Художник ларионов михаил федорович - натюрморты, женские портреты. Художник Михаил Ларионов. Картины художника Художник михаил ларионов интересные факты биографии

Михаил Федорович Ларионов — великий русский художник, один из главных основоположников русского авангарда. Родился в 1881 году в Тирасполе. Его влияние на становление авангардного течения в нашей стране сложно переоценить. Тот вклад, что он сумел внести своим трудом, талантом и даже гениальностью, явился одной из основных звеньев цепи, которая подняла русское авангардное искусство до мирового уровня.

Михаил Ларионов проходил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова, И. И. Левитана. В училище он познакомился с русской художницей авангардистской . Наталья Гончарова также стала одной из значительных фигур в русской живописи. Впоследствии Ларионов и Гончарова так сильно сблизились, что стали спутниками жизни, а в 1955 году официально зарегистрировали свои отношения в ЗАГСе.

М.Ф.Ларионов писал в стиле позднего импрессионизма, фовизма, примитивизма . Однако знаменит на весь мир он стал благодаря разработке нового стиля в живописи. Он впервые создал пример беспредметного искусства, который был назван — лучизм . Это форма абстрактного творчества, в котором формы образуются в результате пересечения и взаимодействия лучей.

Ларионов Михаил Фёдорович был участником таких художественных групп и объединений, как: , Ослиный хвост, Мишень. Умер в пригороде Парижа Фонтене-о-Роз в 1964 году.

Хотите сделать свой домашний аквариум по-настоящему красивым и даже живописным? На сайте Rakushki вы найдёте кораллы для аквариума самых разных форм и расцветок. Большой выбор кораллов, раковин, ракушек и морских звёзд.

Автопортрет

Венера и Михаил

Девушка у парикмахера

Женская голова и птичка с веткой в клюве

Кукольный театр

Курящий солдат

Лучистый пейзаж

Натюрморт с лимоном и яйцом

Отдыхающий солдат

Михаил Ларионов - один из основателей русского авангарда.

Родился Михаил Федорович Ларионов 22 мая 1881 года в Тирасполе Херсонской губернии. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 1898 году (окончил он его только в 1910 г.), Ларионов учился у К. Коровина и В. Серова. Сначала Ларионов увлекался поздним импрессионизмом. Одна из наиболее известных его работ в этом духе - "Куст сирени в цвету" (1904). После поездки в Париж в 1906 году Ларионов пытался переосмыслить в своем творчестве идеи фовизма и "наивного" искусства. В 1910-е годы начали появляться его написанные в примитивистской манере сценки из провинциальной и солдатской жизни. Дело в том, что Ларионову несколько раз приходилось отбывать лагерные сборы, и ему очень понравились рисунки, которые солдаты оставляли на стенах своих казарм (в основном они рисовали лошадей и женщин, сопровождая рисунки довольно фривольными подписями). Одна из литографий Ларионова "Маркитантка Соня" была скорее всего навеяна именно солдатскими "картинами".




Многие обвиняли Ларионова в вульгарности и даже циничности. А когда в свет вышла книжка "Le futur", в которой на одном из рисунков была изображена проститутка, книгу конфисковала цензура. С. Романович, один из современников художника, рассуждая о действительной сущности "цинизма" Ларионова, писал: "Существуют люди, которые, проходя по залам музеев, отворачиваются от античных статуй с их наготой... Когда Ларионов восхищался солдатскими изображениями женщин на заборах, когда он в некоторых картинах повторял надписи на этих заборах или вкладывал в уста своих персонажей слышанные им выражения - тоже, разумеется, посредством надписей, он был включен в круг той стихийной жизни, в которой все это существовало. Выразить эту жизнь так, как он этого хотел, можно было, передав ее мощную животную основу... Люди, склонные к пошлости, конечно, открывали в этих произведениях то, что им хотелось, а то, что в них было в действительности, было для них недоступно".



Многие из написанных в то время Ларионовыми "солдатских сцен" стали классикой русского искусства. Так, например, созданная в 1911 году картина "Отдыхающий солдат" теперь находится в Государственной Третьяковской галерее.

В 1910-е годы Ларионов и Гончарова принимали участие в организации выставок объединения московских художников "Бубновый валет" (1910) и группировки молодых художников "Ослиный хвост" (1912). Это были творческие объединения, члены которых стремились мыслить в цвете и формах, используя только присущие живописи пластические решения. Ларионов был близок с русскими художниками-футуристами, которые, в отличие от итальянских, не порывали с традицией, а, наоборот, углублялись в нее, с интересом изучали творчество народных мастеров. В начале 1910-х годов Ларионов заявил о новом направлении абстрактного искусства - лучизме. В манифесте, выпущенном в свет в 1913 году, который назывался "Лучисты и будущники", было записано: "Мы идем рука об руку с малярами". На выставках, экспозиции которых формировал Ларионов, рядом с картинами можно было увидеть и написанные народными мастерами вывески.


