.

Три принципа мнемотехники

Существует множество различных мнемотехник, но все они подчиняются трем принципам.

Использование ассоциаций

Фундаментальное свойство психики - ассоциативность. Мозг - совершенная машина для построения связей между разными образами и понятиями. Содержимое памяти представляет собой длинные, сложно организованные цепочки ассоциаций. Стоит вспомнить Рождество и Новый год, и в памяти всплывает наряженная елка, шампанское и салат оливье, запах мандаринов и поздравления. Если человек настроен на воспоминания детства, елка напомнит об утреннике в детском саду с Дедом Морозом и Снегурочкой, подарках и праздничном костюме. Прагматик погрузится в печаль от подсчета расходов. Верующий вспомнит евангельский рассказ о рождении Иисуса Христа.

Вы уже знаете, что секрет хорошей памяти состоит не столько в запоминании, сколько в извлечении информации. Запоминаемое вернее сохранится, если будет привязано к уже известному. По цепочке ассоциаций его можно будет легко вспомнить в нужный момент. Отсюда вытекает первый принцип мнемотехники: чтобы запомнить что-либо, свяжите это с тем, что хорошо вам знакомо, что вы легко можете вспомнить.

Кодирование информации образами

Вы уже знаете о важности воображения для хорошей памяти. Изображения запоминаются легче, чем слова и цифры. Отсюда второй принцип мнемотехники: преобразуйте в картинки то, что вам нужно запомнить. Первый и второй принципы мнемотехники используются совместно. Предположим, вам нужно в точности и надолго запомнить код автоматической ячейки камеры хранения, предназначенной для тайниковой связи: 855411. Возможно, этот код потребуется вам через несколько лет.

Представьте цифры в виде картинок (принцип кодирования через визуальные образы) и свяжите картинки воедино (принцип ассоциаций). Цифра 8 похожа на крупную женщину, 5 - на цирковой велосипед с одним колесом и рулем-сиденьем, 4 - на стул, 1 - на метлу. Женщина (8) едет на двух цирковых велосипедах (55). Одного ей мало, потому что она тяжелая. Чтобы удержать эти велосипеды вместе, она привязала их к стулу (4), на котором и сидит. Но велосипеды все-таки одноколесные, и она держит равновесие как канатоходец, с помощью двух метел (11). Едет она, конечно же, к вокзалу, в здании которого находится камера хранения. Представьте живо эту картинку, и код уже не сотрется из вашей памяти.

Маленький совет: лучше, если образы можно будет не только видеть. Они сильнее запомнятся, если будут звучать, обладать фактурой, запахом, вкусом. Вспомните Шерешевского с его синестетическим восприятием. Если вы представляете себе дерево, вообразите его в деталях: оно раскидистое, с молодой нежной листвой, пахнет свежей зеленью, с шершавой теплой корой, на которой поблескивают капельки липкой горьковатой смолы.

Эмоциональное отношение

Человек экономит свои силы и не любит делать лишнюю работу. Мозг выбирает приоритетные для выполнения задачи в зависимости от силы связанных с ними эмоций. Хищник, представляющий прямую угрозу, вызывает страх - с ним нужно драться или от него нужно убегать. Сильная жажда вызывает беспокойство и заставляет искать воду. Запах гнилых продуктов вызывает отвращение, которое оберегает от возможного отравления. События, связанные с сильными эмоциями, заставляют учиться: избегать троп хищников, запоминать дорогу к источнику воды, опасаться испорченных продуктов.

Эмоции активизируют память. Если попросить обычного человека назвать события, произошедшие с ним несколько лет назад, скорее всего, он вспомнит самые важные вехи своей жизни: рождение детей, встреча или расставание со спутником жизни, переезд, смену работы, яркие путешествия. Все эти события в свое время вызвали сильные эмоции и потому запомнились. Все остальное, как правило, стирается из памяти как нечто обыденное, не представляющее интереса. Иными словами, вы помните только то, что вам нужно помнить, и то, что вас действительно волнует.

