Инвалиды могут быть субъектами малого предпринимательства. Преимущества, предоставляемые при осуществлении закупок. Как участники подтверждают свою принадлежность к конкретной категории

Предполагающего преимущества для организаций инвалидов, он вправе наряду с ними установить преимущества для СМП и СОНКО, считает госорган.

Полагаем, что эти действия могут ограничить конкуренцию и лучше их не допускать. В такой закупке смогут принять участие не все организации инвалидов, которым заказчики должны давать преимущества. Среди них есть общероссийские общественные организации инвалидов, а также созданные ими коммерческие организации, отвечающие ряду условий. Первые являются СОНКО. При этом вторые могут быть СМП, только если соответствуют определенным требованиям.

Документ: Письмо Минфина России от 22.11.2017 N 24-02-06/77462

Текст письма Министерства финансов Российской Федерации от 22.11.2017 N 24-02-06/77462

Вопрос: Об установлении преимуществ при закупках субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям наряду с их установлением организациям инвалидов.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части возможности установления заказчиком при осуществлении закупки преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СМП, СОНО) наряду с установлением преимущества организациям инвалидов, в рамках компетенции сообщает следующее.

Согласно части 4 статьи 27 Закона о контрактной системе преимущества, в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе, предоставляются при осуществлении закупок:

1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;

2) организациям инвалидов;

3) субъектам малого предпринимательства;

4) социально ориентированным некоммерческим организациям.

Частью 3 статьи 29 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.

При этом указанные преимущества устанавливаются в случае закупки товаров, работ, услуг согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта" (далее - Перечень).

Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНО в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.

При этом в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание поддержки общественным объединениям инвалидов может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в части социально ориентированных некоммерческих организаций.

Вместе с тем на организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 процентов, распространяется действие Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) при соответствии данных организаций требованиям, установленным Законом N 209-ФЗ, за исключением пункта 1 части 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ.

Таким образом, в случае если объектом закупки являются товары, работы, услуги из Перечня, то установление заказчиком преимущества организациям инвалидов наряду с установлением преимущества в отношении участников закупки, которыми могут быть исключительно СМП, СОНО, положениям Закона о контрактной системе не противоречит.

Директор Департамента

Т.П.ДЕМИДОВА

22.11.2017

Текст постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ

ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИЯМ ИНВАЛИДОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ

ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ) В ОТНОШЕНИИ

ПРЕДЛАГАЕМОЙ ИМИ ЦЕНЫ КОНТРАКТА

В соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые:

Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта;

перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИЯМ ИНВАЛИДОВ

ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ)

В ОТНОШЕНИИ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ИМИ ЦЕНЫ КОНТРАКТА

1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 процентов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержденным настоящим постановлением.

2. Действие настоящих Правил распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80 процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 процентов.

3. Для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

4. Организация инвалидов, признанная победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), представляет заказчику требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, установленных в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

5. Контракт с организацией инвалидов, признанной победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по цене, предложенной этой организацией, увеличенной до пятнадцати процентов от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

6. В случае уклонения победителя конкурса, запроса предложений от заключения контракта положения, предусмотренные пунктами 4 - 5 настоящих Правил, распространяются на участника закупки, соответствующего критериям, указанным в пункте 2 настоящих Правил, заявке которого присвоен 2-й номер.

7. В случае уклонения победителя аукциона, запроса котировок от заключения контракта положения, предусмотренные пунктами 4 - 5 настоящих Правил, распространяются на участника закупки, соответствующего критериям, указанным в пункте 2 настоящих Правил, который предложил такую же, как и победитель аукциона, запроса котировок цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем аукциона, запроса котировок.

