Какими вежливыми словами мы будем постоянно пользоваться. Вежливые слова. Список самой важной красоты. Взрослые, малыши, подростки обладают вербальной магией

Вежливость — это обязательный признак хорошо воспитанного человека. Она проявляется в умении общаться красивым, грамотным, а главное, доброжелательным языком с людьми разных возрастов и профессий. Какие основные качества вежливого человека?

3 правила для вежливых людей

Развитие собственной личности невозможно без соблюдения общепринятых и этикета, которые должен знать каждый.

  1. Вежливый человек не забывает произносить при встрече. Также он всегда прощается при расставании, извиняется, если причинил кому-то неудобства и благодарит за любые оказанные ему услуги.
  2. Еще один признак вежливости заключается в умении относиться к окружающим с уважением, независимо от их социального статуса. Учтивость и доброжелательность должна проявляться не только к старшим по возрасту или званию, но и к коллегам, подчиненным, а также к людям, не сумевшим реализовать себя в жизни.
  3. Культурный и вежливый человек не делает зла другим. Он относится к просьбам с должным вниманием, всегда готов помочь и не участвует в сплетнях. Он не забывает улыбаться, ведь учтивая улыбка — залог успеха во многих делах.

Грубость и несдержанность всегда отталкивает собеседников и становится серьезной помехой в достижении желаемых целей. Тем, кто выбирает подобный формат общения, сложно завести друзей, заслужить уважение окружающих и даже добиться успехов в карьере.

Как стать вежливым человеком

Красивая грамотная речь — это неотъемлемая спутница вежливости. Нужно уметь следить за своим голосом. Он должен быть спокойным, рассудительным и не очень громким. Необходимо исключить из своего словарного запаса нецензурную брань, обзывания, а также жаргонные выражения. Развитию вежливости способствует изучение книг о правилах этикета и чтение классической литературы. Никогда не следует перебивать своего собеседника — это нетактично. Не стоит забывать, что обе стороны имеют одинаковое право высказаться. Это и называется диалогом.

Вежливость на все случаи жизни

Важно быть культурным и доброжелательным всегда и везде, будь то деловая встреча или простой поход в гости или магазин. Ниже рассмотрены примеры вежливого поведения в различных бытовых ситуациях.

  • Поведение за столом во время еды многое может сказать о воспитании человека. Главное правило в столовом этикете — нельзя приносить неудобства окружающим. То есть жевать следует с закрытым ртом, не класть локти на столешницу и избегать дел, не касающихся приема пищи. Нельзя вставать и нагибаться над столом, чтобы дотянуться до хлеба или тарелки. Следует попросить того, кто ближе, придвинуть желаемое угощение.
  • Вежливый человек уважает природу. Он не станет бросать отходы после пикника на том месте, где отдыхал или кидать мусор мимо урны в черте города. желающие развивать свой внутренний мир, никогда не оставляют за собой грязь.
  • Нельзя забывать о вежливости и дома в кругу близких. Критика, повелительный тон и грубые слова, могут ранить чувства. Зная это, вежливый человек не станет причинять боль другим людям, особенно любимым.

Настоящая вежливость формируется не только из заученных красивых фраз. Она характеризует стиль жизни и олицетворяет человека.

Какие вежливые слова есть в русском языке

Русский язык могуч и многогранен. Еще с древних времен большое значение уделяется в нем различным любезностям и вежливым словам. К таковым относятся приветствия: «здравствуйте» или «добрый день». Прощания: «до свидания», «до скорой встречи», «спокойной ночи». Просьбы: «будьте добры», «извините, пожалуйста», «вы не будете так любезны». Выражения признательности: «спасибо», «благодарю вас». Пожелания: «будьте здоровы», «успехов», «счастливого пути».

Ежедневное употребление в своем лексиконе этих слов говорит о хороших манерах и высокой нравственности.

Вежливый ребенок. Как его воспитать?

Учить ребенка быть вежливым нужно с раннего возраста, когда он только начинает говорить. Есть несколько советов, которые помогут правильно это сделать.

  • Маленьким детям нравится играть. Учить скучные правила они не любят. Поэтому можно прививать им хорошие манеры в виде игры. Например, устроить чаепитие по всем правилам этикета с участием игрушек и, конечно, родителей. Можно разыграть вежливые диалоги, которыми необходимо пользоваться в окружении чужих людей или придумать другие ситуации.
  • Родители, разговаривая между собой и со своим чадом, должны использовать вежливые слова. Повелительный тон и крики с малышом недопустимы, даже если он не слушается. Он должен сделать то, что от него просят, например, собрать игрушки, но мягкой просьбе мамы или папы.
  • Если ребенок показывает явный протест, грубит, требует дать ему то, что нельзя, не стоит отвечать на такое поведение, а тем более его поощрять. Лучше надеть на себя маску безразличия и полностью игнорировать крики, пока они не утихнут. Так делать каждый раз, пока малыш не заговорит вежливо и спокойно.

Прежде всего, правила вежливых людей нужно соблюдать самим родителям. Они должны своим примером показывать малышу, что значит культура, сдержанность и уважение. Воспитание ребенка невозможно без благополучной обстановки в доме.

Как проявляется мужская вежливость

В современном мире вежливое поведение нередко расценивается представителями противоположного пола как флирт. Это относится как к женщинам, так и к мужчинам. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию из-за незнания элементарных правил этикета, нужно уметь отличать симпатию от рамок приличия.

Например, мужчина всегда придерживает открытую дверь перед женщиной и пропускает ее вперед. Он помогает даме выходить из машины, целует ручку при встрече, снимает головной убор, уступает место в общественном транспорте. На выходе из помещения он подает ей верхнюю одежду или помогает снять ее при входе. Представители сильного пола обязаны носить тяжести вместо женщин, независимо от близости их отношений.

Интеллигентный мужчина никогда не заговорит со спутницей о ее возрасте, недостатках характера или внешности. Он не станет поднимать темы, которые будут ей обидны или неприятны. А также не явится на встречу в неподобающем внешнем виде.

Преимущества вежливого поведения

Вежливость воспитывает в человеке множество таких как сострадание, милосердие, аккуратность и самоуважение. Каждое из них играет большую роль в личном росте и даже судьбе.