Третий принцип мнемотехники: формируйте эмоциональное отношение к запоминаемой информации. Вы запомнили код ячейки камеры хранения из предыдущего пункта? Как вы думаете почему? Отчасти потому, что вас удивила или смутила абсурдность описанной комической картины женщины, едущей на одноколесных велосипедах, привязанных к стулу, и пытающейся удержать равновесие двумя метлами. Вы будете изучать мнемонические приемы. Пусть вас не смущает их абсурдность, она хороша тем, что вызывает в вас эмоции, а значит, позволяет надежно запоминать и быстро воспроизводить запомненное.

Ассоциации

Ассоциации, которые мы используем для запоминания, могут быть самыми разными.

1) Сходство по внешнему виду, функции, написанию или звучанию. Основаниями для сходства могут быть:

Цифра 8 похожа на крупную женщину, на очки или на знак бесконечности;

Самолет летает, и этим он подобен птице, парашюту и воздушному змею;

Термин «катализатор», обозначающий вещество, ускоряющее протекание химической реакции, можно запомнить с помощью слов «катал» и «затор»: после добавления катализатора реакция «катилась без заторов».

2) Противопоставление по какому-нибудь признаку: светлое и темное, соленое и сладкое, мужское и женское.

3) Отношение причины и следствия. Тучи приносят дождь. У огня становится теплее. На банановой кожуре можно поскользнуться.

4) Смежность в пространстве и времени. Кремль в Москве. Медный всадник в Санкт-Петербурге. Леонардо да Винчи и эпоха Возрождения.

Длинный плащ и шляпа устойчиво ассоциируются со шпионажем в пространстве современной культуры (хотя настоящие шпионы предпочитают не выделяться и редко носят экстравагантные плащи). История подтверждает, насколько важны ассоциации для запоминания. Многие древние тексты: эпосы, сказания, научные трактаты и сборники медицинских рецептов - были созданы в стихотворной форме. Метр, рифма, созвучия и повторы - эти ассоциации между словами помогали нашим предкам помнить наизусть огромные тексты.

В развитии памяти есть одна закономерность: чем больше человек знает, тем легче ему запоминать. Обладателю обширной системы знаний проще вплести в нее новые данные - связать их с тем, что он уже знает. Психологи иногда используют красивую метафору для описания того, как человек осваивает что-то новое. Поначалу, когда он только знакомится с предметом, он будто сажает молодое дерево. Через некоторое время саженец приживается, его корни становятся сильнее и глубже - объем знаний увеличивается, они систематизируются. Укорененный саженец может лучше питаться и быстрее расти. Человек, заложивший системную основу в изучении нового предмета, легче добавит к ней новые сведения и лучше их запомнит. Главный вывод, который нужно сделать из этого: не бойтесь браться за что-то новое. Поначалу будет трудно, но потом, когда вы освоитесь, станет легче, и вы сможете достигнуть желаемого результата. У разведчика не бывает двух одинаковых заданий.

Упражнение

Умение быстро подбирать ассоциации, связывать с их помощью самые разные вещи является неотъемлемой частью любой мнемотехники. Развить его можно постоянно практикуясь. Почаще ассоциируйте пары предметов, которые попадаются вам на глаза. Как связать дверную ручку и канцелярскую скрепку? Может быть, они схожи своей изогнутой формой? А может, вы переплавите коробку скрепок, чтобы отлить ручку? Или просто прикрепите к дверной ручке канцелярскую скрепку?

Списки слов

Умение запоминать списки слов - значимый этап в развитии памяти. Во-первых, это эффектно. Вы можете поразить друзей, повторив продиктованные вам 40 слов с первого до последнего. Во-вторых, это позволит вам запоминать список дел на день, повестку совещания, план своего выступления. Разведчик, умеющий запоминать списки слов, помнит пароли, легенды, сценарии операций, контакты нужных людей. На слова нанизываются факты, сопоставив которые можно найти связи между, казалось бы, независимыми событиями. Существует две основные техники запоминания списка слов: метод историй и метод мест. Вы освоите и сможете использовать их оба. Впрочем, возможно, вам больше понравится один из них, а с другим вы просто ознакомитесь. Решите сами.

Метод историй

К примеру, вам дан список слов:

нефть;
стол;
таксист;
кофе;
шифр;
дерево;
балкон.