Утвержден

постановлением Правительства

Российской Федерации

ПЕРЕЧЕНЬ

ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ, ПРИ ЗАКУПКЕ КОТОРЫХ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ

ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЯМ ИНВАЛИДОВ

Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)

Наименование товаров и услуг

10.13.14.164

Полуфабрикаты мясные (мясосодержащие) в тесте охлажденные

10.32.1

Соки из фруктов и овощей

10.39.18.110

Овощи (кроме картофеля), приготовленные или консервированные с уксусом или уксусной кислотой

10.71.11

Изделия хлебобулочные недлительного хранения

10.72.11

Хлебцы хрустящие, сухарики, гренки и аналогичные обжаренные продукты

10.72.19

Изделия хлебобулочные сухие прочие или хлебобулочные изделия длительного хранения

11.07.11

Воды минеральные и газированные, неподслащенные и неароматизированные

13.92.11

Одеяла и дорожные пледы (кроме электрических одеял)

13.92.12

Белье постельное

13.92.13

Белье столовое

13.92.14.110

Белье туалетное

13.92.15

Занавеси (включая драпировочные) и шторы для интерьеров;

занавеси и подзоры для кроватей

13.92.16.110

Изделия мебельно-декоративные, не включенные в другие группировки

13.92.21

Мешки и пакеты, используемые для упаковки товаров

13.94.12.110

Сети (кроме рыболовных) и сетки плетеные из бечевок, каната или веревок

13.95.10.112

Материалы нетканые из химических нитей

13.99.19.120

Изделия из ваты из хлопка

14.12.11

Комплекты, костюмы, куртки (пиджаки) и блейзеры мужские производственные и профессиональные

14.12.21

Комплекты и костюмы, куртки (жакеты) и блейзеры женские производственные и профессиональные

14.19.13

Перчатки, рукавицы (варежки) и митенки трикотажные или вязаные

14.19.23.140

Перчатки из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных

14.19.32.120

Одежда из нетканых материалов

14.31.10

Колготы, рейтузы, чулки, носки и прочие чулочно-носочные изделия трикотажные или вязаные

14.39.10

Джемперы, пуловеры, кардиганы, жилеты и аналогичные изделия трикотажные или вязаные

15.12.12

Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия из натуральной кожи, сочетаний кожи, листов пластмассы, текстильных материалов, вулканизированных волокон или картона;

наборы дорожные, используемые для личной гигиены, шитья или для чистки одежды или обуви

16.24.1

Тара деревянная

17.21.1

Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная

17.22

Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности

17.29.11

Ярлыки и этикетки из бумаги или картона

22.22.1

Изделия пластмассовые упаковочные

22.29.26

Фурнитура для мебели, транспортных средств и аналогичные пластмассовые изделия; статуэтки и прочие декоративные изделия пластмассовые

22.29.29

Изделия пластмассовые прочие

23.6

Изделия из бетона, цемента и гипса

25.29

Резервуары, цистерны и аналогичные емкости из металлов прочие

25.93.14

Гвозди, кнопки, кнопки чертежные, скобы и аналогичные изделия

25.94.1

Изделия крепежные и винты крепежные

25.99.2

Изделия металлические прочие

27.12.2

Устройства коммутации или защиты электрических цепей на напряжение не более 1 кВ

27.12.3

Комплекты электрической аппаратуры коммутации или защиты

27.40.2

Светильники и осветительные устройства

27.40.4

Части ламп и осветительного оборудования

28.29.13

Фильтры масляные, бензиновые и всасывающие воздушные для двигателей внутреннего сгорания

29.32.20

Ремни безопасности, подушки безопасности, их части и принадлежности кузовов

31.01.1

Мебель для офисов и предприятий торговли

32.40

Игры и игрушки

32.50.50

Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие

32.91.11

Метлы и щетки для домашней уборки

32.91.12

Зубные щетки, щетки для волос и прочие туалетные щетки для ухода за внешностью;

художественные кисти, кисточки для письма, косметические кисточки

32.91.19.110

Щетки технические

55.10

Услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья

58.11.15.000

Атласы и прочие книги с картами печатные

58.11.16.000

Карты и гидрографические или аналогичные схемы печатные, не в виде книги

58.11.19

Книги, брошюры, листовки печатные прочие и подобные печатные материалы

58.19.19.110

Издания печатные для слепых

74.30.12

Услуги по устному переводу

86.90.19.140

Что грозит заказчику, если при аукционе предоставлены преимущества одновременно учреждениям УИС (по ст. 28 Закона 44-ФЗ) и организациям инвалидов (по ст. 29 Закона № 44-ФЗ), плюс установлены ограничение «только для СМП» (по ст. 30 Закона № 44-ФЗ), нарушен ли закон?