В 1912 году Ларионов показал на выставках "Мира искусства" и "Союза молодежи" свои холсты - "Стекло/прием лучизма", "Этюд лучистый", "Лучистая колбаса и скумбрия". В этих работах, которые сам Ларионов назвал вариантами "реалистического лучизма", еще ощущалась связь с предметным миром. Вообще же один из тонких ценителей искусства Пунин отмечал, что лучизм Ларионова является "плодом очень тонких реалистических сопоставлений", чем он существенно отличается от беспредметного супрематизма Малевича и живописного визионерства Кандинского.

Отзвуки лучизма чувствовались и в книжных иллюстрациях Ларионова к книге Крученых "Старинная любовь" (1912). Здесь тексты естественно сплетаются с выполненными литографским карандашом рисунками. Книга воспринимается как целостный художественный образ.


Ларионов, как и многие молодые художники, выступал против "греко-римских" пристрастий "мирискусников", которые считали Европу центром всей цивилизации и культуры. А "мирискусники", и в частности А. Бенуа, не могли понять, как можно делать какие-то пластические выводы из изучения народного искусства. В 1910 году Бенуа даже пробовал призвать Ларионова встать на иной, "старый" путь. Он писан о Ларионове: "Ведь он мог бы создавать вместо этих кривляний в духе какого-то нового примитивизма законченные и совершенные произведения в "прежнем духе". А Ларионов лишает закатный ореол старого искусства того цветистого и праздничного луча, который он мог бы ему дать".


Как бы в ответ Ларионов в 1912 году создал целую серию своих "Венер" - "Кацапская", "Бульварная", "Солдатская", "Еврейская", "Негритянская". В это же время появилось четыре больших ларионовских полотна под общим названием "Времена года", которые раскрывали новые грани его дарования и были непосредственно связаны с детскими рисунками, которые очень высоко ценил художник. Искусствоведы позже определили этот стиль как "инфантильный примитив". В этих картинах чувствовалась связь с глубинными, архаическими пластами культуры, они напоминали своеобразные живописные стихотворения. Простые, трогательные слова, которыми художник сопровождал каждое произведение, придавали его наивным образам особое звучание. Например, на полотне, посвященном весне, написано: "Весна ясная, прекрасная. С яркими цветами, с белыми облаками".


С картинами, написанными в стиле примитивизма, образно связаны и книжные работы Ларионова. Это можно сказать и об иллюстрациях к сборнику Хлебникова "Мирсконца".

Очень интересно была оформлена и книга Крученых "Помада". Ларионов наклеил на яркую малиновую обложку рисунок в технике литографии, а рукописные страницы чередовал с выполненными на золотых паспарту иллюстрациями. Многие современники сравнивали эту книгу с ювелирным украшением. А Бенуа упорно называл ее "скоморошьим альбомчиком". В оформлении сборника Крученых "Полуживой" Ларионов использовал стилистику наскальных изображений эпохи неолита.


Первые спектакли Ларионов начал оформлять еще перед Первой мировой войной в Париже. На некоторое время он вернулдя в Россию, воевал на фронте, был контужен. А в 1915 году вместе с Гончаровой вновь уехал в Париж, где продолжал создавать эскизы декораций и костюмов для балетных спектаклей антрепризы Дягилева.

В 1915-1917 годах он оформил балеты "Ночное солнце" (на музыку Н. Римского-Корсакова), "Кикимора", "Русские сказки", "Баба Яга" (на музыку А. Лядова), позже создавал декорации и костюмы вместе с Н. Гончаровой. Особенно интересным было оформление спектаклей "Лисица" (на музыку И. Стравинского), "На Борисфене" (на музыку С. Прокофьева) и др.

В последующие годы жизни Ларионов писал натюрморты и камерные по звучанию композиции.

Умер он 10 мая 1964 года во Франции. На родине, в России, его творчество по-настоящему оценили лишь в последние годы.

ларионов художник

Михаил Федорович Ларионов – лидер русского авангарда, бунтарь, вожак, мастер эпатажа, новатор, первый русский перформанционист, вышедший за рамки картинной живописи. Сегодня на аукционах русского авангарда – один из самых дорогих и востребованных художников.