Перед воспитанным человеком распахиваются все двери, ведь он умеет держать себя в руках при любых обстоятельствах, владеет тонкой и чуткой душевной организацией, а также обладает трезвым и ясным умом. Он щедро дарит тепло и радость от общения с ним, что помогает ему занять достойное место в обществе. И это далеко не полный список доказательств того, что хорошо быть вежливым человеком.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня тема нашей беседы – слова вежливости. Когда и как обучать ребенка применению таких важных слов? Как лучше познакомить детишек с понятием вежливости, и, главное, научить их использовать эти знания в практике?

Давайте для начала разберемся, что же значит быть вежливым? Если опираться на определения, то вежливость – одна из черт характера человека, отвечающая за хорошие манеры, умение учтиво общаться с другими, быть уважительным и чутким. Вежливый человек должен знать правила этикета, использовать вежливые слова.

Синонимы слова «вежливый» в русском языке – обходительный, внимательный, почтительный, уважительный, любезный. Антонимы к слову «вежливый» – резкий, грубый, невоспитанный, неучтивый.

Какие бывают слова вежливости?

Существует так называемый «базовый» список вежливых слов. Они делятся на группы:

  • Слова приветствия и прощания: Привет; Здравствуйте; Доброе утро или С добрым утром; Добрый день; Добрый вечер; Спокойной ночи; До свидания.
  • Слова прощения: Простите, пожалуйста; Извините; Прошу прощения.
  • Слова благодарности: Благодарю; Спасибо; Признателен.
  • Слова-просьбы: Пожалуйста; Разрешите, пожалуйста; Позвольте мне, пожалуйста; Можно спросить у Вас.
  • Слова напутствия, поддержки, приглашения, поздравления: Доброго пути; Браво; Будьте здоровы; Добро пожаловать; Милости просим; Угощайтесь; Приятно познакомиться; Приятного Вам аппетита; Только после Вас; Разрешите представиться; Будьте так добры; Поздравляю; Разрешите Вам помочь.

Эти слова можно разучивать вместе с ребенком. Для упрощения задачи придуманы специальные стишки и песенки. И чуть позже мы с ними познакомимся!

Как научиться вежливости?

Не стоит ждать, что хорошие манеры появятся у ребенка сами. Вежливость – не врожденная, а приобретенная черта. Для ее воспитания ребенок должен постоянно иметь перед глазами личный пример, и лучше всего, чтоб это было именно в семье. Кроме того, нужно еще и целенаправленное обучение вежливости. Таким образом, можно прийти к серьезным результатам.

Но нельзя сказать, что вежливости один раз научил – и это на всю жизнь. Очень важно все время поддерживать и поощрять в детишках стремление быть вежливыми. Просто чтобы они не оступались, не поддавались на соблазны со стороны. Мир огромен, и в нем хватает всего. Регулярно слышны грубые слова, некорректное обращение людей друг к другу, ненормативная лексика. А быть белой вороной среди «продвинутых» ровесников бывает весьма непросто.

Стишки и загадки для запоминания вежливых слов

Для разучивания слов вежливости с детьми существуют специальные стишки-загадки:

***
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)
***
Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)
***
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ежик, …»
(Здравствуй!)
***
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день!)
***
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «…»
(Извините!)
***
Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…
(Добро пожаловать!)

***
Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания!)
***
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)
***
Говорит Лиса Матрена:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)
***
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)
***
Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать «…»не забудут!
(Браво!)
***
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье …»
(Угощайтесь!)
***
На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)
***
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)
***
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)

Самуил Маршак «Уроки вежливости»:

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь, нельзя реветь.
Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь
А старых уважай.
И бабушку медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу.
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро.
А старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели,
Напрасно время тратили!

Нужно обсуждать с детьми стихи, задавать вопросы, предлагать подумать и запоминать. Малышам можно подобрать красивые книжки со стихами. Их просто и легко запомнить, особенно в игровой форме. Герои стихов, сказок, мультфильмов наглядно покажут, почему и как надо быть вежливым.

Очень важно, чтобы члены семьи, в которой воспитывается ребенок, тоже вежливо общались друг с другом, употребляли слова «спасибо», «пожалуйста», «простите».

Старайтесь всегда первыми здороваться, благодарить, прощаться, не ожидая, пока дитя само об этом вспомнит. В то же время, объясняйте ребенку правила вежливости, с кем нужно здороваться, а с кем нет, и т.п.

Обязательно в процессе обучения учитывайте возраст ребенка и хвалите его за успехи и достижения, даже небольшие. И не забывайте, что ребенок берет пример именно с вас! Поэтому внимательно оцените, насколько вежливо вы сами ведете себя со знакомыми и друзьями. Может, нужно что-то подкорректировать? Начните с себя!

Учитесь вместе с детьми вежливости, искренности и поиску нужных слов. Это огромный вклад в будущее! И тогда вам всегда будет приятно смотреть за поведением детей.

Песенки и мультики о вежливости можно найти здесь:

Счастья вам и вашим детишкам!

Методическая разработка классного часа

"Вежливые слова".

Цель: познакомить обучающихся с основами вежливого общения, как друг с другом, так и со взрослыми людьми;

побудить задуматься над причинами необходимости вежливого общения и последствиями несоблюдения норм общения.

Методы и формы работы: беседа, работа в группах.

Необходимое оборудование: плакаты по теме, листы с текстами для групповой работы.

Класс: 3

Время: 45 минут

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Учитель (У). Здравствуйте, дети! Я с вами поздоровалась.

Как вы думаете, что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья)

А что для вас означает слово здоровье? Счастье? (Дети отвечают).

2. Вступление.

(У). Дядя Стёпа огорчён.

Рассказал он вот о чём:

Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова… («Здрасте»).

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустною была:

Налетел он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте!

Зря от Вити ждал я слова… (Извините).

А слово-то, какое – очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада! Я портфель ей подарил,

Вижу – очень рада!

Но нельзя ж молчать как рыба.

Ну, сказала бы… (Спасибо).

Слово-то, какое – очень дорогое!

(Шкатова Л.А.)

(У). Ребята, я вижу что вы смеётесь, действительно, стихи кажутся очень весёлыми, а давайте-ка с вами подумаем, а так ли это на самом деле?