История может быть такой. Вы в темной портовой таверне. Снаружи шумит море, слышны гудки кораблей и крики грузчиков. У окна стоит бочка с нефтью - ржавая железяка источает резкий, неприятный запах мазута. Бочка накрыта круглым деревянным щитом. За ней, как за столом , сидит грустный таксист в вельветовой куртке и пьет черный кофе . Он за рулем, и поэтому ром, обычный напиток таверны, ему недоступен. Запах кофе смешивается с запахом мазута. Таксист должен забрать из порта пассажира, но не может, потому что фамилия пассажира зашифрована и он не знает шифра . Таксист угрюмо смотрит на желтоватый лист с напечатанной на нем абракадаброй. Но тут вам приходит SMS-сообщение, что ключ к шифру находится на дереве у входа в таверну. В удивлении вы показываете сообщение таксисту и вместе с ним выбегаете наружу. Таксист пытается забраться на дерево, но безрезультатно - ствол гладкий и скользкий. Поэтому он поднимается на второй этаж таверны, выходит на балкон , оттуда перелезает на дерево и забирает конверт с ключом.

Представили себе историю? Теперь повторите список слов. Попробуйте сделать это в обратном порядке. Получилось? Обратите внимание, что здесь использованы все три принципа мнемотехники. Сама история представляет собой ряд ассоциаций. Слова кодируются яркими образами: ржавая вонючая бочка, мягкий вельвет, горький черный кофе, пожелтевший лист бумаги и т. д. Участники истории переживают эмоции: таксист грустит, вы удивлены неожиданным сообщением, и все заканчивается хеппи-эндом.

Упражнения

1) Запомните географию места, в котором вы живете. Если в вашем городе есть метро, запомните его карту. Каждая ветка - это список станций. Удостоверьтесь, что вы можете повторить названия станций в любом порядке. Запомните последовательно все ветки. Со временем вы сможете ориентироваться в метро исключительно по памяти. Подобным образом можно запомнить последовательность улиц, остановок автобуса и т. д. Это может оказаться полезным, когда потребуется оторваться от наружного наблюдения или воспользоваться легендой.

2) Откройте книгу на любой странице и запоминайте первое слово на каждой строке. Если вам встретился предлог, частица или часть слова, оставшаяся после переноса, возьмите второе слово. Запомните слова, закройте книгу, воспользовавшись закладкой. Воспроизведите список и проверьте себя.

Образы абстрактных понятий

Обычно не составляет проблем представить образы вещей и предметов. Говоря «чашка», вы видите свою любимую чашку, у которой есть форма, цвет и вес. «Дорога» вызовет в воображении знакомый вам участок дороги. Но что делать с абстрактными понятиями, не имеющими предметного воплощения, вроде «согласия», «обязательства» или «суггестии»? Существует два приема перекодирования таких понятий в образы. Первый основан на созвучии. Вы подбираете слово или слова, которые звучат похоже на то, которое вы хотите запомнить. Затем вы кодируете в образ именно это созвучное слово.

Второй прием использует символическое воображение: вы подбираете конкретный образ-символ интуитивно, так чтобы он выражал абстрактное понятие. Этот символ может быть общепринятым, а может быть понятным только для вас. «Со-гласие» напоминает о голосах, звучащих в унисон. Образ хора легко представить себе визуально. «Обязательство» созвучно обозу, который нужно тащить за собой как груз обязательств. «Суггестию» можно вообразить в виде высокого снежного сугроба - первых трех первых букв часто достаточно, чтобы построить ассоциацию.

Если вы хотите использовать символы, «согласие» можно вообразить как крепкое рукопожатие. Или как египетский обелиск на площади Согласия в Париже. «Обязательство» можно представить в виде официального документа с печатью. «Суггестию» может символизировать эстрадный гипнотизер в тюрбане и плаще с красной подкладкой. Ассоциации и символы очень индивидуальны. У знатока Средневековья слово «суггестия» ассоциируется с именем аббата Сугерия, жившего в XI–XII веках и известного как заказчик готического храма Сен-Дени в пригороде Парижа. Чем шире кругозор человека, тем легче ему подбирать ассоциации и запоминать новое.