Родился художник 3 июня 1881 года. Детство провел в Тираспольской крепости, где его отец служил военным доктором.

Рисовать мальчик начал рано: сохранились первые его работы с 9 лет (1890). С 12 лет он учился в Московском реальном училище Воскресенского, а с 17 – в Училище ваяния, живописи и зодчества. В. Серов, К. Коровин и И.Левитан были его преподавателями.

Его работоспособность, энергия и тяга к новому – поразительны: на третий год обучения он представил комиссии для участия в конкурсе 150 картин, чем возмутил преподавательский состав, так как три из них были порнографическими. Студента — за строптивость и «неприличные» рисунки – отчислили из училища. Для Ларионова это стало периодом интенсивного освоения современной европейской живописи – импрессионизма.

С чем Михаил Ларионов знакомился, а после и использовал, не было чистым подражанием, он стремился переварить увиденное, исследовать и применить в соответствии с собственным видением и художественным вкусом.

Картины молодого художника начинают покупать известные коллекционеры, в числе которых – Рябушинский и Морозов. Он участвует в выставке «Мир искусства», «Обществе передвижников», Союзе русских художников, а в 1906 году С.Дягилев пригласил Михаила Ларионова поучаствовать в выставке русских художников в Париже «Осенний салон».

Творчество художника делится на три основных периода: первый – импрессионистский (1900-1907), второй – примитивистский (1907-1912) и третий, самый известный и важный, – «лучизм» (с 1913).

Тяга художника к театральности, жесту и действию в сочетании с лидерскими качествами проявлялись в организации союзов, выставок, диспутов, в проведении общественность эпатажных шествий, с последующими скандалами и бурными обсуждениями. Это делало имя Михаила Ларионова скандально-известным.

В 1910 году проходит выставка художников, которые объединились в союз «Бубновый валет» – название придумал Ларионов. Участники выставки – К. С. Малевич, Н. С. Гончарова, В. Е. Татлин, М. 3. Шагал и другие. На ней Ларионов выставляет «Хлеб», выполненный в духе уличной вывески. Однако ему тесно в любом союзе, поэтому совсем скоро он со скандалом его покидает.

В 1912 году художник-скандалист устраивает выставку художников, вышедших из «Бубнового валета» и организует новый союз – «Ослиный хвост». На этой выставке Михаил Федорович показывает свою «Солдатскую серию».

Теорию лучизма Ларионов публикует отдельной брошюрой, а после выпускает манифест «Лучисты и будущники», под которым подписались десять художников. В этих картинах Ларионов излагает суть теории лучизма – предметы отражают лучи, на их пересечении возникают определенные формы, которые художник выделяет и изображает. Так было положено начало беспредметного абстрактного искусства, главную роль в котором играли цвет, свет и рука художника.

В этих картинах живопись живет не по законам реальности и предметности, а по собственным законам – цвета и света. Такие работы возникают стихийно и не подчиняются рациональным законам. Лучистские картины Михаила Ларионова часто сравнивают с его импрессионистическими.

Во время Первой мировой войны Ларионов служил на фронте, а после тяжелой контузии был отправлен в госпиталь. В 1918 году художник поселяется с женой в Париже. В этот период Ларионов оформляет спектакли – «Шут», «Лисица», «Русские сказки» и работает над натюрмортами и интерьерами – «Весенний букет», «Ателье на улице Висконти».

Михаи́л Фёдорович Ларио́нов (22 мая (3 июня) 1881 года, Тирасполь, Херсонская губерния, Российская империя - 10 мая 1964 года, Фонтене-о-Роз) - русский художник, живописец, график, сценограф, теоретик искусства, один из основоположников русского авангарда.

Родился в Херсонской губернии, в уездном городе Тирасполе. Сын военного фельдшера, детство провёл на юге России в Тирасполе, куда затем часто возвращался на летние этюды.

В 1891 году Ларионовы приехали в Москву, и Михаил поступил в реальное училище Воскресенского.

В 1898-1910 - учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Исаака Левитана . Там же познакомился с Натальей Гончаровой , ставшей не только его спутницей жизни (официально брак был зарегистрирован только в 1955 году), но и единомышленницей в творчестве.

С начала 1900-х годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе. Большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы, с творчеством которых впервые он познакомился в московском собрании Сергея Щукина.

В 1902-1906 годах работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету»).

В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева участвовал в русской секции парижского Осеннего салона.

В 1907 году, испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере , создавая запоминающиеся полотна, отличающиеся сочным цветом, резкими линиями и острыми сценами («Отдыхающий солдат», «Весна»).