(На доске два рисунка. Сюжеты: подросток бежит на выход из театра, отталкивая на ходу прохожих; в класс зашел взрослый человек, ребята встали).

(У). - Посмотрите на рисунки. Какое отношение вызывает этот рисунок? А этот? (Дети объясняют)

А почему этот рисунок вызвал у вас одно отношение, а этот другое (Дети объясняют)
- Как вы думаете, а как нужно было поступить в первом случае? Для чего важно соблюдать нормы поведения и общения? (Ответы детей)
- Молодцы!

3. Беседа по теме.

(У). Мы все разные, но нам приходится находить общий язык, уметь слушать других людей, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим. Я прошу вас об этом помнить, когда вы будете работать в группах.

Кто хочет стать взрослым; успешным человеком?

Видно, что вы все хотите вырасти, стать образованными, успешными людьми.

Думаю, что наш мальчик с первого рисунка тоже этого хочет (внимание - на рисунок).

Что необходимо этому мальчику сделать, чтобы он тоже, когда вырастет, стал успешным взрослым человеком?

Дети: Предполагаемые ответы:

Научиться общаться с другими людьми правильно, научиться себя вести, соблюдать правила поведения и общения.

(У). А как вы думаете, ребята, какие волшебные вежливые слова помогут этому мальчику добиться уважения окружающих и стать успешным человеком?

(на доске закрепляются слова рядом с первым рисунком)

  1. Здравствуйте
  2. До свидания
  3. Разрешите пройти
  4. Будьте добры
  5. Извините, простите
  6. и т.п.

(У). Ребята, а знаете ли вы, как появились в русском языке вежливые слова?

Слова с рожденья ждёт жестокий выбор -
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века спасибо-
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
(С.Веселовская).

Вот такие интересные стихи мы с вами сейчас прочитали. А кто из вас услышал в этом стихотворении вежливое слово? Что это за слово?

Ответы детей (спасибо).

(У). Очень хорошо. А кто из вас знает, что означает это слово? Вот послушайте, что написала одна девочка в своем сочинении: «Оказывается, вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо»- одно из самых распространённых в русском языке вежливых слов. Когда же мы его употребляем? Конечно, когда хотим поблагодарить.
В словаре С.И.Ожегова слово благодарность означает чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, а выразить это чувство нам помогают специальные вежливые слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, до свидания, пожалуйста. Самые простые, на первый взгляд, слова, а, сколько в них кроется смысла для каждого человека. Ведь ни один из нас не может обойтись без вежливого слова. Наверное, всем людям хочется быть вежливыми, но это не всегда получается, так как они забывают ещё об одном способе проявления вежливости- приветствии. В русском языке существуют десятки способов приветствия: «Здравствуйте», «Доброго здоровья», «Моё почтение», «Добро пожаловать», «Рад вас видеть».
Мы открываем утром глаза и слышим мамин голос: «Доброе утро!» В течение всего дня мы говорим: «Добрый день», «Здравствуйте». Здороваемся с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братом, сестренкой. Можно поздороваться с котёнком, пощекотав его за ухом, соседям и учителям сказать: «Добрый день»! Итак, целый день, пока, наконец, не наступит вечер, и мы не пойдём спать, сказав всем: «Спокойной ночи»!

Мне кажется, так приятно жить в мире вежливых слов: все улыбаются, любезны и добры, а какие слова, какая речь, словно на королевском балу. Ведь именно эти слова оказывают на человека положительное влияние: утешают, поднимают настроение, делают его отзывчивым, мягким, добродушным. Вежливые слова приятно слышать и говорить. Мне бы хотелось, чтобы вокруг меня слышалась только вежливая речь, поэтому я и сам стараюсь разговаривать вежливо…

Очень рад я видеть Вас,

«Здравствуйте»,- скажу сейчас.

А когда я ухожу,

«До свидания»,- всем скажу.

Много разных слов на свете,

Очень разные слова.

Но «спасибо» говорите

Всем за добрые дела».

(У). Понравилось вам это сочинение? А какие вежливые слова и выражения вы в нем услышали? (ответы детей)

4. Физминутка. Упражнение “Вверх по радуге”.

Встаньте, дети. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая, съезжаете вниз, как с горки. Проделаем это несколько раз. Настроение и чувства улучшатся.

5. Групповая работа.

(У). О чём мы узнали с вами на сегодняшнем занятии?

Дети: О вежливых словах.

(У). Я предлагаю немного поиграть и ответить вот на такие вопросы-загадки. Только помните, что вести себя нужно вежливо никого не перебивать и не выкрикивать ответы с места:

«Вежливое слова»

Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).

Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощание говорят…(до свидания).

(У). А теперь мы с вами попробуем разобрать ситуации и решить, как надо было правильно в них поступить.

Класс делится на группы по 5-6 человек.

Каждой группе даётся задание: прочитать текст, обсудить ситуацию, слушая и уважая мнение каждого в группе и определить, какое правило вежливого поведения нарушается в данном случае. Определитесь, кто будет спикером у каждой команды, кто сможет грамотно выразить мнение группы

(раздаются листы с ситуациями ) Ситуации.

1. У Маши Васильевой День рождения. Она пригласила к себе на праздник несколько друзей. Всем было очень весело. Но скоро пришла пора ребятам идти по домам. Витя схватил первым свои пальто и ботинки, быстро оделся и выскочил за дверь, громко хлопнув дверью.

Вопрос для обсуждения в группе: Все ли в поведении Вити было правильно, если на празднике были ещё и другие ребята (мальчики и девочки), а так же родители Маши? А как надо было поступить вежливо?

2. Петя Иванов возвращался из школы домой. Перед этим прошел дождь и на дорогах были лужи. Мальчик шёл в резиновых сапогах и сильно топал по лужам. Мимо шла девочка в красивом пальто. Петя не сразу её заметил и когда в очередной раз топнул по луже ногой, обрызгал девочке пальто. Девочка остановилась и заплакала, а Петя пошёл дальше.

Вопрос для обсуждения в группе: Как нужно было поступить Пете?

3. Света Пуговкина спускалась по лестнице вниз, когда ей навстречу с тяжелой сумкой шла наверх соседка-пенсионерка. Девочка быстро пробежала мимо пожилой женщины и вышла на улицу.