Из этой статьи вы узнаете:

  • для кого можно установить преимущества и ограничения для участников закупок;
  • особенности для организаций инвалидов, СМП и СОНО, а также учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • как вычислить СМП;
  • какие организации могут входить в уголовно-исполнительную систему.

Установив одновременно такие преимущества и ограничения, заказчик не исполнит обязанность предоставить , поскольку они не могут быть допущены к участию в закупке, проводимой только для СМП и СОНО.

Формально такое сочетание преимуществ и ограничений не нарушает положений Закона № 44-ФЗ. Однако по факту ограничений учреждений УИС контрольный орган может инкриминировать нарушение п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ («О защите конкуренции»). Ведь участник со стороны УИС может подать жалобу в ФАС.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Для каких участников закупок можно установить преимущества и ограничения

Организации инвалидов

Учреждения уголовно-исполнительной системы

На основании ч. 2 ст. 28 Закона № 44-ФЗ (за исключением закупки у единственного поставщика), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям УИС преимущества до 15% от предлагаемой ими цены контракта. Преимущества необходимо предоставить, если закупаемый товар входит в утвержденный Правительства РФ от 14.07.2014 № 649 перечень (далее — Постановление № 649).

Разберем, кто относится к субъектам СМП.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся, в т. ч., внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Как вычислить СМП

Как говорится в Законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», юрлицо можно причислить к СМП, если суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в нем не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юрлиц или суммарная доля участия иных юрлиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49% каждая.

Вместе с тем, согласно ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя:

  • учреждения, исполняющие наказания;
  • территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере исполнения наказаний.

В уголовно-исполнительную систему могут входить:

  • следственные изоляторы;
  • предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;
  • научно-исследовательские;
  • проектные;
  • медицинские;
  • образовательные организации.

Единственными учредителями практически всех учреждений УИС, большинство которых созданы в форме унитарных предприятий, являются Российская Федерация или субъекты Российской Федерации, что делает невозможным их отнесение к СМП.

В части 2 ст. 30 Закона № 44-ФЗ прямо говорится, что действие этой статьи распространяется на СОНО за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования.

Таким образом, учреждения УИС, будучи некоммерческими организациями, не относятся и к СОНО. Ведь их учредителем выступает Российская Федерация. Следовательно, учреждения УИС будут не вправе принимать участие в закупке, проводимой в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, в качестве СОНО!

Это означает, что, установив в извещении (документации) преимущества для учреждений УИС, вы можете одновременно указать, что закупка проводится для СМП и СОНО (по ст. 30 Закона № 44-ФЗ). То есть прямого запрета на установление заказчиком таких условий Закон № 44-ФЗ не содержит.

Однако в случае противоположном стоит быть внимательным! Если вы проводите закупку на основании ст. 30 Закона № 44-ФЗ и предмет закупки относится к Перечню, утвержденному Постановлением № 649 (предоставление преимуществ учреждениям УИС), вы обязаны установить преимущества для учреждений УИС. На этом этапе вы можете попасть в ловушку: учреждения УИС не могут быть допущены к участию в закупке, проводимой только для СМП и СОНО, значит контрольный орган может счесть ваши ограничения нарушением.

Товары, включенные в Перечень, утвержденный Постановлением № 649, целесообразно закупать отдельно, не ограничивая круг участников закупки СМП и СОНО. Это позволит снизить риск подачи жалоб со стороны участников и возникновения претензий контрольных органов. Указание в извещении одновременно преимуществ для учреждений УИС и ограничений «только для СМП и СОНО» делает невозможным подачу заявок на участие в такой закупке предприятиями и учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Предоставление в рамках одного электронного аукциона преимуществ для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также для организаций инвалидов возможно в случае совпадения условий, предусмотренных законом для предоставления тех и других преимуществ.