Упражнение

Возьмите словарь терминов малознакомой вам области знания: техники, философии или психологии. Открывайте его наугад и подбирайте образы для встречающихся вам слов, используя фонетические и символические ассоциации.

Запоминание фраз

Способность быстро запоминать списки слов и придумывать визуальные истории открывает возможность для запоминания более крупных объемов информации, в частности, фраз и фрагментов текста. Например, вас инструктируют перед новым заданием и нужно запомнить пароль: «Захар Борисович велел передать, что краны будут на следующей неделе». Один из вариантов истории к такому паролю будет таким. Леопольд Захер -Мазох (он написал «Женщину в мехах», поэтому одет в шубу) стоит, обнявшись с первым президентом России Борисом Ельциным. Конечно, у обоих повелительный взгляд, ведь они оба наслаждались властью (правда, каждый по-своему). Захер-Мазох передает вам связку строительных кранов. Краны завернуты в график их поставки - большой лист календаря, на котором закрашена вторая строка - следующая неделя. Попробуйте теперь забыть эту фразу.

Упражнение

Придумайте визуальные истории к известным вам пословицам, поговоркам и крылатым фразам.

Запоминание иностранных слов

В разведшколах обучение иностранным языкам поставлено на поток. Для опытных преподавателей не бывает неспособных учеников. Разведчика подбирают по умственным способностям, а уж научить его свободно и без акцента говорить на любом языке - дело техники. На начальном этапе освоения языка ученику требуется запоминать пары слов, причем одно из слов известно (на родном языке), другое - нет (на иностранном). Используйте следующий алгоритм.

1) Известное слово на родном языке кодируется с помощью образа. Вам знакома эта техника по методу историй.

2) Второе, неизвестное слово проще закодировать через фонетическое сходство: подобрать одно или несколько слов на родном языке так, чтобы вместе они были созвучны иностранному.

3) Связать в одну историю образ слова на родном языке с образами слов, созвучных иностранному.

Например, вам нужно запомнить английское слово «habit» - привычка. Оно созвучно именованию одного из народов в произведениях Толкиена, хоббиты. Для запоминания пары «habit - привычка» можно вообразить хоббита из сказки, ведущего размеренный образ жизни, не отступающего от своих привычек. Более сложное слово - remuneration, вознаграждение. Для запоминания корректную транскрипцию вполне допустимо заменить русской «римьюнерейшн». Как это можно запомнить? «В Рим едут юные с зарплатой». Эта фраза помогает запомнить половину английского слова и его русский перевод. Практикуясь, вы научитесь быстро создавать подобные истории, а значит - запоминать как минимум 50–70 иностранных слов за одно занятие.

Упражнение

Купите небольшой словарь на 500–1000 самых распространенных слов языка, который вы давно мечтали выучить. Используя описанную методику, вы запомните их довольно быстро, и это будет хорошим началом исполнения вашей мечты.

Мотивация к запоминанию

Большое влияние на память оказывают мотивы и потребности человека. Вам будет трудно запомнить нормативы прокладки рельсовых путей железных дорог, потому что эта информация вам не нужна. Но железнодорожный инженер, который пользуется нормативами каждый день, помнит их все без специальных усилий. Человек лучше запоминает то, что ему необходимо в повседневной жизни. Мозг экономит усилия, выделяя из общей массы получаемой информации действительно важную. Из этого следует практическая рекомендация: перед тем как запоминать что-либо, сформулируйте для себя, зачем вам это помнить и что вы получите, зная это.

Аналогично, если вы хотите, чтобы кто-то не забыл о вашей просьбе, сформируйте у него установку на припоминание. Заинтересуйте его. Укажите, когда, при каких условиях следует вспомнить о просьбе. Например, если вы хотите, чтобы сосед опустил ваше письмо в почтовый ящик, скажите ему: «Вася, будешь проходить мимо почты - вспомни о моей просьбе, брось в ящик это письмо. Я буду тебе очень благодарен». Слова «когда будешь» помогут человеку вспомнить о просьбе в нужный момент. Обещание благодарности послужит Васе дополнительным эмоциональным стимулом.