Вопрос для обсуждения в группе: Что забыла сделать Света? А что ещё вы сделали бы на её месте?

4. Толя Петров быстро бежал из школы домой. Он торопился на любимый фильм и поэтому бежал, почти не разбирая дороги. Мальчик налетел на пешехода и сбил его с ног, при этом сам упал и рассыпал книги из портфеля. Пешеход встал, помог Толе подняться, собрать упавшие на дорогу книжки. Толя схватил свой портфель и побежал домой.

Вопрос для обсуждения в группе: Как бы вы поступили на месте Толи?

5. У Кости Емельянова День рождения. На праздник он пригласил друзей. Пришел и его одноклассник Юра. Юра принес подарок, завернутый в красивую бумагу. Костя схватил подарок, быстро сорвал упаковку и увидел что там заводная машинка. «Ну-у-у…» - протянул Костя разочарованно, - «У меня уже такая есть», и кинул подарок в коробку с игрушками. Затем он отвернулся от Юры и протянул руки за подарком, который ему принёс одноклассник Женя.

Вопрос для обсуждения в группе: А как надо было поступить в такой ситуации Косте?

6. Подведение итогов занятия.

(У). Молодцы! Я вижу что все ребята поняли зачем нужны волшебные вежливые слова и как их надо использовать правильно в различных ситуациях. Я также надеюсь что вы их не забудете и будете чаще ими пользоваться.

Спасибо за урок!

Список источников:

  1. Классному руководителю о классном часе. Под ред. Е.Н. Степанова,

М.А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  1. http://liter.assistancerussia.org/liter.php?proizvid=10447blogi.vitebsk.biz/tuttsie/1305/
  2. http://images.yandex.ru

Вежливые слова и любезности

Очень близкими к комплиментам по воздействию на человека являются вежливые и любезные слова, поэтому поговорим о них. Мы отвыкли говорить друг другу приятное «просто так», каждый внутренне готов услышать грубость. Поэтому доброе слово мы всегда связываем либо с лестью, либо с желанием, что-то получить.

Доброе слово - это просто поддержка, выражение добрых чувств.

Вежливость - это соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость, внутренняя культура.

Любезность - это приветливые, учтивые слова, приятное, предупредительное обхождение.

«Вежливый человек должен относиться к своей жене так же, как к незнакомой женщине, только в десять раз вежливее», - сказал Бернард Шоу.

Быть вежливым еще не значит быть интеллигентным, но подлинная интеллигентность без вежливости, культуры поведения и культуры речи невозможна.

Стали уже хрестоматийными слова Дмитрия Лихачева: «Интеллигентом нельзя притвориться».

Психологи создали «теорию ролей и масок». Надел, например, на себя маску смелого человека - то есть стал заставлять себя совершать смелые поступки, - глядишь, и действительно, стал смелым человеком, роль стала частью характера, «маска приросла». Стал говорить вежливые слова и улучшил свою воспитанность.

Воспитывая в ребенке вежливость, одновременно воспитывают и нравственное начало, формируют моральное сознание, вырабатывают привычку говорить вежливые слова.

Маленькому мальчику подарили игрушку, он так обрадовался, что обо всем забыл.

Что надо сказать? - возвращает его на землю мама.

Спасибо.

Молодец, в следующий раз говори спасибо без напоминания.

Человек может быть недостаточно образованным, но достаточно вежливым. Наличие диплома и вежливость - не одно и то же.

Вот некоторые вежливые слова: «Будьте добры…». «Будьте любезны…». «Извините». «Благодарю вас». «Спасибо». «Пожалуйста». «Вы очень любезны». «Вы не могли бы…». «Мое почтение». «Не сочтите за труд…». «Простите за беспокойство». «Если вас не затруднит…». «Чем могу быть вам полезен?». «Не откажите в любезности…». «Будьте так любезны…». «Вы очень любезны». «Вы очень вежливо со мной поговорили». «Я рад за вас». «Спасибо. Вы меня очень хорошо обслужили». «Вы все для меня сделали, что могли». «Вы славно потрудились». «Не могу ли я чем-то быть вам полезным?». «Честь имею откланяться».

Как видите, эти не умирающие старомодная учтивость и вежливость не требуют затрат денег. И еще одно преимущество вежливого обращения: оно вызывает ответную вежливость. «Как аукнется, так и откликнется». Отсюда следует, что вежливым быть выгодно. Вспомните национальную черту японцев - отменная вежливость и улыбки. Мы не очень-то избалованы вежливостью. Когда мне звонят по телефону, я, сняв трубку, сразу говорю либо «Здравствуйте», либо «Доброе утро, день или вечер». Бывает, мой абонент впадает в легкий шок, долго не может прийти в себя, а потом либо вешает трубку, либо говорит, что ошибся номером.

Однако не всё так просто - вежливость должна быть искренней. Подчеркнуто вежливое поведение может быть оскорбительным. Еще Демокрит говорил: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным». Так, вежливость без нравственного основания может принять вид лицемерия, ханжества, манерности. Источником хороших манер и «внешнего изящного поведения» (Н. Шелгунов) служит любовь к людям, доброжелательность, которая и составляет богатство духовного мира человека и основу его нравственности. А при отсутствии хороших манер, чувства меры и умения проявить свои нравственные чувства в соответствующей форме и добродетель может обернуться оскорблением, чрезмерная учтивость может оказаться навязчивостью, добродушие - лестью, а остроумие - шутовством.

Обратное вежливости и любезности - это грубость, неотесанность, хамство. К несчастью, хваленые «крутые» - волевые, смелые и сильные люди - часто просто грубые хамы. Вы не замечали, что грубый человек элементарно некрасив и внешне.

Существуют удивительные по воздействию слова - это заговоры, наговоры (напраслина), клевета, заклинания… Эти слова обладают или колдовской, или целебной силой, если их говорит колдун или врач, и если в них, конечно, верить. Вот замечательный «Заговор на любовь», проникнутый трогательной надеждой.