К 1912 году создал новую художественную концепцию - лучизм , один из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, был призван на военную службу. Комиссовавшись по ранению, Ларионов поселился в Париже, где в 1915-1929 годах вместе с Гончаровой работал для Дягилева, создавая костюмы и декорации к постановкам его «Русских балетов». В живописи он вернулся к ранней, фигуративной, манере, камерному жанру и натюрморту. Из-за разразившейся Октябрьской революции в Россию больше не вернулся.

В 1955 году официально зарегистрировал свой брак с Натальей Гончаровой. После её смерти в 1962 году, женился на А. К. Томилиной, которая стала официальной наследницей художника.

Умер в парижском пригороде Фонтене-о-Роз в 1964 году. Похоронен на кладбище в Иври-сюр-Сен.

В Тирасполе есть улица, названная по фамилии художника.

Вместе с Натальей Гончаровой Ларионов был активным участником «левого направления» в искусстве, он инициировал серию громких выставок:

В 1980 году в Москве состоялась персональная выставка художника. В 1989 году картины Ларионова были переданы А. К. Томилиной-Ларионовой в дар Третьяковской галерее.

Активно работал с издательствами, в 1910-е годы исполнил иллюстрации к изданиям поэтов-футуристов («Помада» Кручёных, издано в 1912).

1913 «Драма в кабаре футуристов № 13». Премьера состоялась в январе 1914 года, уже после распада группы «Ослиный хвост».

6 декабря 2016 года «Марка Приднестровья» презентовала выпуск, посвященный художнику и одному из основоположников русского авангарда Михаилу Ларионову.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Ларионов уже в юности выступал против общепринятых традиций, поэтому за годы учебы в училище его три раза исключали за вольномыслие в живописи.

Общение с современными ему художниками, активное участие в деятельности живописцев, а также знакомство и последующая женитьба на Наталье Гончаровой, существенно повлияли на его творчество. Он писал в манере импрессионистов, заинтересовался принципами фовистов, изучал идеи примитивизма, пока не создал собственную теорию под названием лучизм. Он же выступил инициатором нового направления - неопримитивизма.

Бунтарский дух энергичного Ларионова привлекал внимание аналогично настроенных молодых художников. Ларионов организовал четыре ярких выставки, вокруг которых всякий раз разгорался скандал. Это небезызвестные выставки «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», переросшие в дальнейшем в одноименные организации. Вслед за ними последовали выставки «Мишень» и «№4», которые также объединяли молодежь, отрицающие каноны классической художественной школы.

К числу его известных работ относятся картины серий «Парикмахер» и «Солдат», автопортрет, «Кукольный театр», «Венера и Михаил», «Весна» и другие. Помимо живописи Ларионов иллюстрировал книги, оформлял театральные постановки и писал книги.

Ушел из жизни художник в 1964 году, достигнув 82-х лет.

Особенности творчества Ларионова

Ранний период деятельности

В ранний период художественной деятельности Ларионов творил в стиле импрессионистов. Ему нравилось рисовать картину с помощью коротких мазков, вызывая у зрителя ощущение пульсации полотна. Особенностью его импрессионистского стиля была яркая цветопись. Часто он располагал рядом цвета, которые относятся к несочетаемым, но при этом тонкое чутье художника помогало ему достичь цветовой гармонии. Интересно, что в его работах не краска подчинялась форме, а форма рождалась из отдельных мазков.

До 1906 года художник работал в направлении неоимпрессионизма. Его картины этого периода отличает колоритность и фрагментарность композиций. Он рисовал нежные пейзажи, которые трудно сравнивать с последующими картинами в стиле примитивизма, лучизма и других новых направлений.

Период примитивизма

Огромное влияние на творческий стиль Ларионова оказали поездки в Париж и Лондон. Вернувшись оттуда, он начал творить в стиле примитивизма. Первыми были гротески из жизни и быта солдат. Российская публика встретила новшество с неодобрением, закидав художника массой язвительных замечаний. Особенно досталось картине «Отдыхающий солдат». Однако картины в этом стиле наряду с дерзкими выставками «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» привлекли внимание бунтарских молодых художников, склонных к экспериментам и отказу от художественных норм и правил.

Заметим, что в отличие от наивного искусства (когда человек просто не умеет рисовать), примитивисты намерено создавали эффект невежественного искусства. Они делали картинку плоской, осознанно допускали ошибки перспективы, не соблюдали пропорции, прибегали к кричащим краскам и даже делали ошибки в подписях, чтобы выразить таким способом протест против академической школы. Им нужна была свобода. Свобода от жестких рамок и взглядов, чтобы перейти к искусству, которое не подчиняется логике.