Обоснование позиции:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей, далее - контрагенты), за исключением случая закупки у единственного контрагента, обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов (далее - ОИ) в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг. В настоящее время действуют соответствующий перечень (далее - Перечень) и Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341.
Следует учитывать, что нельзя предоставить преимущество для ОИ в том случае, если объектом одной закупки выступают как включенные в Перечень, так и не включенные в него товары, работы, услуги ( письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28И-1616).
Ограничения круга участников закупки Правилами не предполагается. Равным образом не предполагается и какого-либо преимущественного права доступа ОИ к закупкам или преимуществ при оценке заявок либо при предложении ими цены.
В соответствии с п.п. 4-6 Правил преимущество предоставляется лишь в том случае, если организация инвалидов становится победителем соответствующей процедуры определения контрагента либо если с ней заключается контракт вследствие уклонения от заключения контракта победителя процедуры (если заявке ОИ присвоен второй номер или если ОИ предложила такую же, как и победитель аукциона, запроса котировок цену контракта или предложение о цене контракта которого - следующее после предложения победителя аукциона, запроса котировок). В этом случае контракт заключается по цене, предложенной ОИ, увеличенной до 15% от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Как следует из ч. , Закона N 44-ФЗ, под ОИ в целях этого Закона понимаются следующие организации:
- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;
- организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и отвечающие следующим признакам:
среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%;
доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.
Преимущества субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНО) согласно Закона N 44-ФЗ заключаются в обязанности заказчика обеспечить участие таких субъектов в удовлетворении государственных или муниципальных нужд в рамках осуществляемых закупок (в том числе в форме электронных аукционов) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
Достижение такой доли может быть достигнуто двумя способами:
- проведение конкурентными способами закупок, участниками которых могут быть только СМП и СОНО ( , Закона N 44-ФЗ). Такое условие проведения закупки следует рассматривать как преимущество для СМП и СОНО и одновременно как ограничение для других участников (смотрите также ответ на вопрос 42 в приложении к Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, Минэкономразвития РФ от 03.10.2016 N Д28и-2584);
- осуществления закупок без ограничения круга участников, но с установлением в извещении о проведении закупки и в контракте условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в объеме, установленном в виде процента от цены контракта (п. 2 ч. 1, ч. , Закона N 44-ФЗ).
Исходя из Закона N 44-ФЗ под СОНО в данном Законе понимаются некоммерческие организации (за исключением тех, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Специальных указаний относительно СМП нормы N 44-ФЗ не содержат, поэтому следует исходить из того, что это субъекты, соответствующие признакам, данным в ч. , Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
При предоставлении преимущества СМП, СОНО первым способом необходимо учитывать, что, во-первых, согласно части шестой Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с N 7-ФЗ в части СОНО. Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций (часть вторая Закона N 181-ФЗ). Безусловно, они осуществляют вид деятельности, предусмотренный Закона N 7-ФЗ. Соответственно, любые общественные организации инвалидов являются СОНО.
Во-вторых, согласно части седьмой Закона N 181-ФЗ на организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%, распространяется действие N 209-ФЗ при соответствии их требованиям, установленным данным Законом, за исключением Закона N 209-ФЗ. Обратим внимание, что признаки отнесения созданных общественными объединениями инвалидов организаций, указанные в самом N 181-ФЗ к СМП, совпадают с признаками ОИ, которым предоставляются преимущества в соответствии с N 44-ФЗ. Что касается прочих признаков, то полагаем, что в вышеприведенной норме допущена ошибка юридической техники - ее текст не приведен в соответствие с изменениями в N 209-ФЗ и в ней имеется в виду Закона N 209-ФЗ, ставящей статус СМП в зависимость от доли в уставном капитале СМП, в том числе, общественных организаций (объединений).
Соответственно, вышеуказанные ОИ могут быть отнесены к СМП при условии соответствия требованиям ч. , Закона N 209-ФЗ:
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;
- доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать 800 млн. рублей ( Правительства РФ от 04.04.2016 N 265).
При этом ни одна норма закона или подзаконного акта не ставит применение преимуществ СМП и СОНО и ОИ в зависимость друг от друга.
Таким образом, заказчик при проведении закупки исключительно среди СМП и СОНО не только вправе, но и в силу Закона N 44-ФЗ обязан одновременно предоставить преимущество, установленное для ОИ, при совпадении следующих условий:
- осуществляется закупка исключительно товаров, работ или услуг, включенных в Перечень;
- в закупке участвует ОИ, обладающая признаками, необходимыми для получения преимущества, и являющаяся одновременно СОНО или СМП;
- такая ОИ становится победителем соответствующей процедуры либо контракт должен быть заключен с ней ввиду уклонения победителя от заключения контракта.
Косвенное подтверждение данного вывода можно найти в постановлении Управления ФАС по Республике Карачаево-Черкессия от 17.06.2016 N 3-192/16, в котором рассматривается закупка, проводимая среди СМП и СОНО, в документации о которой заказчик установил преимущество для ОИ. Антимонопольный орган указал на некорректность в формулировании условий предоставления данного преимущества, но не на невозможность его предоставления в данном случае.
Тем более свободно любая ОИ может участвовать в закупке, в извещении о которой установлено условие, предусмотренное Закона N 44-ФЗ, и победить в ней, что также дает право на получение преимущества, но не снимает обязанности по привлечению к исполнению контракта СМП и СОНО.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Может ли заказчик при закупке способом запроса котировок, одновременно установить преимущество для СМП и СОНО в соответствии с ст. 30 Закона № 44-ФЗ и установить преференции участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России № 155 от 25.03.2014 и Организациям инвалидов (в соответствии со Статьей 29 Федерального закона № 44-ФЗ). Код ОКПД2 31.01.11.130?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Да заказчик может осуществить одновременное установление преимуществ для организаций инвалидов и организаций СМП и СОНО. Преференции по Приказу № 155 также можно установить, если все товары включены в Перечень, утвержденный Приказом № 155.