«Я зажгу свечу в ночной темени, поклонюся ей трижды покорно я и скажу слова заговорные: «Ой, вы духи великие, светлые, зло-напасть от любви отводящие, вы услышьте меня, вас молящую, не гасите свечу, мной зажженную, зажигала ее с чистым помыслом: не чужого мужа приманивала, но зажгла ради мужа (жениха) любимого, мне самою судьбою сулимого.

И молю я вас, духи светлые, наделите огонь вашей силою, силой доброю, всепроникающей, от погибели любовь защищающей. Вы зажгите огонь в сердце милого, осветите в нем все излучины, посветите до самого донышка - чую там лежит льдинка стылая - ревность лютая злой разлучницы. Растопите ту льдинку колючую, ей слезой возверните горючею.

И еще вас молю, духи добрые, разожгите огонь в крови милого, чтоб в любви он был нежен-яростен и, как глоток воды в самый знойный зной, поцелуй ему был бы сладостен.

И в третий раз вас молю, духи светлые, защитите любовь мою чистую, сохраните мне мужа (жениха) любимого с сердцем верным, ни с кем не делимого».

Это же поэзия души! А почему, собственно, молодая красивая женщина хоть на какое-то время не может быть счастливой лакомкой? Больше получают те люди, которые много требуют и много дают. Если вести себя как королева, как «бесценная» и «желанная», то и мужчины будут считать тебя бесценной и желанной. Кто ведет себя по-королевски, с теми и поступают по-королевски.

Из книги Как научиться говорить комплименты автора Тамберг Юрий

Есть слова дневные и слова вечерние, а есть еще ночные слова. Это самые нежные и чувственные (необязательно правдивые), но именно те, которых ждет от вас женщина. Спойте же ночные песни лично для нее. Например, стихи Афанасия Афанасиевича Фета.«Какое счастье: и ночь и мы

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Как выработать привычку говорить комплименты и вежливые слова? Специально в течение недели стремитесь сказать собеседнику что-нибудь приятное о нем, о его внешности, о его работе… Похвалите все, что вам в нем понравилось. Разрешите себе восхищаться всем, что хорошего

Из книги Провоцирующая риторика? Меткий ответ! автора Бредемайер Карстен

Тренинг привычки быть вежливым. Вежливые слова и любезности Вежливость - это соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость, внутренняя культура.Любезность - это приветливые, учтивые слова, приятное, предупредительное обхождение.Быть вежливым - еще не значит быть

Из книги Язык как инстинкт автора Пинкер Стивен

Обращенная мета-модель, или Слова, слова, слова Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Тютчев Когда-то, когда в НЛП практически ничего не было, мета-модель считалась моделью для создания моделей - поэтому она и называется мета-моделью. Основывалась она на том,

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

Из книги Вруны и врунишки [Как распознать и обезвредить] автора Вемъ Александр

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА-НАПОМИНАНИЯ И ТВОРЧЕСКИЕ СЛОВА Ключевое слово-напоминание (или фраза) ? такое слово, которое способно «впитать» в себя широкий диапазон специфических образов; они и воссоздаются затем при активизации данного слова или фразы. Чаще всего в такой роли

Из книги Лишённые совести [Пугающий мир психопатов] автора Хаэр Роберт Д.

Слова. Слова? Слова! Секрет эвфемизмов Знаете ли вы, что такое эвфемизм? О! Это слово-фокус, слово-хитрость, слово-выручалочка. Эвфемизм – это более мягкое, завуалированное выражение, используемое вместо того, которое представляется слишком резким или прямолинейным. Так

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

Происхождение слова. Путь от симпрактического к синсемантическому строению слова О рождении слова и праязыке в праистории можно только догадываться. Однако несмотря на то что существует значительное число теорий, которые пытаются объяснить происхождение слова, мы

Из книги Совсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное русло автора Бенджамин Бен

Пустые слова Большинство людей, которым приходится близко общаться с психопатами, интуитивно замечают разницу между словами и поступками последних. «Он всегда говорил мне, как сильно меня любит, и сначала я верила ему. Даже после того, как я поймала его, когда он заигрывал

Из книги Я слышу, что вы думаете на самом деле [фрагмент] автора Иванова Светлана Владимировна

«Не откажите мне в любезности?» - как отказать Помогать окружающим - очень хороший способ укрепления человеческих отношений. Приятно сознавать, что мы можем сделать чью-то жизнь немного легче или приятнее и что другие могут сделать то же для нас самих. Какими бы

Из книги Я - женщина автора

Глава 3 Вежливые бои «Роб и Аманда были очень любящей парой, – рассказал нам их психолог. – Между ними не было той вражды, которою я наблюдал у многих пар. И тем не менее они не могли найти конструктивный способ для обсуждения проблем, которые буквально разрывали их на

Из книги Я - мужчина [Для мужчин, и немного про женщин] автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Слова Правильно говорят, что женщина любит ушами. Слова для женщины значат многое. Даже самые умные и интуитивные женщины в ответ на слова мужчины: «Ну ты же сама все знаешь!» – хотят услышать, на самом деле, слова любви. А вот для мужчин слова значат много меньше, они хотят

Из книги автора

Слова Для мужчин свойственна война на словах. Для этого они запасаются, как оружием, сложными словами и терминами. Использование такого оружия может дать возможность победить противника в разговоре.Для борьбы мужчины используют законченность мысли, формулировки и

Цель — закрепить знания учащихся о разных формах речевого этикета, учить выражать

участие, утешение, вежливо отказывать в просьбе.

Ход занятия

  1. Сообщение цели — мы продолжим путешествие по городу Вежливости .

(звучит песня В. Добрынина на слова Танича «Волшебные слова».

  1. Чтение учащимися стихотворения «Петрусь».

Обещал отцу Потрусь: Вот Петрусь догнал Ярину

Я за вежливость возьмусь Да как дернет за косынку:

Буду всех благодарить, — Ты куда, Яринка, стой,

Первым «здравствуй» говорить. Я здороваюсь с тобой!

Вот мальчишка со стараньем Та отпрянула в сторонку —

Выполняет обещанье. Как невежлива девчонка…

Видит — утром у сторожки Нес вожатый стопку книг

Дремлет сторож за дорожкой. А Петрусь с ограды — прыг!

На посту всю ночь не спал. Чуть не сел ему на плечи:

Только-только задремал. — Извините, добрый вечер!