Рождение лучизма

Именно лучизм считается тем направлением, который создал базу для будущего российского абстракционизма. И основателем его является Михаил Ларионов. Эксперты полагают, что предпосылками для создания художником лучизма могла быть работа с Врубелем и лондонская выставка У. Тернера.

Новая теория провозглашала базовым элементом луч, который пронизывает все и является причиной возникновения пространств и форм. При этом выделялся чистый лучизм (полная абстракция) и лучизм, базирующийся на конкретном объекте. Сами лучисты часто строили свои работы с использованием принципов кубизма, орфизма и футуризма, провозглашая лучизм вершиной всех этих направлений.

Рекорды продаж, цены на картины Ларионова

Еще в 1950-х годах, при жизни художника, на его картины начал расти спрос. Это привело к организации многочисленных выставок работ мастера и его супруги Н. Гончаровой. Но сколько стоят картины Ларионова сегодня? Посмотрим на информацию с аукционов.

В 2012 году на торгах МасDougall`s представили раннюю работу М. Ларионова «Цветы на веранде». Картину продали по нижней границе эстимейта за 1,1 млн фунтов (1,9 млн долларов).

В 2014 году на торги Sotheby`s попала картина «Месильщики теста». В 1913 году Ильей Зданевичем был составлен список главных трудов художника, в который вошла и эта работа. Ее последнее представление общественности состоялось в 1961 году в Англии. Это произведение в полной мере отражает его художественный стиль. Здесь наблюдается упрощение форм, интересное сочетание неподвижности и движения фигур, резкость и угловатость контуров. Работу оценили в 0,8–1,2 млн фунтов стерлингов, а продали за 1,9 млн фунтов (3,1 млн долларов).

Наконец, рекордом продаж картин Ларионова считается работа «Натюрморт с кувшином и иконой», ставшая лидером торгов Sotheby`s в 2007 году. Работа была создана около 1910 года и ранее участвовала в известной московской выставке. Эксперты оценили картину в 2-3 миллиона долларов и пророчили, что она станет звездой аукциона. Так и вышло. В ходе торгов борьба разгорелась между человеком, находящимся в зале, и участником, предлагающим цену по телефону. В результате полотно продали за 4,5 млн долларов.

Популярность картин Ларионова вызвала просто гигантский поток фальшивок. Начиная с 1980-х годов, в прессе неоднократно описывались скандалы вокруг очередной партии снятых с аукционных продаж разных стран мира картин художника. Например, в 1988 году в Швейцарии арестовали выставку, на которой было представлено почти двести работ Ларионова. Проверка показала, что все картины были фальшивыми.

Если до этого лидером по подделкам считался , то на смену ему пришли работы Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Ситуация осложняется появлением не только фальшивых картин, но и поддельных каталогов работ художников, поэтому так важно перед заключением сделки проводить экспертизу картин Ларионова, Гончаровой или других представителей авангардизма. Далее мы рассмотрим особенности этой процедуры, а также выясним, где и как продать картину Ларионова.

Особенности экспертизы, продажи и скупки картин Ларионова

Как оценить картину Ларионова

Чтобы более-менее достоверно оценить работу известного художника, нужно разбираться во многих деталях. Например, отлично знать весь творческий период автора, картины, которые были наиболее востребованными, понимать интересы арт-рынка и параметры, от которых зависит цена картины. Так как даже эксперты специализируются на конкретных эпохах художников, самому делать такую оценку не рекомендуется. Отказ от может привести к значительным финансовым потерям, когда дорогой шедевр продается за скромную сумму.

По этой причине мы предлагаем оценить картины Ларионова в специализированном центре экспертизы. Сотрудники центра исследуют холст в лаборатории по всем желаемым параметрам от установки подлинности до выявления состояния полотна.

Где выгодно продать картину Ларионова

Это можно сделать в галерее «Лермонтов» - антикварной площадке, присутствующей на рынке с 2008 года. За годы работы мы собрали на своем ресурсе широкую аудиторию людей, готовых приобрести ценные произведения искусства. Вам достаточно подготовить описание картины, сделать ее фотографии и прислать нам. Как только найдется покупатель, вы сможете обсудить с ним детали продажи.

Как продать картину Ларионова быстро

Описанный выше способ продажи хорош возможностью получить высокую прибыль. Но сам процесс может затянуться до тех пор, пока не найдется покупатель. Более быстрым вариантом является продажа картины за процент от ее стоимости. При таком способе мы сами произведем , предварительно убедившись в ее подлинности (проведем экспертную оценку).

error: Content is protected !!