Потребности и мотивы порой играют с памятью злую шутку. Ее механизм описал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Стремление человека к эмоциональному комфорту нередко заставляет его забывать информацию, которая может быть неприятной. Фрейд назвал это явление вытеснением. Если вы постоянно забываете о встречах с конкретным человеком, хотя подобное редко происходит с другими людьми, присмотритесь к ситуации повнимательнее. Возможно, общение с этим человеком вызывает эмоциональный дискомфорт. Трудно представить себе, что кто-то забудет позвонить щедрому другу и попросить у него денег. Но должник частенько забывает позвонить кредитору, чтобы попросить об отсрочке платежа.

Кривая забывания

В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания, показывающую, как долго хранится в памяти запомненная однажды информация. Эббингауз предлагал испытуемым запоминать бессмысленные трехбуквенные слоги. При механическом запоминании, то есть когда человек не понимает смысла материала и не применяет мнемотехник, через час в памяти остается лишь 44% информации, а через неделю - менее 25%. К счастью, при осознанном запоминании информация забывается гораздо медленнее.

Основная часть информации забывается в первые часы после заучивания. Что с этим делать? Дальнейшие эксперименты показали, что при повторении заученного материала скорость забывания снижается. Чем больше повторений, тем прочнее запоминается информация. Из экспериментов по определению скорости забывания можно сделать практические выводы. Один из них состоит в том, что практика заучивать что-либо за один раз неэффективна. Запоминать объемную информацию лучше в несколько подходов, выделив время на повторение. Если на заучивание отводится один день, оптимальным режимом повторений будет следующий:

первое - через 15–20 минут после заучивания;
второе - через 6–8 часов;
третье - через 24 часа.

Повторять информацию лучше активно: не прочитывать или прослушивать во второй раз, а пытаться извлечь из памяти и подглядывать в источник. Если вам посчастливилось выделить для запоминания информации больше времени, повторяйте ее следующим образом:

первый раз - в день заучивания;
второй - на четвертый день;
третий - на седьмой день.

Если объем информации велик, повторять ее лучше с разной степенью подробности. В первый раз - в полном объеме, во второй - ключевые моменты, в третий - весь объем информации в другой группировке или в другом порядке. Чем основательнее вы ее переработаете, тем крепче запомните. Трехкратное повторение - необходимый минимум. Когда разведчик-нелегал заучивает легенду, он повторяет ее сотни раз и впоследствии регулярно возвращается к ней, освежая в памяти. Ведь от этого зависит его жизнь.

Фотографии: © iStock/bogdandreava.

Разделы: Начальная школа

За последние годы изменилось отношение педагогов школы к применению современных образовательных технологий: от сомнения до внедрения. В чем же основное отличие традиционных методов преподавания от новых? Деятельность учителя носит объяснительно- иллюстративный характер, а сам учитель становится транслятором этих знаний. Учащиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер. Хорошо это или плохо? Не то и не другое – репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения. Следовательно, основное отличие новых технологий – это идея диалога, где ученик рассматривается как субъект обучения. Именно деятельность ученика стоит на первом месте в обучении, а учитель направляет и корректирует его работу.

Одним из компонентов инновационных технологий обучения является ассоциативный метод.

Чтобы создать условия для благоприятного внедрения в практику работы данного метода необходимо вести совместную работу по усилению познавательной активности и познавательного интереса у учащихся и педагогов. При работе с ассоциациями следует уделить особое внимание системности подачи изучаемого материала. Одним из важнейших условий применения метода является эмоциональность учителя: мимика, жесты, выразительность речи.

Ассоциативный метод реализуется через ассоциативные образы. Существуют определённые требования к образам:

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан каким-то общим признаком.

Ассоциативная связь может быть по:

Цвету;23
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству

Не следует навязывать ребенку своей ассоциации!

Ценность идеи – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная тема.