А Петрусь как заорёт: — Ты, — вожатый закричал, —

— С добрым утром, дед Федот! И невежа, и нахал!

Дед ругнул его спросонок: Петя очень удивлён:

— Убирайся, пострелёнок! Разве был невежлив он?

— Вежлив ли был Петя? Почему? Вот ведь, оказывается, как все-таки трудно быть вежливым.

  1. Игра «Рифма»

(пояснить детям: рифма — одинаковое звучание окончания последнего слова в поэти-

ческой строке: от Вити — извините, кошке — ложке)

Прослушать стихи и дополнить в них строку недостающими по смыслу вежливыми

Дядя Саша огорчён.

Рассказал он вот о чём…

— Настя — славная девчонка.

Настя - ходит в первый класс!

Но… давно уже от Насти

я не слышу слова… (хором: здравствуйте)

А слово - то какое -

Очень дорогое!

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустная была:

на меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! Зря от Вити

Ждал я слова… (хором извините}

А слово — то какое —

очень дорогое!

Он про внучку говорил:

— Экая досада!

Я портфель ей подарил,

вижу: очень рада.

Но нельзя же молчать, как рыба.

Ну сказала бы … (хором спасибо)

Слово-то какое-очень дорогое!

  1. Инсценировка по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово».

— Посмотрите инсценировку по рассказу В.Осеевой «Волшебное слово». Почему у

бабушки, сестры, брата вдруг изменилось отношение к Павлику? Какое «волшебное»

слово будет нам лучшим спутником в жизни?

  1. Игра «Волшебное слово».

(по кругу, или же за партами передаётся какой-то символический предмет: воздушный

шарик, цветок и каждый должен, передавая другому, назвать вежливое слово.

Очень много вежливых слов, но сегодня мы узнаем о новых:

(Молодцы, ребята!)

6. Слова утешения (сочувствия).

а) — Вспомните, случалось ли вам утешать кого-нибудь. Как это было?

б) — А вас кто-нибудь утешал? В каких случаях?

в) — Можно сказать: Всякое бывает! Всё пройдёт! Всё будет хорошо!

(главное — быть рядом и побольше тепла в отношении к человеку).

г) — Вы помните, как плохо было Незнайке, когда все узнали, что воздушный шар придумал Знайка, а Незнайка — обыкновенный хвастун и лгунишка. Малыши и малышки

смеялись над ним. Незнайка не знал, что ему делать, куда идти, а слезы всё лились, лились

и никак не могли остановиться. Вдруг он почувствовал, что кто-то трогает его за плечо и

ласково говорит: «Не плачь, Незнайка!» Он обернулся и увидел синеглазку. «Не надо

плакать», — повторила она.

Незнайка отвернулся от неё, вцепился руками в забор и завыл ещё громче. Синеглазка молча погладила его по плечу. Незнайка задёргал плечом, стараясь сбросить её руку, и даже ногой задрыгал.

— Ну, не надо, не надо быть таким злым! — ласково говорила она. — Ведь вы добрый,

хороший малыш. Вам хотелось казаться лучше, поэтому вы стали хвастаться и обманывать нас. Но теперь ведь вы больше не будете так делать?.. О старом больше не будем вспоминать. Теперь вы постараетесь быть честными, смелыми и умными, будете совершать хорошие поступки и вам не придётся больше выдумывать, чтобы казаться лучше. Правда?

— Правда, — тихо ответил Незнайка.

Он грустно взглянул на Синеглазку и улыбнулся сквозь слезы, синеглазка взяла его за руку:

— Пойдёмте туда, где все (можно диалог проинсценировать).

— Какие слова утешения нашла Синеглазка?

(не плачь, вам хотелось быть лучше; вы добрый, хороший малыш.)

— Какие ещё средства использовала девочка?

(добрые слова, похвала, выражение уверенности в том, что он изменится, погладила

по плечу.)

— Чтение стихотворения А. Барто «Наша Таня…» или сказки «Курочка ряба». Анализ речевых ситуаций.

— Перестанет ли Таня плакать? С какими добрыми словами утешения обратились к

Вежливые формы отказа.

Дети, вспомните, какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-то

с просьбой? (пожалуйста, будьте добры, если вас не затруднит и т.д.)

Всегда ли просьбу можно выполнять?

а) Разыгрывание речевых ситуаций.

1) Друг просит тебя дать на время магнитофон, принадлежащий старшему брату. Можешь ли ты выполнить такую просьбу? В какой форме прозвучит твой отказ?

2) Одноклассники приглашают тебя на футбольный матч. Но мама в это же время

просит тебя сходить в магазин. Какое решение ты примешь? Какой разговор возможен с

мамой? Какой — с ребятами?

б) — к сожалению, не могу. — Не могу.

Я занят. Иду с братом в кино.

— После уроков никак не могу: — Я занят.

иду с братом в кино.

— Извини, после уроков я очень занят. — Позови Антошку. Он пойдёт.

— Спасибо? Мне очень хочется, но я — Не пойду!

обещал брату пойти с ним в кино.

— Я, конечно, с удовольствием пошёл — Нет?

бы, но после уроков очень занят.

Послушайте: оба мальчика отклоняют предложение или отказывают, но делают это

по-разному.

Чей отказ не обидит того, кто выражал просьбу?

Давайте отметим, как лучше выразить отказ, анализируя слова Саши:

  1. Объяснение причины отказа.
  2. Извинение.
  3. Благодарность за приглашение, сожаление, что не можем воспользоваться приглашением или выполнить просьбу.

Вывод:

— Не всегда просьбу можно выполнить (принять приглашение), поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека, объясняют причину своего отказа, извиняются, благодарят, например, за приглашение, но, к сожалению, не могут им воспользоваться.

  1. Упражнение — размышление.

Подарите Крокодила!

Мошковская Э.

Игрушки, конфеты Я бы кормил его

Мне не дарите- И лечил…

Все это, все это Пусть бы жил у меня крокодил!

Вы заберите. Я бы в ванну его посадил,

Мне крокодила И там у него

Такого живого, Была бы вода,

Не очень большого И он бы плавал

Лучше купите… Туда-сюда,

Я бы тогда бы Он бы плескался! Купался!