Правомерно ли одновременно предоставлять преимущества для организаций инвалидов и ограничения по участию в аукционе в электронной форме субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций?

В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона № 44-ФЗ) установлено, что в извещении о проведении аукциона в электронной форме должна содержаться, в том числе, следующая информация:

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  • преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. 28 - 30 Закона № 44-ФЗ.

На основании ч. 1 ст. 29 Закона № 44-ФЗ организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества.

В свою очередь, согласно ч. 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ установлено, что действие ст. 29 распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.

Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона № 44-ФЗ, при определении поставщиков заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни (см. также п. 5 ч. 5 ст. 63 Закона № 44-ФЗ). В случае если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 341 утверждены Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее - Правила), а также Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов.

Следовательно, в соответствии со ст. 29 Закона № 44-ФЗ при определении поставщиков заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%, в случае если товары, работы, услуги, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, предусмотрены в соответствующем перечне.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, путем:

  1. проведения открытых конкурсов , конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок , запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн. руб.;
  2. осуществления закупок с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

Следовательно, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок.

Также следует отметить, что в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в части социально ориентированных некоммерческих организаций.

Таким образом, исходя из вышесказанного следует, что в случае если заказчик осуществляет закупку на основании ст. 30 Закона № 44-ФЗ (закупка у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ) и товары, работы, услуги по данной закупке отнесены к Перечню (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 341) при которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, то заказчик обязан установить такое преимущество для организации инвалидов.

Дополнительно сообщаем, что аналогичная позиция содержится в письме Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889.

Что касается Приказа № 155, то код 31.01. - Мебель для офисов и предприятий торговли входит в Перечень товаров, утвержденный Приказом № 155.

Согласно п. 8 Приказа № 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения запроса котировок порядок, установленный пунктами 3-7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если:

а) в рамках одного запроса котировок предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

error: Content is protected !!