Применение ассоциативного метода реализуется через систему упражнений. Одним из таких упражнений является упражнение ассоциативная цепочка. На уроках литературного чтения используется тематическая ассоциативная цепочка. Учащиеся выстраивают цепочку ассоциаций по заданной теме или добавляют пробелы в тематической цепочке. Например, тема “Огород”. Дети выстраивают линейную цепочку ассоциаций: земля, лопата, грядка, овощи, урожай. То есть каждый ученик предлагает свое ассоциативное слово к заданной теме. На следующем этапе работы создается общая цепочка ассоциаций по заданной тематике: урожай – осень – школа – праздник. Можно дать задание использовать в ассоциативной цепочке только прилагательные, только существительные, только глаголы. Так же в работе используются задания восстановить пробелы в ассоциативной цепочке. Учитель задает первое и последнее слово, а дети должны восстановить середину. Например: первое слово “мелодия”, а последнее “одуванчик”. Дети восстанавливают цепочку: мелодия – вальс – легкость – ветер – полет – пушинки – одуванчик.

Для учащихся начальной школы часто бывает трудным запоминание математических терминов и компонентов действий: сложение, вычитание, умножение и деление.

Ассоциативные цепочки помогают учащимся ориентироваться в названиях компонентов и быстрее их запоминать. Так на уроках математики можно использовать ассоциативную игру. Например: дается слово “вычитание”, детям предлагается выстроить цепочку ассоциаций. У них может получиться следующий результат: минус – компоненты вычитания –уменьшаемое – вычитаемое –разность – результат вычитания. Так же в игровой форме можно работать над восстановлением логической цепочки “состав числа”, “алгоритм решения задачи” и т.д.

Ассоциативные цепочки можно использовать и на уроках окружающего мира при изучении специальной терминологии, природных зон, при работе с картой, при изучении животного мира и т.д.

Кроме ассоциативной цепочки в работе начальной школы используется символизация. Ребятам предлагаются следующие задания и упражнения: выразить при помощи цвета настроение произведения, характер героя произведения, цвет своего настроения и т.д.

При помощи знаков и символов учащимся предлагается изобразить герб героя, герб числа, герб математического действия. При помощи символов и знаков, придуманных самими же детьми, учебный материал или отдельные элементы урока формируются в смысловые группы. Так, например, на уроках окружающего мира каждый ребенок придумывает свой символ живой и неживой природы. Таким образом, что по его элементам другие дети могут назвать составляющие живой и неживой природы. Так же говоря об ассоциативном восприятии, на различных этапах урока детям предлагается из музыкальных произведений выбрать то, которое у них ассоциируется с художественным произведением, с характером героя, с настроением.

Для более успешного запоминания словарных слов используется прием ассоциативного запоминания.

Орфограмма представлена в виде яркого образа, связанного с личным опытом ребенка. Так же используются короткие сказки или рассказы о слове с использованием ассоциативной пантомимики. Например: изучая словарное слово “помидор”, дети показывают пальцем круглую, или овальную форму помидора и это движение ассоциируется у них с буквой “о” в написании этого слова. Работая над словом “народ”, мы говорим, что на параде от радости люди кричат “Ура!”. Акцент делается на букву “а”. Это ассоциируется с написанием этой буквы в слове “народ”. Так же дети легко запоминают правильное написание словарных слов, когда опираются на личные ощущения, связанные с этим словом. Например: произнося слово “лимон”, у детей возникает ассоциация с чем – то кислым и их губы растягиваются. Волей неволей они произносят звук “и” в слове “лимон”.

В начальной школе используются наглядные опорные карты со словарными словами, где орфограмма является ярким образом и способствует лучшему запоминанию словарных слов. На первом этапе детям предлагаются готовые опорные карты, а затем они уже сами предлагают свои варианты таких карт. При чем ассоциации у каждого ребенка могут быть различные. Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Например: в слове “погода” кто – то рисует безударную гласную “о” в виде солнышка, а кто – то в виде круглой тучки, из которой идет дождь. Так же ассоциативный метод работы помогает учащимся начальной школы создавать опорные карты со словарными словами в виде ребусов.

Причем, составляя ребус, дети должны не только зашифровать слово, но и придумать такой вариант, который бы помог одноклассникам лучше запомнить это словарное слово.

Результатами работы данного метода являются:

  1. Творческая активность детей;
  2. Раскрепощение личности каждого ребёнка;
  3. Создание ситуации успеха;
  4. Обогащение словарного запаса;
  5. Развитие логического мышления;
  6. Улучшение памяти учащихся;
  7. Приобретение опыта работы в группах, в парах, самостоятельно;
  8. Усиление мотивации в обучении.
error: Content is protected !!