Его приручил. И я б на него любовался …

— Выполнима ли просьба мальчика?

— Она реальная? (В каких условиях.)

— Каким может быть отказ? (Давайте поразмышляем, как помочь родителям мальчика

выразить отказ).

Итог занятия.

О каких правилах вежливого человека мы сегодня узнали?

(о словах утешения; о формах отказа).

Дополнительный материал.

Последующие занятия нужно посвятить выработке практических навыков употребления речевых этикетных форм в зависимости от ситуации: упражнения, анализ ситуаций, инсценирование и т.д..

  1. Вежливый.

Вот кто вежливость у нас — Что с тобой?! —

Проявил на деле — Вскочила мать.

Он в полночный тихий час — Заболел, сыночек?

Поднял мать с постели. -Я забыл тебе сказать

Мама, доброй ночи!

С. Погореловский.

— Можно ли назвать малыша вежливым? Почему?

— Что значит «быть вежливым?»

  1. а) игра «Волшебные слова». Дети становятся вокруг ведущего. Один из играющих говорит любое «волшебное» слово. Ведущий должен отгадать, кто говорил. Если отгадал, то ведущим становится другой;
  2. б) игра «Это я». Произнести хором слова «Это я, это я, это все мои друзья» (только тогда, когда это уместно):

— Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

— Кто из нас приходит в класс с опозданием на час?

— Кто мороза не боится, на коньках летит, как птица?

— Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей? и т.д.

  1. Ситуации.

— Вы идете по улице и видите знакомого человека. Как нужно правильно поздороваться? Покажите.

— Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик допустил три ошибки. Назовите их:

— Что вы скажете детям, которые разоряют птичьи гнезда, рвут цветы с клумбы в парке, разбрасывают мусор, громко кричат в общественном месте, помогают старушке сойти с автобуса, утешают плачущего малыша?

— Почему иногда в ответ на приветствие здравствуйте мы слышим слово спасибо? А

кто из вас может показать, как надо правильно здороваться? Какие речевые формулы вы

употребляете при прощании?

  1. Разыгрывание ситуации.

1) Вы обращаетесь к учительнице с просьбой объяснить решение трудной задачи;

2) вы просите папу купить новую игрушку;

3) в гастрономе спросите у продавца, сколько стоит пакет молока;

4) вы поздравляете бабушку с днём рожденья.

  1. Вопросы — задания.

Вопрос I. С какими словами обращаешься утром к маме, бабушке, папе? А вечером перед

сном? (Предполагаемый ответ: доброе утро, спокойной ночи, счастливых снов .)

С какими словами обращаешься утром (днём, вечером) к товарищу по классу, соседям по дому, к малознакомому человеку, если вошёл в комнату?

(Доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте .)

Вопрос 2. С какими словами обращаешься утром к воспитателю, учителю, товарищу по

классу? (Здравствуйте, доброе утро .)

Вопрос 3 . С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку, чтобы он позвал

кого-то нужного тебе, передал книгу, коньки, пробил компостером в транспорте билет,

пропустил пройти к выходу в транспорте, в магазине, в кино? (Пожалуйста, передай…

Пожалуйста, передайте… Пожалуйста, позвоните… Будьте добры, пропустите…

Будьте любезны, пробейте мне билет …)

Вопрос 4. С какими словами следует обратиться к незнакомому человеку и попросить его,

чтобы он указал тебе дорогу к музею, театру, стадиону, нужному транспорту? (Не будете

ли вы любезны сказать… Не будете ли вы добры сказать, как пройти. ..}

Вопрос 5 . Что надо сказать, когда тебя что-то попросят, а ты не можешь выполнить

просьбу? (Извините… Извините, пожалуйста, я не знаю …)

  1. Что нужно сказать, когда тебе что-то дарят, оказывают услугу? (благодарю, спасибо).
  2. 1) С какими словами девочка обратится с просьбой к стоящим рядом?

(выберите правильный ответ)

а) Будьте добры, передайте деньги за билет.

б) Передайте деньги.

в) Бросьте деньги в кассу и передайте билет.

2) Маленький котёнок забрался на дерево и не может слезть. С какими словами девочка обратится к мальчику ровеснику, а с какими к прохожему мужчине?

а) Слушай, не можешь ли ты мне помочь снять котёнка? Он боится слезть с дерева:

видишь какой он маленький.

б) Извините, пожалуйста. Можно вас попросить снять котёночка?

Обращаясь ко взрослым, употребляйте вежливые формы обращения: разрешите

мне…, простите, вы не поможете /скажите/ мне…, извините, можно вас попросить, я не

понял ваш вопрос, повторите, пожалуйста.

Со своими ровесниками можно говорить более свободно, но и в разговоре с ними не следует забывать о таких словах, как пожалуйста, извините, простите.

Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей.

Лена подбежала к учительнице и сказала:

«Елена Петровна»…

— Какую ошибку вы заметили?

— Что бы вы посоветовали девочке?

Миша пришёл домой к Пете, чтобы вместе делать домашние задания. Работали они

добросовестно, серьёзно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьёзным делом заняты — уроками».

Выскажите своё мнение по поводу поведения мальчиков.

Какие ошибки в их поведении вы заметили?

  1. На перемене. (Разыгрывание ситуации).

На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, конечно же, он налетел впопыхах на учительницу, чуть не сбив её с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и строго спросила:

— Что нужно сказать?

— Здрастье? — ответил Игорь. И все засмеялись!

Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря?

Придумайте продолжение разговора.

  1. Придумаем продолжение сказки «Три медведя»…

Представим, что Машенька не убежала, что она могла бы сказать медведям?

Каким тоном?

Представим себе, что Машенька извиняется перед каждым из медведей.

Как она обратится к каждому из них? Что ответят ей Медведь, Медведица И Мишутка?

  1. Вставьте пропущенные слова.

Маша знала слов немало, За подарком, за обедом,

Но одно из них пропало, Это слово говорят,

А оно-то, как на грех. Если вас… (благодарят).

Говорится чаще всех. Но молчит она, как рыба,

Это слово ходит следом Вместо каждого … (спасибо).

  1. Вежливый кролик.

(Мексиканская сказка.)

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шёл он домой и вдруг увидел Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень голодна и сердита.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере жила Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

«Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно?» И, присев на задние лапки. Кролик вежливо сказал:

Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти!

— Входите, входите, — ласково ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик прекрасно понял, с кем имеет дело.

— Простите, что побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха. До свидания? — и бросился бежать со всех ног.

Прискакал Кролик к своему дому и подумал о том, что вежливость ещё никогда никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

— Лучше бы я ему не отвечала? Ох, уж эти мне вежливые кролики. Нужно было ему

просить разрешения войти!

  1. Э. Мошковская «Вежливое слово».

Вежливое слово.

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

В три часа открылась касса,

Даже Ёжик пожилой

Притащился чуть живой…

— Подходите, Ьжик, Ёжик!

Вам билет в каком ряду?

— Мне поближе: плохо вижу,

Вот спасибо, ну пойду.

Говорит Овечка:

— Мне одно местечко!

Вот моё Благодарю — доброе словечко.

— Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят!

И достала Утка «Доброе утро?».

— Добрый день!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке дайте лучшие места,

Вот моё Пожалуйста!

Отпихнув старух,

Стариков, барсуков, бурундуков…

Вдруг ворвался Косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

— Касса, выдай мне билет!

— Ваше вежливое слово?

— У меня такого нет!

— Ах, у вас такого нет,

— Не получите билет!

— Мне билет!

— Нет и нет?

Не стучите, не кричите, до свидания, привет.

Ничего кассир не дал!

Косолапый зарыдал

И ушёл он со слезами,

И ушёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка косолапого сынка

И достала из комода очень вежливое что-то…

Развернула, и стряхнула,

И чихнула и вздохнула:

— Ах, слова какие были!

И не мы ли их забыли?

Изволь, Позволь…

Их давно уж съела моль!

Бедные Пожалуйста,

Что от них осталося?…

Театр открывается! К началу всё готово!

Билеты предлагаются за вежливое слово!

Вот уже второй звонок!

Медвежонок со всех ног подбегает к кассе…

— До свиданья? Здравствуйте!

Доброй ночи! И рассвета! Замечательной зари!

И кассир даёт билеты — не один, а целых три?

— С новым годом! С новосельем! Разрешите вас обнять.

И кассир даёт билеты — не один, а целых пять.

— Поздравляю с днём рожденья — приглашаю вас к себе.

И кассир от восхищенья постоял на голове!

И кассиру всё под силу, очень хочется запеть:

«Очень, очень-очень-очень вежливый медведь!»

— Благодарен, извиняюсь!

— Славный парень!

— Я стараюсь.

— Вот какая умница!

Вот идёт медведица,

И она волнуется и он счастья светится!

— Здравствуйте, медведица, знаете, медведица,

Славный мишка ваш сынишка, даже нам не верится!»

— Почему не верится? — говорит медведица.

— Мой сыночек молодец!

До свидания?

После чтения сказки учительница задала детям такие вопросы:

1) Почему кассир не дал вначале медвежонку билет? Как вёл себя мишка у кассы, каким

2) Как мама медведица помогла сыну? Что она сделала?

3) Какой урок получил медвежонок у кассы и как он его понял? Как вёл он себя у кассы

4) Как изменилось отношение кассира к медвежонку при второй их встрече? Какими словами он характеризовал его матери? (Славный мишка ваги сынишка.)

5) Как ты понимаешь выражение «Вот идёт медведица… и от счастья светится»? (У нее

на мордочке радостное выражение. Она счастлива, что сын понял, как надо себя вести, не

только понял, но и изменил своё поведение в лучшую сторону.)

— А у вас бывает, что ваша мама светится от радости когда вы сделаете кому-то доброе дело или скажите человеку добрые, теплые слова?

  1. Ежели вы вежливы

С. Маршак

Ежели вы И ежели вы

Вежливы Вежливы,

И к совести То вам, товарищ надо,

Не глухи, Всегда без опоздания

Вы место Ходить на сбор отряда.

Без протеста Не тратить же

Уступите Товарищам,

Старухе. Явившимся заранее,

Ежели вы Минуты на собрание,

Вежливы Часы на ожидание!…

В душе, а не для виду, И ежели вы

В троллейбус Вежливы,

Вы поможете Тому, кто послабее,

Взобраться Вы будете защитником,

Инвалиду. Пред сильным не робея.

И ежели вы Знал одного ребёнка я.

Вежливы. Гулял он с важной нянею.

То, сидя на уроке. Она давала тонкое

Не будете Ребёнку

С товарищем Воспитание.

Трещать, как две сороки. Был вежлив

И ежели вы Это мальчик

Вежливы, И, право, очень мил:

Поможете Отняв у младших

Вы маме Мячик,

И помощь ей предложите Он их благодарил,

Без просьбы — «Спасибо», — говорил.

То есть сами. Нет, ежели вы

И ежели вы Вежливы,

Вежливы, То вы благодарите,

То в разговоре с тетей. Но мячика

И с дедушкой, У мальчика

И с бабушкой Без спросу

Вы их не перебьёте. Не берите!

  1. Правила приличия.

Медведя лет пяти-шести Хоть с виду стал он вежливым,

Учили, как себя вести: Остался он медвежливым.

— В гостях, медведь, Он кланялся соседям —

Нельзя реветь, Лисицам и медведям,

Нельзя грубить и чваниться. Знакомым место уступал,

Знакомым надо кланяться. Снимал пред ними шляпу,

Снимать пред ниму шляпу, А незнакомым наступал

Не наступать на лапу, Всей пяткою на лапу.

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырёх. Совал куда не надо нос,

Не надо чавкать и зевать, Топтал траву и мял овёс.

А кто зевает власть, Наваливался брюхом

Тот должен лапой прикрывать На публику в метро

Разинутую пасть. И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Послушен будь, и вежлив будь. Медведя лет пяти-шести

И уступай прохожим путь. Учили, как себя вести

И старых уважай. Но, видно, воспитатели

И бабушку-медведицу Напрасно время тратили!

В туман и гололедицу

До дома провожай. С. Маршак

Так Мишку лет пяти-шести Чему учили Мишку?

Учили, как себя вести… Как нельзя и как надо себя вести?

error: Content is protected !!